Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Формирование и освоение указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого ипоискового характера, направленных на развитие у учащихся познава­тельных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» вкаждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Русский язык»одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Предполагается, что проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; придут к выводу, что слов без корня не бывает; определят, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся будут включены в поиск от­вета, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предус­мотрены в каждом классе предметных линий системы учебников «Школа России».

В курсе «Математика»для освоения указанных способов предус­мотрены серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

• продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по опреде­лённому правилу;

• провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

• провести логические рассуждения, использовать знания в новых усло­виях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках математики предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавля­ются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

Содержание предметного материала предусмотрено выстроить так, что начиная с первого класса, школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это будет способствовать формированию умения ре­шать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предусмотренными в каждом учебнике, с 1по 4класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатике.

3) Формирование умения планировать, контролировать и оцени­вать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В учебниках курса «Математика»в конце каждого урока предусмо­трены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках будет заканчиваться рубриками: «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», содержание рубрик будет согласовано с целевыми установками, сформулированными на шмуцтитуле к теме.

В учебнике 4 класса каждая тема будет дополнена вопросами, направ­ленными на обобщение теоретических знаний и контроль за их усвоени­ем. Такое построение материала темы позволит учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале её изучения. Кроме того, в учебниках с 1 по 4 класс, в конце каждого года обучения, в рубрике «Тексты для контрольных работ» будут предусмотрены задания базового и повышенного уровня сложности.

В учебниках 1—4 классов предусмотрен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся будут составлять план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Всё это создаст условия для формирования умений проводить пошаго­вый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

В курсе «Технология»составление плана является основой обуче­ния предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьни­ков, планы изготовления изделий будут представлены в учебниках, как в тестовом, так и в иллюстративном (в виде слайдов) варианте. Каждому пункту текстового плана будет соответствовать один или несколько слай­дов, иллюстрирующих использование специальных приёмов, способов и техник изготовления изделий.

В учебниках курса «Литературное чтение»в методическом аппарате каждой темы предусмотрена система вопросов и заданий для планирова­ния и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещён материал «Наши достижения. Про­верь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и по­вышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о дости­жении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

В курсе «Испанский язык»содержание и структура учебников (2—4 классы) отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к испанскому языку, культуре Испании, стимулировать коммуникативно-речевую активность.

С этой целью определённый блок уроков учебника (примерно соответ­ствующий учебной четверти) будет завершен разделами: «Проверь себя» (2 класс), "Repaso у evaluaciyn" (3 класс), "Evaluaciyn" (4 класс). Мате­риалы разделов помогут учащимся оценить и проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения слушать, читать, писать и способность к коммуникации.

В курсе «Информатика»действие планирования в наиболее раз­вернутом виде формируется в проектной деятельности. Кроме того, пла­нированию учебных действий способствуют схемы, таблицы, памятки, алгоритмы, справочные материалы учебников.

Достижение указанного результата происходит в процессе формирова­ния регулятивных и познавательных УУД.

Наши рекомендации