Технологический процесс технического обслуживания
Процесс ТО выполняется в следующем порядке:
1.ЕТО – ежесменное техническое обслуживание, включает проверку качества крепежных соединений, показателя контрольно-измерительного прибора в кабине, наличия или отсутствия видимых повреждений, при необходимости проведения моечно-очистительных работ.
2.ТО – 1 Включает в себя весь перечень операций ЕТО, а также проверку уровня и плотности электролита, при необходимости доведения его до нормы. Осмотр соединения клемм, при необходимости подтяжка и крепление. Поверку заряженности батареи, при необходимости установка на подзаряд.
3.ТО – 2 Помимо работ выполняемых при ЕТО и ТО-1, в объем работ ТО – 2 входят диагностические работы по определению степени разряженности и техническом состоянии как в целом АКБ так и отдельных элементов. С помощью ареометра с поплавком со шкалой проверяют плотность электролита в каждой банке, характеризующей степень разряженности, а с помощью нагрузочных вилок (см. прил.2, рис.3) напряжение на каждом элементе. При сильно окисленных выводах аккумуляторов – выводы необходимо зачистить, смазать тонким слоем смазки типа литол или циатим.
-Поступившие в мастерскую аккумуляторные батареи, требующие только заряда, направляют в зарядное отделение, где устанавливают на стеллаж.
-В новые аккумуляторы заливают электролит, а в бывшие в эксплуатации - дистиллированную воду.
-Затем батареи по электрической емкости подбирают в группы для заряда.
-В конце заряда аккумуляторов корректируют плотность электролита.
-Заряженные АКБ, имеющие на поверхности следы электролита, нейтрализуют 10% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, протирают насухо ветошью и направляют в отделение хранения. ●АКБ, требующие ремонта, поступают в приемное отделение, где проверяют их техническое состояние и устанавливают вид ремонта. При некоторых неполадках (облом выводных штырей, трещины в крышке аккумулятора, трещины моноблока, необходимость перезаливки мастики) аккумуляторы направляются в ремонтно-сборочное отделение для устранения неисправностей.
-Из ремонтного отделения батареи направляют в зарядное отделение для заряда или в отделение хранения и выдачи готовой продукции.
-Годные другие детали направляют в ремонтно-сборочное отделение непосредственно на сборку, а детали, имеющие устранимые дефекты, - в ремонт, детали не поддающиеся ремонту выбраковываются и отправляются на утилизацию.
-Негодные межэлементные соединения переплавляют в литейном цеху.
-В ремонтно-сборочном отделении собирают и комплектуют все детали и материалы, необходимые для ремонта АКБ, поступивших из разборочно-сборочного отделения и со склада запасных частей и материалов.
-Отремонтированные аккумуляторные батареи поступают на склад хранения и выдачи готовой продукции или в зарядное отделение.
Ремонт АКБ
Ремонт подразделяется на текущий и капитальный. При текущем ремонте ремонту подвергаются только те неисправности, которые связаны с нарушениями поверхности крышек, банок, корпуса батареи, восстановлении выводов, замены в целом банок в сборе, заливки мастики.
При капитальном ремонте аккумулятор полностью разбирается, проводится разборка блока электродов, замена неисправных пластин и сепараторов или блока в целом, прессовка в блоки пластин и сборка, ремонт соединительных штырей, а также при необходимости производится весь комплекс мероприятий при текущем ремонте.
Имеется фото некоторых оборудований для ТО и ремонта АКБ (см. прил.2, рис.3).
Ремонт производится в аккумуляторном отделении специализированного центра по ТО и ремонту подвижного состава автотранспорта.
- Перед ремонтом АКБ очищают от пыли грязи и следов оксидов, тщательно проверяют состояние выводов, целостность моноблока, крышки, мастики.
- На поверхности моноблока и крышки не должно быть сколов, трещин, следов подтекания электролита.
- Если у АКБ незначительное повреждение пластмассового корпуса или крышки, то это устраняется без разборки.
- Трещины на корпусе и крышке можно заделать без наложения фрагмента, а только разогретым припоем.
- Если АКБ с поврежденным корпусом хранилась без электролита в поврежденной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ необходимо подвергнуть двукратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки. ●Одной из основных неисправностей, требующих ремонта аккумулятора, является сульфатация пластин – отложение плотного крупнокристаллического налета сернистого свинца.
- Небольшуюсульфатацию пластин устраняют, проведя один или несколько циклов «заряд-разряд». А при сильной требуется капитальный ремонт АКБ.
На втором этапе работы разработана технологическая схема ТО и ремонта АКБ в отделении аккумуляторной любого предприятия по ремонту транспортных средств. В данной технологической карте показана четкая последовательность технологического процесса ремонта АКБ. Данная технологическая карта имеет практическое применение на предприятии.
Зона ТР | Аккумуляторное отделение | |||||||||||||||||||
Постановка на автомобиль | Снятие с автомобиля | |||||||||||||||||||
Наружная очистка | ||||||||||||||||||||
Проверка технического состояния | ||||||||||||||||||||
Хранение | Разборка на детали | |||||||||||||||||||
Заряд | Разряд | Промывка составных частей | ||||||||||||||||||
Сборка | Годные | Дефектовка | Негодные | |||||||||||||||||
Требующие ремонта | Утиль | |||||||||||||||||||
Склад запасных частей | ||||||||||||||||||||
Ремонт | ||||||||||||||||||||
Схема 1 – Технология ремонта АКБ