Стабилизационные стратегии

Выделяется несколько инновационных стратегий, направленных на сохранение и упрочение своих позиций на рынке и в отрасли.

1. Оборонительная стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер. При этом организация отказывается от возможного высокого уровня первоначального дохода в обмен на безопасность позднего выхода на рынок, что обеспечивается знанием результатов продажи продукта. Кроме того, снижаются затраты на разработку новшества, на маркетинг и рекламу. Эта стратегия присуща фирмам, работающим на рынке туристических услуг.

2. Оппортунистическая стратегияэто стратегия, при которой небольшое предприятие, несмотря на жесткие ресурсные ограничения (например, площади), формируют и поддерживают имидж уникальной организации посредством систематического осуществления новаций-оригинальных акций, соответствующих миссии предприятия и внешней среде. При этом в числе ключевых компетенций организаций – умение привлекать ресурсы, работать с потенциальными донорами, развивать партнерские отношения с другими учреждениями и организациями и знаменитыми личностями, активно осуществляя поиск возможностей, а также разрабатывать и осуществлять низкозатратные социокультурные проекты (пример 47). Причем копирование таких новаций другими предприятиями бывает затруднено в силу их «точечной привязки» или утраты новизны и оригинальности. Во всяком случае, какое-то время предприятие единолично представляет новый продукт или услугу потребителям.

Пример 47 Оппортунистическая стратегия Музей города Епифани - это крошечный музейчик, вся экспозиция которого размещается в двух комнатах мещанской избы. Строго говоря, в нем и экспозиции-то серьезной, практически нет. На стенах развешены фотографии старой Епифани, в торце стоят две витрины с предметами, которые продавались на знаменитой Епифанской ярмарке: платки, сапоги, уздечки, старые купюры, весы и гири. (Все это сложно назвать даже антиквариатом). Однако посетителю предлагаются не столько вещи, сколько интерактивный опрос-викторина, который позволяет реконструировать атмосферу уездного города, понять, как функционировала ярмарка, как торгова­лись, заключали сделки, расплачивались... Заканчивается все классическим русским чаепитием с плюшками. При этом стол с самоваром накрывается тут же посреди зала. Летом 2002 г. Музей-заповедник «Куликово поле» проводил в Епифани конкурс-выставку «Я люблю Епифань». На грантовые средства было закуплено несколько фотоаппаратов-«мыльниц», в которые вставлялась пленка. Любой житель мог взять на время фотоаппарат и отснять по своему усмотрению наиболее любопыт­ные виды или сцены из жизни города. Отпечатанные фотографии экспо­нировались на пяти площадках: в музее, библиотеке, центральном уни­вермаге, на автовокзале и в проходной спирт-завода (самого крупного предприятия города). И если поначалу желающих принять участие в акции было немного, то через некоторое время, наталкиваясь в разных местах на фотовыставки, в подготовке которых участвовали знакомые, сослуживцы, соседи, люди «завелись». Удачно выбранные площадки помогли «втянуть» городское сообщество в акцию. Лучшие фотографии вошли затем в календарь на 2003 год. Оппортунистическую стратегию реализуют и небольшие магазины, которые все чаще вторгаются «в исконные владения» учреждений культуры: · Бутик Эрмес, например, расположенный в старинном особнячке на Кузнецком мосту, превратил свои антресоли в выставочное пространство. При этом его владельцы заключили дого­вор с Музеем архитектуры для того, чтобы тот готовил сменные экспо­зиции на профессиональном и высокохудожественном уровне; · Бутик - «Джеймс» на Тверской улице - оборудовал в подвале бар, биб­лиотеку по моде и видео-салон. На стенах торгового зала первого этажа постоянно экспонируются выставки фотографии и современного искусства. Оба этих бутика представляют собой симбиоз магазина, ресторана, выставочного зала и площадки для художественных акций. Расчет - задержать посетителя в своих стенах как можно боль­ше, создать среду, куда люди будут приходить просто для того, чтобы элегантно провести время. Ну а если кому-то из гостей захочется вне­планово что-нибудь купить, то этому будут только рады. К сожалению, учреждения культуры не только не предпринимают ответных рейдов на чужую территорию (например, открыть в музее или клубе какой-нибудь магазин или салон). Они не предпринимают даже попыток создать комфортную, дружественную атмосферу, располагаю­щую к беседе и приятному созерцательному ничегонеделанию. А как известно, качество среды определяется тем, сколько времени человек может провести в ней совершенно бесцельно. Как правило, в учрежде­ниях культуры обстановка остается холодной и высокомерной, она вы­талкивает человека. Абсолютно не учитывается базовая потребность - потребность общения. И опять приходится констатировать тот факт, что коммерческий сектор переигрывает организации культу­ры. В частности, в Москве совсем недавно открылось «буКафе» - гибрид ресторана, книжного магазина и библиотеки эксклюзивной книги. Книги (а их стоимость доходит до тысячи евро и выше) закупаются в двух экземплярах: один на продажу, другой - полистать в зале и обсудить. При этом владельцы исходили из того, что «обсуждение» - не менее важная часть ритуала для человека, который приобретает дорогущее, уникальное издание, чем владение им.

3. Лицензионная или имитационная стратегиястратегия,при которойтехнология или продукт приобретаются у других предприятий, например, путем заключения франчайзингового лицензионного договора (используется в гостиничной индустрии, туризме).

  1. Защитная стратегия основана на том, что изменения осуществляются без претензий на занятие организацией ведущих позиций, и цель их заключается в том, чтобы не отстать от других в уровне обслуживания и поддержать интерес потребителей.
  2. Зависимая стратегия предполагает, что организация ориентируется на разработки продукта или услуг крупных ведущих предприятий. Ее целью является самосохранение на основе выполнения контрактных работ для данных организаций.

Наши рекомендации