Упражнения творческого характера

Многофункциональные упражнения-разминки на отработку навыка чтения, стимулирующие интерес к чтению (задания читает взрослый)

Чтение столбиков слов

Прочитай слова в столбиках. Читай сверху вниз медленно и правильно, снизу вверх читай быстро.

РУЧКА УКАЗКА

ПАРТА УЧЕБНИК

ДОСКА ОБЛОЖКА

АЛЬБОМ РЕЗИНКА

ТЕТРАДЬ ЛИНЕЙКА

ПОРТФЕЛЬ ЗАКЛАДКА

Сформулируй задание. Выполни его.

( ребёнок выбирает слова, обозначающие учебные вещи, которые можно положить в портфель и соединяет их с рисунком.)

Закрой ладошкой первый столбик, вспомни и назови слова.

Упражнение, увеличивающее боковое зрение

Перед тобой лесенка, на ней находятся слоги, посередине лесенки цифры от 1до 10, постепенно ты будешь спускаться по лестнице всё ниже и ниже. Посмотри на цифру 1, не отрывая от неё взгляда, прочитай слог, который находится слева, а потом справа. Спускайся ниже до тех пор, прока сможешь видеть и читать слоги, не отрывая взгляда от цифры.

ТА 1 ТЯ

КИ 2 КЫ

МУ 3 МЮ

ТЕ 4 ТЭ

ВЁ 5 ВО

НЫ 6 НИ

СА 7 СЯ

РУ 8 РЮ

БЁ 9 БО

ПЭ 10 ПЕ

3.Упражнение на развитие смысловой догадки (составление устойчивых словосочетаний)

Перед вами два столбика слов, в первом столбике начало словосочетания, во втором продолжение. Слова второго столбика закрываю. Необходимо прочитать начало словосочетания, и по смыслу догадаться, каково его продолжение. Если слово угадывается правильно, я открываю это слово, и так до конца.

СПОКОЙНОЙ НОЧИ

ДОБРОЕ УТРО

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА
БОЛЬШОЕ СПАСИБО
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ
ИЗВИНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ
ЧЕСТНОЕ СЛОВО
ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ
ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА

Зачем люди придумали эти сочетания слов?

Тебе приятно говорить их, обращаясь к другим людям?

Прочитай ещё раз эти словосочетания. Постарайся найти слова, которые мы произносим не так, как пишем, подчеркни «хитрые» буквы.

Упражнение на развитие поля зрения

С этими же словосочетаниями (см. выше)выполним ещё одно задание.

Попробуй прочитать первое слово и, не переводя взгляда, увидеть второе слово с помощью бокового зрения. Прочитай все словосочетания таким способом. Старайся читать слова правильно, так, как мы их произносим.

5.Упражнение, расширяющее словарный запас (чтение словесных лесенок)

ЯД

ДУБ
УЛЕЙ
МУФТА
НЕЛАДЫ
ОРХИДЕЯ
БЛИЗНЕЦЫ
НАВЕРНЯКА
КОНСЕРВНАЯ
РАДИОТЕХНИКА

Перед тобой «лесенка», состоящая из 10 ступенек, на которых расположены 10 слов. Прочитай их. Подчеркни «хитрые» букв, раздели слова на слоги. Значения каких слов тебе непонятны? Прочитай слова сверху вниз, по слогам, а потом целыми словами. Прочитай слова ещё раз. Поднимаясь по лесенке снизу вверх.

6.Упражнение для тренировки фонематического слуха( умение различать звуки, входящие в состав слова)

Перед тобой слова, которые необходимо поместить в какой- либо столбик. Для этого необходимо посмотреть на буквы, которые находятся над каждым из столбиков. Сформулируй задания сам.

МЯЛ, ТУК, МЫЛ, СЕВ, РЕВ, РЁВ, СЫН, МЁД, РЯД, ВЯЛ, КИТ, ВЫЛ, ЩИТ, ЛЁД, ЛИС, МАЛ, МЕЛ.

(слова, которые ребёнок будет распределять по группам, необходимо закрыть от ребёнка, но таким образом, чтобы взрослый мог их диктовать.)

А Я У И Ы Ё Е

             
             
             
             

7.Упражнение, способствующее формированию умения внимательно следить взором за чтением взрослого (чтение с ускорением)

игра «Буксир».

-Я буду «буксиром», следи глазами за моим чтением. Как только ты захочешь сменить меня, скажи «стоп».

8.Упражнение, помогающее лучше почувствовать и осознать процесс убыстрения темпа чтения(чтение с убыстрением)

игра « Молния»

-Сейчас ты можешь читать эти слоги в спокойном темпе, но как только услышишь слово «молния», ты начинаешь читать быстро.

ВАЛ – АВЛ - ВЛА

МОН – ОМН - МНО

КУС – УКС - КСУ

СЫН – ЫНС - СНЫ

ЛЭН – ЭЛН - ЛНЫ

ДАЛ – АЛД - ДЛЫ

НОС – ОНС – НСО

9.Упражнение на развитие смысловой догадки ( чтение текстов с «дырками»)

-Попробуй догадаться, какие буквы пропущены:

Родился зай… в лесу и всё боял… Треснет где- ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят…

Боял… зай.. день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боя…

- Нико… я не бою…! – крик… он на весь лес. – Вот не бою… нисколь…, и всё тут!

- Догадайся, какие пропущены слова:

Над городом низко повисли снеговые ________. Вечером началась ________. Снег повалил большими ___________. Холодный ветер выл, как дикий _________. На конце пустынной и глухой _________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно ___________. Она продвигалась медленно вперёд, валенки сваливались с ног и ________ ей идти.

Упражнения творческого характера.

1.Прочитай стихотворение, установив нужный порядок слов:

Стужу уводи с собой

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

2.Чтение «хитрых» фраз (с ошибками в содержании)

Прочитай предложения, догадайся в чём ошибка:

Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.

Поздней осенью, как обычно, зацвели яблони.

Наши рекомендации