Приложение 2
Тест “От информированности к компетентности”
1. Наиболее важную информацию о прошедшем собрании вы обычно пытаетесь получить из:
A) разговора с приятелем, участником собрания;
Б) разговоров по поводу собрания между отдельными участниками в курилке, в спонтанной беседе;
B) протокола собрания.
2. Информацию до своих подчиненных вы обычно доводите путем:
A) обращения по громкоговорящей связи (радио, селектору и т.д.);
Б) непосредственного общения;
B) письменного распоряжения (приказа).
3. В своей работе вы предпочитаете:
А) избыток информации, чтобы ее можно было проверить и не ошибиться;
Б) недостаток информации, чтобы в этих условиях показать свои способности и опыт;
В) средний уровень информации, чтобы принимать решения согласно установленным правилам и шаблонам.
4. Имея несекретную информацию высокой ценности, вы попытаетесь:
A) скрыть ее и ждать “своего часа”;
Б) сразу использовать ее в производстве или продать;
B) засекретить ее и начать оформление рацпредложения или заявки на изобретение.
5. Использование компьютеров для обработки информации в народном хозяйстве экономически развитых стран приводит к:
A) уменьшению числа информационных работников;
Б) увеличению числа информационных работников;
B) существенно не изменяет состав работников.
6. Наилучшим подходом для создания автоматизированной системы управления организацией является:
A) распределенная система автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров;
Б) индивидуальное обеспечение сферы производства и управления персональными компьютерами;
B) централизованная система обработки информации в структуре ИВЦ.
7. Для получения полной информации о работе подчиненных вы предпочитаете:
A) поставить свой стол в комнате подчиненных;
Б) попросить кого-либо из сотрудников постоянно сообщать о наиболее важных делах в коллективе;
B) проводить собрания с обсуждением вопросов, требующих коллективных решений.
8. Ваши распоряжения обычно носят характер:
A) 2—3 страниц машинописного текста;
Б) индивидуальных разъяснений каждому подчиненному;
B) устных объявлений в течение рабочего дня.
9. Ваш подчиненный плохо выполняет распоряжения:
A) ему определяется соответствующее наказание;
Б) такие дела ему больше не поручаются;
B) руководитель ищет причины.
10. На совещаниях по экономике или упражнению вы обычно используете:
A) плакаты, чертежи, графику;
Б) словесное описание принципов и методов;
B) краткую аннотацию и призыв к самостоятельному ознакомлению.
11. Недостаток информации при принятии решения позволяет вам:
А) показать свой уровень;
Б) отказаться от принятия решения;
В) привлечь специалистов для выработки коллективного решения.
12. К вам постоянно ходят за какими-либо данными, вы можете:
A) размножить их с подробными комментариями;
Б) увеличить свой рабочий день, чтобы удовлетворить всех желающих;
B) расширить состав сотрудников, имеющих эти данные.
13. Для связи с подчиненными вы обычно используете:
A) телефон;
Б) секретаря;
B) вызов дм беседы.
14. Для ориентировки вы обычно получаете информацию:
A) в курилке;
Б) в приемной руководителя;
B) на вечеринках и собраниях.
15. В отношениях с подчиненными вы считаете себя:
A) сухарем;
Б) балагуром;
B) середнячком.
16. Если вы заболели, то в коллективе работа пойдет
A) хуже;
Б) лучше;
B) не изменится.
17. При решении любых вопросов вы:
A) исходите из своего опыта и знаний;
Б) советуетесь с кем-либо;
B) используете картотеку типовых ситуаций и решений.
18. Вы считаете, что создание в компьютера телефонных справочников и еженедельников для руководителей это:
A) дань моде;
Б) нерациональное использование компьютера и удорожание процесса управления;
B) реальное повышение отдачи руководителя.
19. Компьютер дома — это:
A) игрушка для детей;
Б) источник интеллектуального развития;
B) помощник, секретарь для всей семьи.
20. Сможете ли вы в изолированных условиях работать с компьютером:
A) в течение недели;
Б) в течение месяца;
B) в течение года.
21. Людей, которые в дороге или на работе через наушники слушают плейер, вы относите к:
A) чудакам;
Б) бездельникам;
B) вундеркиндам.
22. Трата рабочего времени на компьютерные развлекательные игры — это:
A) нарушение трудового режима;
Б) периодический отдых;
B) повышение квалификации.
23. Чтобы дела шли хорошо, необходимо:
A) как можно больше делать самому;
Б) больше доверять другим;
B) делать только то, что срывается.
24. Ваше критическое выступление в адрес руководства замечено не было. Это можно объяснить тем, что
A) все об этом давно знают;
Б) не было достаточной аргументации;
B) на собрании не было руководителей.
По приведенной таблице подсчитайте сумму баллов за ответ на каждый вопрос.
Ответ | Вопрос | |||||||||||
А | ||||||||||||
Б | ||||||||||||
В |
Продолжение
Ответ | Вопрос | |||||||||||
А | ||||||||||||
Б | ||||||||||||
В |
Если вы в сумме набрали не больше 38, то мы советуем еще раз проработать данную тему, а также замечательную книгу Страссмана Поля А. Информация в век электроники (проблемы управления). — М.: экономика, 1987.
Если вы набрали от 39 до 60, то мы рекомендуем просмотреть материал данной темы.
При наборе свыше 60 баллов вы — профессионал в области организации информационного обеспечения управления.
Резюме
• Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные — это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация — это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. .Информация — это часть данных.
• Информацию разделяют на два больших класса: объективную, овеществленную в товаре, и субъективную, отраженную, организованную людьми. Категория “информация” имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).
• Обычно в управлении выделяют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.
• Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К ним относятся законы единства систем управления, соотносительности управляющей и управляемой систем, пропорциональности производства и управления, экономии времени, экономии интеллектуальной энергии (труда), перехода от административных к организационным методам управления.
• Существуют различные способы получения информации, а также способы ее защиты.
• Закон информированности-упорядоченности исходит из известного соотношения неопределенности информации, определяющей качество разработки решения.
• Рекламная деятельность — это самое важное приложение закона информированности-упорядоченности.
Вопросы для самоконтроля
1. Какое различие между терминами “информация” и “данные”?
2. Какие важнейшие элементы включает информационная среда управления?
3. Какая информация относится к классу объективной, а какая — к классу субъективной?
4. Тождественны ли два понятия: “субъективная информация” и “ошибочная информация”?
5. Какова методика работы со слухами?
6. Перечислите основные характеристики управленческой информации.
7. Какие уровни имеет объем воспринимаемой информации?
8. В чем проявляется монополизация информации?
9. Какими способами можно повысить достоверность информации?
10. Какое значение в управлении имеет ценность информации?
11. Какие существуют основные способы защиты информации?
12.Какая информация в компании относится к конфиденциальной?
13. Как оценивается эффективность управленческой информации?
14. Какие особенности в управленческий труд внесли современные информационные технологии?
15. Какие особенности реализации законов управления проявляются в условиях информатизации общества?
16. Перечислите способы защиты информации в компаниях.
17. Какие технические средства используются для получения и защиты информации в организациях?
18. Объясните суть закона информированности-упорядоченности?
19. Какие существуют варианты действия закона информированности-упорядоченности?
20. Каков механизм действия закона информированности-упорядоченности в рекламной деятельности?