Xi. защита выпускных квалификационных работ 3 страница
Автореферат (или проспект) ВКР в аннотированном виде должен содержать следующие основные ее характеристики (реквизиты): фамилия, имя, отчество выпускника, инициалы и фамилия руководителя, тема, предмет (объект) исследования или разработки, год выполнения, объем, цели и конкретные результаты работы с необходимыми иллюстрациями (схемы, графики, эскизы и т.п.), основные данные о процессе, объекте, изделии и др., рекомендации по внедрению, реализации или итоги внедрения результатов ВКР, экономическую эффективность и значимость выполненной ВКР, прогнозные предположения о возможностях продолжения исследований.
Объем автореферата (возможно от 3 до 5 стр. текста без учета иллюстраций) устанавливается кафедрой (или руководителем ВКР) так, чтобы сущность всей выполненной ВКР однозначно без субъективных толкований была понята председателем и членами ЭК ГАК в процессе предварительного ознакомления с ВКР и подготовки к ее защите.
Автореферат (или проспект) представляется заведующему кафедрой вместе с основными материалами ВКР при ее утверждении и допуске к защите.
После защиты ВКР автореферат (или проспект) остается на кафедре. Отдельные материалы могут быть сведены в тематические сборники.
39. С целью развития навыков подготовки научно-технических документов и представления студентами качественных материалов как по содержанию, так и по форме изложения информации не только в рассматриваемой ВКР, её автореферате, отзыве руководителя, рецензии специалиста, в самих методических указаниях по подготовке ВКР и проведению итоговой государственной аттестации, но и в учебно-исследовательских и научно-технических документах на предыдущих этапах обучения (при написании реферата, текста курсовых проектов и работ с элементами научных исследований, научной статьи, конкурсной научно-исследовательской работы, отчета по практике и др.) желательно, чтобы выпускающая кафедра разработала соответствующие методические указания и ознакомила с ними студентов.
В этих указаниях должны быть представлены правила составления и оформления документации, в частности вопросы построения текста документа, его стиля и структуры, технологии правки текста, анализа особенностей научного общения, разбора примеров текстов научно-технических документов с точки зрения их соответствия существующим нормам представления научно-технической информации, учета их научно-литературного уровня.
В части указаний, касающейся подготовки ВКР и ее сопроводительных документов, необходимо, чтобы выпускник оптимально представлял сущность своей работы, подчеркивая в тексте основные данные о её актуальности, новизне и оригинальности, четко описал методику исследований и расчетов, дал подробный анализ их результатов, бесспорно обосновал выдвигаемые положения и выводы и т.д. Устанавливаются требования по унифицированной форме автореферата (проспекта) к содержанию и объему (включая текст и иллюстративные материалы – схемы, рисунки, таблицы, графики).
Такие методические указания могут быть предназначены и для преподавателей, работников университета при составлении ими управленческих (планы, отчеты, справки), служебных, методических и прочих документов.
VIII. ПОДГОТОВКА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
40. Для реализации назначения и целей государственного экзамена – ИМЭС (или ИМЭН), ИЭОД, изложенных в пп.7, 8 настоящего Положения, выпускающая (при необходимости и обеспечивающие кафедры) на основании ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки), методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО, а также настоящего Положения готовит уточненную рабочую программу государственного экзамена с конкретным фондом испытательных (контролирующих) материалов для проведения этого экзамена, критериями оценки, примерами оценочных средств для достижения заявленных в программе экзамена требований и т.п.
41. При создании и использовании фонда испытательных (контролирующих) материалов для каждого итогового государственного экзамена должны соблюдаться следующие требования.
Каждый вариант контролирующих материалов (задания, тесты, вопросы, билет и т.п.) может быть сформирован как единое задание (комплексное задание), а также составлен из ряда отдельных заданий (вопросов), объединенных или частично объединенных общей логической схемой комплексного задания (вопросы должны быть взяты из установленных кафедрой основных учебных модулей – дисциплин образовательной программы, обеспечивающей получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена).
Задания разрабатываются для выполнения студентами в форме письменной (или практической) работы с собеседованием или в письменно-устной форме с собеседованием. Трудоемкость одного варианта задания определяется разработчиками экспериментально путем пробного его выполнения и должна быть не более 120 мин.
При формировании испытательных материалов (совокупности заданий) необходимо:
· использовать общепринятые термины, символы и названия, которые могут быть однозначно поняты всеми студентами;
· предусмотреть сведение к минимуму затрат времени студента на вспомогательные операции (простота промежуточных расчетов и т.д.);
· рекомендовать основную учебную и справочную литературу, используемой студентами при выполнении задания;
· учитывать учебно-методические, технические и эргоэкономические условия проведения государственного экзамена.
В испытательные материалы не следует включать задания, вопросы, которые требовали бы от студента приводить в ответах пространные объяснения, сложные формульные соотношении, выводы формул, сложные чертежи и схемы.
Каждый вариант испытательных материалов должен содержать эталонные ответы, включая промежуточные расчеты, графики, пояснения и окончательный ответ.
При выполнении задания студент может пользоваться любыми рекомендованными материалами (конспект лекций, учебники, справочники, методические пособия и т.д. – перечень этих материалов устанавливает кафедра), но время выполнения должно быть ограничено только собственно временем решения поставленных задач (без времени на «подготовку» или «обдумывание», то есть студент должен осуществлять решение с «листа»).
Фонд испытательных материалов оформляется в соответствии с установленными требованиями для работ, подготовленных к изданию внутривузовским способом. Минимальное количество экземпляров каждого варианта три: после обсуждения на заседании кафедры с участием председателя ГАК и утверждения Ученым советом института (факультета) первый экземпляр представляется в методкабинет, второй (контрольный) – хранится на кафедре, третий – используется на государственном экзамене.
42. При формировании фонда испытательных (контролирующих) материалов кафедра может использовать различные подходы, исходя из формы и процедуры проведения государственного экзамена. Некоторые возможные их варианты приведены ниже. Они также могут быть рекомендованы для проведения аттестации специальности (направления подготовки) в рамках комплексной оценки деятельности университета и его подразделений.
а) Наиболее общим является проведение государственного экзамена по комплексному квалификационному заданию (ККЗ), разработанному в соответствии с требованиями ГОС ВПО к уровню профессиональной подготовленности выпускника по блоку основных учебных модулей дисциплин учебного плана, перечень которых утверждается Ученым советом института (факультета).
ККЗ представляет собой текстовую обобщенную модель проблемной ситуации (задачу-модель), максимально приближенную к той, с которой выпускник специальности (направления подготовки) может встретиться в своей практической деятельности. При этом как условие задачи-модели, так и алгоритм ее решения (эталон) даются в самом общем виде без числовой или иной конкретизации исходных данных задачи.
В структуру фонда ККЗ по специальности (направлению подготовки) закладывается блочно-модульный принцип, т.е. ККЗ представляется совокупностью взаимосвязанных блоков и подблоков, каждый из которых, в свою очередь, включает вопросы соответствующего основного учебного модуля.
Основное методическое условие при разработке ККЗ – это необходимость обеспечения во время проведения экзамена высокой значимости каждого задания (его блоков и подблоков) для решения задачи соответствия выпускника требованиям ГОС ВПО. С этих позиций, значимость ККЗ определяется тем, насколько ограниченное число вопросов задания позволяет внести интегральное решение о соответствии выпускника. В первый блок может быть включен комплекс задач (вопросов), раскрывающий нормативную систему профессиональной деятельности выпускника по ее видам; в следующих блоках (подблоках) могут быть развернуты комплексы основных мировоззренческих и общекультурных задач аналитического характера, которые соотносятся с наиболее значимыми требованиями ГОС ВПО, где ответ на любое задание (вопрос) может потребовать от выпускника знаний различных дисциплин образовательной программы.
Одно общее ККЗ может быть предложено для решения его несколькими студентами, предварительно разделив его на частные квалификационные задания (ЧКЗ), отличающихся друг от друга числовой или иной конкретизацией исходных данных обобщенной задачи-модели и алгоритма (подхода) к решению.
В любом случае ККЗ (или ЧКЗ) необходимо сформулировать так, чтобы при его решении студент мог изложить:
· особенности и принципиальное устройство изученных объектов (в природе, технике, производстве, обществе) и взаимодействие их составных частей;
· последовательность и содержание этапов процессов (химических, физических, механических, электрических, тепловых, смешанных, технологических, производственных, социальных и других), происходящих в объектах;
· сущность процессов и явлений, протекающих в изученных объектах;
· диалектическую взаимосвязь объектов, процессов и явлений в вопросах специальности (направления подготовки);
· характер влияния основных параметров изучения объектов и процессов на конечные рабочие характеристики;
· содержание изученных и предлагаемых методических приемов, способов и средств расчетов, построений, исследований, обработки получаемых данных и т.д.;
· практическое использование всех аспектов полученных знаний по специальности (направлению подготовки).
б) Для ряда специальностей (направлений подготовки) при оценке качества подготовки выпускников с помощью государственного экзамена (ИМЭС, ИМЭН, ИЭОД) может быть рекомендована система, включающая несколько (например, три) этапов.
Первый этап может строиться на использовании тестирования с помощью компьютера, которое должно строиться не столько на проверку знаний, сколько на оценку характера знаний, их структуры, способов использования, оперирования знаниями, а также типа мышления и индивидуальных особенностей его реализации. Тестирование должно оценить в комплексном виде соотношение и сочетание профессиональных, мировоззренческих и др. знаний, а также профессиональной ориентации и адаптации в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки).
На следующем этапе выпускникам может быть предложена деловая игра, которая позволяет оценить особенности принятия решений (управленческих, организационных, конструкторских, технологических и др.), ориентироваться в проблемной ситуации и ставить цели, наиболее рациональные в создавшихся условиях. Такую деловую игру можно осуществлять как в индивидуальном порядке, так и в условиях групповой работы.
На заключительном этапе может быть предложено практическое задание или производственная (экономическая, экологическая, социальная и др.) ситуация, которые нужно проанализировать с позиции определенных целей отдельных направлений профессиональной деятельности, найти соответствующие решения, а также провести экспертные оценки, консультационные и другие работы.
Указанная процедура проведения государственного экзамена требует большой подготовительной работы многих кафедр, участвующих в образовательном процессе по данной специальности (направлению подготовки), – по созданию тестов, разработке деловой игры, задач по проблемным ситуациям и др., однако, по мнению большинства экспертов, более эффективна и обеспечивает в большей степени достижения целей и задач государственного экзамена.
в) Другой подход к созданию испытательных материалов к государственному экзамену основан также на компьютерном тестировании (с теми же целями, указанными в предыдущем пункте) на основе фондов тестов разного уровня сложности (от минимального до, по возможности, высшего уровня усвоения) для комплексной оценки знаний и умений выпускника по каждому циклу дисциплин учебного плана специальности (направления подготовки).
Практическая часть экзамена может быть посвящена решению проблемной ситуации (как и в предыдущем варианте) или разработке технического задания и технического предложения по проектированию определенного объекта, процесса, или разработке бизнес-плана, плана ликвидации социальных, экологических и других последствий и т.д.
г) Государственный экзамен может проводиться и в традиционной для экзаменов форме – по экзаменационным билетам, составленным в соответствии с утвержденной программой. Каждый билет должен объединять по возможности вопросы, интегрально относящиеся к одному или группе подобных объектов (процессов), к явлению или проблеме, которые дают возможность проверить знания и умения по ключевым базовым дисциплинам учебного плана специальности (направления подготовки).
43. Для подготовки к государственному экзамену и его проведения в графике учебного процесса обычно выделяется 10-14 дней в заключительном семестре обучения, после прохождения преддипломной практики или в последний период подготовки ВКР до ее защиты (экзамен в таком случае должен проводиться не позднее чем за один месяц до начала защиты ВКР).
44. Студенты обеспечиваются программой государственного экзамена, образцами испытательных (контролирующих) материалов, им указывается перечень основной и дополнительной литературы, а также рекомендуемых материалов, которые будут предоставлены на экзамене.
45. В период подготовки к государственному экзамену выпускающая (при необходимости и обеспечивающая) кафедра организовывает чтение обзорных лекций (в объеме не менее 12 часов на поток), проведение групповых (до 6 часов на одну группу) и индивидуальных (по обращению студента) консультаций, на которых рассматривается весь круг вопросов по организации и проведению государственного экзамена, включая критерии его оценки.
46. За две недели до начала государственного экзамена директор института (декан факультета) представляет в ректорат проект приказа о допуске студентов к экзамену (по форме 5 приложения 2).
47. Прием государственного экзамена проводится на открытом заседании ЭК ГАК с участием не менее двух третей ее утвержденного состава, включая председателя. На заседании ЭК ГАК могут присутствовать представители ректората, администрации института (факультета), а также преподаватели выпускающей и обеспечивающих кафедр.
Продолжительность заседания ЭК ГАК не должна превышать шести часов в день для приема государственного экзамена у 12 студентов (из расчета затрат времени на проведение экзамена в среднем до 30 мин. на одного студента) независимо от формы его проведения.
Все заседания ЭК ГАК по приему каждого вида государственного экзамена протоколируются в специальной книге (журнале) протоколов (по форме 1 приложения 4), которую секретарь ЭК ГАК получает в администрации института (факультета) и после экзаменов возвращает обратно (в делах администрации она хранится постоянно).
48. Форма проведения каждого вида государственного экзамена выбирается кафедрой в зависимости от вида испытательных материалов. В любом случае должно быть проведено собеседование со студентом, ему могут быть заданы любые вопросы теоретического и практического характера как уточняющие содержание ответа по заданию (тесту, билету), так и по программе данного экзамена.
49. Решение об оценке знаний, умений и навыков, показанных в процессе итоговой государственной аттестации, принимается ЭК ГАК на закрытом ее заседании открытым голосованием, простым большинством голосов членов ЭК, участвовавших в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии и его заместителя. При равном числе голосов решающим является голос председателя ЭК ГАК (или заменяющего его заместителя). Результаты любого из видов аттестационных испытаний (государственного экзамена, защиты ВКР) определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются студентам в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания ЭК ГАК (правила их оформления – см. п. 103).
При определении оценки государственного экзамена и защиты ВКР принимается во внимание качество выполненного задания, представленных материалов и качество ответов студента не только по существу задания, но и на дополнительные вопросы с целью проверки общего уровня его теоретической, научной и практической подготовки в соответствии с требованиями ГОС ВПО, а также общественная активность студента в период обучения в университете.
50. Студент имеет право последовательно обжаловать принятые решения о недопуске к итоговой государственной аттестации или по результату при сдаче экзамена или защите ВКР в администрации института (факультета), в ЭК ГАК с участием ее председателя, в ректорате университета и Минобрнауки России. Для разрешения споров решением Ученого совета подразделения создается конфликтная комиссия с включением в нее представителей студентов до одной четверти состава (проект приказа – по форме 6 приложения 2), которая в трехдневный срок представляет в ректорат заключение по данному спору.
51. Студент, получивший неудовлетворительную оценку на государственном экзамене (ИМЭН, ИМЭС, или ИЭОД) или при защите ВКР, может быть допущен к экзамену (или к защите ВКР) повторно. Разрешение на повторную сдачу госэкзамена (или защиту ВКР) данному студенту дается ректором (проректором) университета по обоснованному заявлению студента и представлению директора института (декана факультета), предварительно согласованному с председателем ЭК ГАК, на основании которых издается соответствующий приказ (по форме 8 приложения 2) с указанием срока: повторная сдача экзамена должна быть завершена не позднее одного месяца до защиты ВКР, а повторная защита ВКР – не позднее 5 дней после завершения работы ГАК (в период составления и обсуждения отчета ГАК) при наличии кворума.
Повторная сдача государственного экзамена (или защита ВКР) разрешается только один раз. Студент, получивший неудовлетворительную оценку при повторной аттестации, исключается из университета с выдачей ему академической справки или, по его желанию, диплома о неполном высшем профессиональным образовании (соответствующий проект приказ готовиться по форме 9 приложения 2).
При восстановлении в университет (не ранее чем через три месяца и не позднее чем через пять лет после отчисления) студенту назначаются новые итоговые аттестационные испытания в порядке, действующем в соответствующий год восстановления; если при этом студент не подтверждает соответствие подготовки требованиям ГОС ВПО (т.е. вновь получает неудовлетворительную оценку) при прохождении первого или второго вида итоговых аттестационных испытаний, то ему в дальнейшем не предоставляется возможность пройти соответствующее аттестационное испытание повторно и студент отчисляется из университета без права восстановления (допустимая формулировка проекта приказа, подготавливаемого администрацией подразделения, - по форме 10 Приложения 2).
52. Студенту, не сдававшему государственный экзамен (или не защитившему ВКР) по уважительной (документально подтвержденной) причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях), по его заявлению ректором (проректором) может быть разрешена сдача экзамена в период подготовки ВКР (не позднее 30 дней до ее защиты) или без отчисления из университета удлинен срок обучения для сдачи госэкзамена и защиты ВКР в течение одного календарного года (до истечения полномочий данной ГАК) или до следующего периода работы новой ГАК, но не более одного года (проекты приказов – по формам 7,13 приложения 2).
В этом случае администрация института (факультета) и выпускающая кафедра организуют работу соответствующей ЭК ГАК по видам итоговых аттестационных испытаний и предоставляют возможность пройти итоговую государственную аттестацию в установленные сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления студентом. Необходимости получения разрешения проректора по УР на прохождение аттестации здесь нет.
Если в течение предоставленного срока студент не имел возможности пройти итоговые аттестационные испытания, то он представляется к отчислению как не прошедший итоговую государственную аттестацию по неуважительной причине (проект приказа на отчисление аналогичен обычному приказу по движению студентов).
В случае изменения перечня аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, выпускник проходит аттестацию по условиям, действовавшим в год окончания им теоретического курса, при этом вопрос об изменении задания на госэкзамен или тематики ВКР решает выпускающая кафедра.
53. По окончании своей работы ЭК ГАК по приему государственного экзамена разрабатывает согласно установленному порядку отчет, который будет являться составной частью сводного отчета ГАК. Структура отчета в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию Минобрнауки России доводится до институтов и факультетов Учебно-методическим управлением до начала итоговой государственной аттестации (см. раздел XIII настоящего Положения).
54. Оформленные протоколы заседаний ЭК ГАК и зачетные книжки студентов в разделе «Государственные экзамены» с отметкой «Государственный экзамен», «Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности (или направлению подготовки)» или «Итоговый экзамен по дисциплине (название))» и с проставленными оценками подписываются председателем и всеми членами ЭК ГАК.
Бланки (ведомости и др.), использованные комиссией на государственном экзамене, остаются в делах кафедры, протоколы заседаний ЭК ГАК возвращаются в администрацию института (факультета), а зачетные книжки – студентам.
55. Отчет ЭК ГАК по приему государственного экзамена не позднее 10 дней после окончания экзамена обсуждается на заседаниях Ученого совета института (факультета) и выпускающей кафедры при обязательном участии председателя ЭК ГАК.
Ученый совет института (факультета) и выпускающая кафедра по итогам государственного экзамена разрабатывают и осуществляют соответствующие мероприятия, направленные на совершенствование подготовки студентов данной специальности (направления подготовки), которые в совокупности должны позволить:
· профессорско-преподавательскому составу выпускающей и обеспечивающих кафедр – более обоснованно проектировать учебно-воспитательный процесс по специальности (направлению подготовки), включая переработку учебного плана, программ учебных дисциплин и средств организационного, методического, технического и др. обеспечения;
· каждому преподавателю – уточнить цели, место и роль своей учебной дисциплины в формировании будущих специалистов данного профиля;
· студентам – регулярно осуществлять самоанализ и самооценку успешности овладения видами профессиональной деятельности на всех этапах их обучения в университете;
· руководству института (факультета) и выпускающей кафедры – обеспечить на современной нормативно-методической базе деятельность всех ЭК ГАК и соответствующее проведение итоговой государственной аттестации выпускников, углубить связи с потребителями кадров данного профиля.
IX ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
56.Выпускная квалификационная работа (ВКР) выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования:
· для квалификации (степени) «бакалавр» – в форме бакалаврской работы (БР), которая может основываться на обобщении выполненных студентом курсовых работ и проектов на предыдущих этапах обучения и подготавливается к защите в завершающий период теоретического обучения;
· для квалификации «дипломированный специалист» – в форме дипломного проекта (ДП) или дипломной работы (ДР);
· для квалификации (степени) «магистр» – в форме магистерской диссертации (МД);
Форма ВКР определяется ее спецификой – назначением и содержанием. В проектах приказов о тематике ВКР, о ее закреплении за выпускающими кафедрами (по формам 2,3,7,10 приложения 2) должно быть показано четкое разделение ВКР на ДП или ДР (в соответствии с требованиями к отчету о работе ГАК). Деление ВКР на ДП или ДР, МД, а также их назначение и содержание проводятся исходя их следующих соображений.
а) По всем направлениям подготовки дипломированных специалистов, входящих в группу 650000 Техника и технологии по ГОС ВПО второго поколения (2000г.) и отнесенным к ним специальностям высшего профессионального образования с квалификацией «инженер» (или «инженер-технолог», «инженер-эколог», «инженер-менеджер», «инженер-математик», «инженер путей сообщения»), а также по отдельным специальностям подготовки дипломированных специалистов (группы 060000) и междисциплинарным специальностям (группы 350000), исходя из установленных их ГОС ВПО квалификационной характеристики выпускника и требований у уровню его подготовки, ВКР выполняется, как правило, в форме ДП, в большинстве своем с научно-исследовательским уклоном (ДПНИУ).
ДП – самостоятельная комплексная работа выпускника, состоящая из теоретических или экспериментальных исследований, расчетов, демонстрационных чертежей и расчетно-пояснительной записки с обоснованием технико-экономической целесообразности проектирования (разработки) и расчетно-конструкторскими (расчетно-аналитическими) данными.
ДП должен отображать совокупность проектных действий выпускника (и их содержание), отвечающих логике развития научно-технического нововведения (инновационного процесса) в сферах материального производства, сбыта и потребления и направленных на генерирование собственных (автора ДП) или использование известных, но нереализованных технических (технологических) идей, потенциально обеспечивающих создание объекта (изделия, процесса) иного, лучшего уровня качества – принципиально нового или более совершенного в тактико-техническом, функциональном, технологическом, экономическом, экологическом и других отношениях.
В каждом ДП реализация поставленных задач (анализ, расчеты, конструкторские, программные разработки, технологическое и организационное проектирование и др.) сопровождается экономической оценкой принятых проектных решений и прогнозированием последствий от них (технических, технологических, экологических, социальных, правовых и др.)
В ВКР с опытно-конструкторскими и научно-исследовательскими разработками (ДПНИУ) могут быть включены структурные составляющие, что и в обычном ДП в описанном выше смысле, но содержание и удельный вес отдельных его разделов (частей) могут существенно отличаться от таковых в обычном ДП, в том числе и в графической части, и освещаться в той мере, какой они касаются рассматриваемого объекта (изделия, процесса, опытного образца) и его исследования (включая теорию и технику эксперимента, анализ полученных результатов, проектирование установки, стенда, макета по результатам исследований и др.).
б) По большинству специальностей экономики и управления (группа 060000) и междисциплинарных специальностей (группа 350000), а также некоторым техническим и технологическим специальностям ВКР могут выполняться в форме ДР.
ДР выпускника этих образовательных программ представляет собой законченное самостоятельное исследование (разработку) или анализ (решение) какой-либо актуальной проблемы (практической задачи) в области избранной специальности и содержит систематизированные данные о выполненной научно-исследовательской работе, описание процесса или результаты научно-технического исследования (экспериментальной или теоретической направленности) или состояние актуальной научно-технической, экономической, социальной и т.п. проблемы.
ДР предполагает достаточную теоретическую разработку темы с выбором направлений исследования, расчетами, анализом экспериментов, наблюдений и опросов, литературных и других источников информации по исследуемому вопросу (проблеме), обобщение и оценку результатов исследований, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов исследований, а также оценку технико-экономической эффективности внедрения (при невозможности определения последней указывается народнохозяйственная, научная, социальная значимость выполненной работы).
ДР должна содержать также расчетно-графическую часть (схемы, графики, таблицы, формулы и т.п.).
При выполнении ДР теоретического или экспериментального характера по некоторым технологическим и другим специальностям необходимо иметь в виду, что:
· ДР содержательно и предметно должна соответствовать профессиональной образовательной программе специальности, требованиям ее ГОС ВПО и подчеркивать достаточный уровень подготовленности выпускника на инновационную деятельность и системные действия по объектам и видам будущей работы выпускника, как и при выполнении ДП или (ДПНИУ);