Материалы для производства этикеток
В основу этой классификации положен базовый материал, применяемый для изготовления разнообразной этикеточной продукции. По материалу, применяемому для изготовления этикеток, различают: Этикетки из бумаги и картона, пластмассовые этикетки, из стекла, из дерева, металлические, этикетки из кожи и керамических материалов, этикетки из текстиля.
Этикетки, изготовленные из этих материалов, предназначены в первую очередь для демонстрации брэнда, выражения определенного стиля продукции, создания художественного образа. Т.е. они не идентифицируют продукцию и относятся к декоративному классу этикеток. Примерами таких этикеток могут служить текстильные нашивки, пришитые к изнаночной стороне одежды, с указанием размера и модели. В последние десятилетия бумажная этикетка используется производителями все реже и реже. На смену ей приходят этикетки из композитных материалов. Они представляют собой комбинацию различных материалов: и текстиля, и картона, и металла в различных соединениях. Но на первое место по объемам поставок выходит этикеточная продукция из полимерных материалов. Лидерами этой группы этикеток становятся самоклеящиеся этикетки (как листовые, так и круговые ролевые этикетки). Однако многие специалисты в области этикеточной продукции отводят особое место этикеткам из алюминиевой фольги, проча этому виду этикеток большое будущее. Традиционная сфера применения таких этикеток неуклонно расширяется. Их стали применять для декорирования пива в стеклянных бутылках. Кольеретка из алюминиевой фольги обладает рядом достоинств: во-первых, она достаточно экономична в производстве, а, значит, привлекательна по стоимости. Но это ничуть не умаляет ее достоинства в оформлении и минеральной воды, и ликероводочной продукции, а также на ПЭТ-таре и вино-коньячной продукции в стеклянных бутылках. Во-вторых, она отлично защищает продукт от подделки и несанкционированного вскрытия.
Этикетировочные машины
Это промышленный аппарат, предназначенный для автоматического расклеивания этикеток на упаковку разнообразной продукции. Такие аппараты бывают самыми разными: одни работают с горячим клеем, другие с холодным, третьи расклеивают этикетки с клеевым краем, четвёртые - самоклеящиеся стикеры (они по всем параметрам обгоняют свои аналоги, расклеивающие не самоклейку). Наклеивание самоклеящихся этикеток является чрезвычайно трудоемкой операцией. Для точного и равномерного нанесения их необходима точная первоначальная центровка этикетки, потому как сдвинуть её, чтобы откорректировать после нанесения, практически невозможно. С полипропиленовым стикером ручная корректировка ещё может получиться, а бумажный просто разрушится, либо расслоится при его отклеивании. Этикетировочные машины способны наносить разнообразные этикетки на тару или упаковку продукции. Делают это они очень качественно, точно, быстро. К слову, самоклейка может быть самой разнообразной: прозрачной или непрозрачной, полипропиленовой или бумажной, термоусадочной и сливерной (эти, пока малопопулярные, этикетки надеваются на бутылки как рукав). При этом этикетировочная машина оснащается специальными головками (аппликаторами), которые и наносят наклейку на упаковку. Их может быть несколько, что позволяет разместить на упаковке сразу несколько стикеров, что значительно экономит время. Для перемотки рулонов с маркировочными элементами в разное направление вращения у нас можно приобрести перемотчик. Виды этикетировочных машин. Этикетировочная машина может быть ротационной или линейной – все зависит от типа прохода продукции через этикетировочный аппарат. Линейные системы дешевле ротационных. Первые представляют собой транспортер, по которому продукция доходит до аппликационных станций, где наклеивается стикер. Но в этом случае невозможно ориентировать бутылку по нужным меткам, если таковая ориентация требуется. А вот автомат ротационного типа может это сделать – у него есть специальные фотоэлементы, которые реагируют на ориентирующие метки и размещают этикетку так, как это необходимо. По этой причине и ввиду общей сложности конструкции, она стоит дороже линейных автоматов. По своему механизму ротационный комплекс похож на карусель, поэтому называется также этикетировщиком карусельного типа. Он предназначен для наклеивания круговой и сегментной самоклейки. Аппликаторная головка является основным устройством машин. Для выполнения остальных операций (транспортировки упаковки, деления потока упаковок, её фиксации в движении, разглаживания этикетки на "трудных" поверхностях, круговой обкатки) этикетировщики оснащаются различными специальными механизмами. Использование на производстве производительных этикетировочных машин, позволяет наклеивать самоклеющиеся маркировочные изделия практически в любое место и поверхность упаковки.
42 Плоские приклеиваемые этикетки: сухие и самоклеящиеся.
Сухая этикетка – это бумага с текстом и изображением, которая прикрепляется к упаковке с помощью клея. Свойства cухой этикетки:
- Экономична в изготовлении;
- Широко используется для самых различных видов продукции;
- Применяются специальные этикетировочные линии;
- Требуется клей, специально подбираемый к каждому виду упаковки и условию использования продукта;
- Низкая себестоимость при высоком качестве печати;
- Производственная линия настраивается для этикетирования один раз, а переналадка требует дополнительных средств.
-Печатают сухую этикетку, как правило, офсетным способом печати. При больших тиражах, которыми печатается сухая этикетка, этот метод экономически выгоден. Кроме того, стоимость бумаги ниже в 3-4- раза, чем стоимость материалов, используемых при производстве самоклеящейся этикетки. Имеется возможность использования дизайнерских бумаг, а также к сухой этикетке можно применить множество различных способов отделки, способных придать бумажной этикетке богатый, шикарный вид. К этим методам относится тиснение фольгой, конгрев, УФ-лакирование.
Самоклеящаяся этикетка представляет собой сложный материал, в состав которого входят подложка, клеевой слой и поверхностный материал. Основное отличие самоклеящейся этикетки от этикетки на обычной бумаге состоит в том, что она готова к немедленному наклеиванию сразу же после печати и высечки, благодаря содержащемуся в ней клеевому компоненту. Поверхностным материалом самоклейки может быть разнообразные виды бумаг, картон, фольга, синтетическая пленка. Основа самоклеящейся этикетки – это, как правило, бумага или пленка. При этом может быть использована как обычная этикеточная бумага различных видов, так и специальные типы бумаги, в том числе металлизированная, термочувствительная и другие. если для этикетки требуется высокая долговечность, устойчивость к действию влаги, химических соединений, деформаций и других внешних факторов, то оптимальным выбором будет пленочная основа. Самоклеящиеся этикетки на основе пленок способны длительное время сохранять первоначальный внешний вид и использоваться в различных неблагоприятных условиях, в которых бумага быстро приходит в негодность, например в помещениях с высоко влажностью или в наружной рекламе. Недостатком пленочной основы является сложность последующей утилизации и неблагоприятное влияние на окружающую среду. Основные типы используемого клея:
· В тех случаях, когда этикетка должна оставаться на товаре до конца срока его использования, применяется перманентный тип клея.
· Для работы со сложными поверхностями применяется суперперманентный клей.
· Специальные клеи используются для замороженных продуктов, для текстильных поверхностей.
· Если предполагается отделение этикетки от поверхности контейнера, то используется съемный тип клея.
Область применения самоклеящихся этикеток достаточно широка. Они используются для производства этикеток на пластиковые упаковки средств бытовой химии, косметических товаров, наклеек и ценников на продукты питания. Самым распространенным способом печати самоклеящихся этикеток является флексопечать. Флексопечать представляет собой разновидность высокой печати с использованием гибких печатных форм. Это довольно малозатратный вид печати, при котором используются эластомерные формы и маловязкие красители, с высоким качеством печати. Благодаря эластичности печатных форм возможно перенесение изображений на нестандартные формы контейнеров (гофрированный картон, алюминиевые банки).
43.Характеристика объёмных этикеток
Объемные этикетки представляют собой покрытую прозрачной смолой подложку с нанесённой на неё фирменной символикой (нанесение логотипов, изображений, рекламы).
Объемная этикетка (шильд) в зависимости от вида применяемой смолы может быть твердой или гибкой. Полимерная смола защищает этикетку от механических воздействий, обеспечивая срок службы от 3-х до 10-ти лет.
Характеристики объемной этикетки:
-устойчивость к химическим (спирты, бензин, масла) и механическим воздействиям;
-способность к самовосстановлению после механических повреждений (царапины, вмятины);
-защищенность изображения от выгорания (стойкость к УФ-излучению);
-термическая устойчивость в диапазоне температур от -40° до +80° С;
-прочность закрепления на поверхности изделия;
-возможность наклеивания гибких объемных этикеток не только на ровную, но и на цилиндрическую поверхность.
Вплавляемые этикетки
Вплавляемые этикетки — это этикетки, которые впаиваются в пластиковую упаковку.
Для вплавления в коробочку или в крышку запечатанная и высеченная этикетка помещается в форму для литья под давлением (прессформу). После впрыска в прессформу расплавленного полимера происходит прочное соединение упаковки и этикетки. Вплавление позволяет интегрировать упаковку и этикетку — они смотрятся как единое целое.
Достоинства вплавляемых этикеток:
• высокая прочность соединения этикетки с упаковкой позволяет выполнять высокоскоростную фасовку продукта;
• при сохранении прочности упаковки снижается ее стоимость за счет экономии полимера;
• повышение степени защиты товара от подделки, поскольку вплавление этикеток экономически выгодно только при достаточно высоких тиражах;
• если этикетка и упаковка выполнены из одинакового материала, возможна их совместная вторичная переработка;
· Высокая устойчивость к высокой и низкой температуры, этикетки не боятся контакта с водой и др. жидкостями.