Задачи информационной технологии
В широком смысле под технологией понимают науку о законах производства материальных благ, вкладывая в нее три основные части: идеологию, орудия труда и кадры, владеющие профессиональными навыками. Эти составляющие называют соответственно информационной, инструментальной и социальной. Для конкретного промышленного производства технологию понимают в узком смысле как совокупность приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственного процесса. Уровень технологии связан с научно-техническим прогрессом общества и оказывает влияние на его социальную структуру, культуру и идеологию. Для любой технологии могут быть выделены цель, предмет и средства. Целью технологии в промышленном производстве является повышение качества продукции, сокращение сроков ее изготовления и снижение себестоимости. Предметами технологии в течение длительного периода развития общества выступали материальные объекты, воздействуя на которые человек получал конечный продукт. Развитие технологии преследовало прежде всего цель создания новых качественных видов продукции, что оказывалось возможным на основе изменения технологического процесса, объединения нескольких технологических процессов с управлением как со стороны человека, так и при помощи ЭВМ.
Технологию можно рассматривать как систему, которая имеет свою организационную и функциональную структуры, математические, технические и информационные средства. Организационная структура технологии соответствует организации производственного процесса, функциональная часть включает функции, выполняемые технологической системой. Математические средства являются наиболее актуальными для совершенствования технологии. Это модели и методы, позволяющие формализовать технологический процесс, с тем чтобы обеспечить оптимальное управление им. Информационные средства - это организованная в виде документов либо массивов информация, которая сопровождает разработку, внедрение и эксплуатацию технологической системы. Технические средства - это те средства производства, на основе которых реализуется технологический процесс, т.е. преобразование предмета труда в конечный продукт. В технологической системе процесс производства должен быть построен так, чтобы он мог быть управляем.
Этапы эволюции технологии управления и обработки данных. Управление как целенаправленное воздействие на параметры технологического процесса с целью обеспечения заданного качества конечного продукта непрерывно совершенствовалось, в соответствии с чем могут быть выделены стадии эволюции технологии управления.
Исторически первой, которая сохраняется в определенных производствах до настоящего времени, является ручная технология управления. Управляющим элементом является человек, который воздействует вручную либо через механизмы на исполнительный орган, связанный с объектом управления. Технология управления базируется на имеющемся опыте у человека, который получает осведомительную информацию от объекта управления и сам преобразует эту информацию в управляющее воздействие. Качество управления зависит от опыта человека, и если объект управления является обозримым и темп управления соответствует физиологическим возможностям человека, то может быть обеспечено качественное управление.
С возрастанием сложности и размерности объекта управления, увеличением объема осведомительной информации человек не в состоянии переработать ее в оперативном режиме. Возникает дополнительная функция обработки информации, которая выполняется с помощью вычислительных средств, находящихся в распоряжении человека. Тогда переходим к следующему этапу технологии управления - ручной технологии с обработкой данных на средствах вычислительной техники. В этом варианте человек непосредственно работает со средствами вычислительной техники. Осведомляющая информация, снимаемая с объекта управления, преобразуется во входную информацию, которая передается на средства вычислительной техники для обработки. Формируемая при этом выходная информация пополняет концептуальную модель, которую имеет человек о процессе управления, и он вручную выдает управляющее воздействие и на исполнительный орган. Таким образом, в этом варианте появляется новый процесс при управлении - обработка данных. Особенность рассмотренных технологий управления состоит в том, что в контуре управления участвует только человек. Отсутствует система управления, базирующаяся на технических средствах. Однако наличие средств обработки информации и человека в контуре управления, способного принимать творческие управляющие решения, свидетельствует о начале автоматизированного управления. Следующим этапом можно считать переход к технологии автоматизированного управления. Автоматизированное управление охватывает ряд уровней производства, из которых наиболее существенными являются технологический и организационно-экономический.
Для технологического уровня характерным оказалось внедрение автоматизированного управления путем включения технических средств непосредственно в контур управления. Человек, как и ранее, является источником концептуальной модели управления. Эта модель в виде входной информации формируется в программу, которая задается ЭВМ. На основе программы и осведомительной информации, поступающей с объекта управления через датчик и преобразователь, ЭВМ вырабатывает управляющую и выходную информацию, пополняющую концептуальную модель. Управляющая информация через преобразователь выдается в виде воздействий, которые через исполнительный орган задают состояние объекта управления. В качестве ЭВМ используется обычно управляющая вычислительная машина. Процесс управления реализуется по программе, корректируемой человеком. При наличии математической модели, адекватно описывающей технологический процесс, человек может быть исключен из данной схемы и управление приобретает автоматический характер.
На организационно-экономическом уровне роль человека в технологии автоматизированного управления увеличивается. В контуре управления участвует только человек, который обрабатывает с помощью средств вычислительной техники полученную из производства осведомительную информацию. В качестве объекта управления на организационно-экономическом уровне выступают предприятие, объединение, отрасль.
Целью автоматизированного управления предприятием является максимизация прибыли. В основе процесса управления лежит концептуальная модель, которая формируется человеком в виде экономико-математической модели управления. В этой модели формально выражается критерий управления предприятием. Поскольку она обладает высокой степенью общности, возникает необходимость декомпозиции ее на частные математические модели, реализуемые в ЭВМ в виде алгоритмических моделей на базе программного обеспечения. Возникает автоматизированная система управления, в которой наряду с другими обеспечивающими подсистемами особое развитие получает информационное обеспечение. Автоматизированная система управления реализуетсякак система обработки данных. Итогом обработки является выходная информация, пополняющая концептуальную модель. Человек принимает решение по управлению и выдает управляющую информацию. Если на технологическом уровне управляющее воздействие реализовывалось в виде электрического сигнала, то здесь оно отображается в виде управляющей информации. Возникает обмен информацией, т.е. информационный процесс, реализуемый в производстве на основе документооборота. Таким образом, на организационно-экономическом уровне технология автоматизированного управления базируется на технологии обработки больших массивов информации.
Характерно, что контур обработки информации отделился от контура управления и приобрел самостоятельный характер. В систему выделяется информационная технология, в которой предметом труда становится входная информация, продуктом - выходная информация, орудием труда - ЭВМ. Определим цель, методы и средства информационной технологии.
Целью информационной технологии является качественное формирование и использование информационного продукта в соответствии с потребностями пользователя. Методами информационной технологии являются методы обработки данных. В качестве средств информационной технологии выступают математические, технические, программные, информационные и др. Тогда под информационной технологией будем понимать совокупность внедряемых в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных. Они представляют собой целостные технологические системы и обеспечивают целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается информационная технология. Так как средства и методы обработки данных могут иметь разное практическое приложение, то целесообразно выделить глобальную, базовую и конкретные информационные технологии.
Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства формирования и использования информационного ресурса в обществе. Базовая информационная технология ориентируется на определенную область применения. Конкретные информационные технологии задают обработку данных в реальных задачах пользователя. Наиболее полное представление о современном состоянии информационной технологии можно получить, рассмотрев технологию обработки данных в организационных системах на примере АСУ.
Автоматизированные системы управления прошли длительный период развития. Можно выделить четыре поколения автоматизированных систем, которые соответствуют этапам эволюции информационной технологии. Основное влияние на переход от одного поколения автоматизированных систем управления к другому оказало развитие средств вычислительной техники.
Первое поколение АСУ базировалось на ЭВМ с ограниченным набором периферии, когда лицо, принимающее решение, (ЛПР) имело в своем распоряжении средства обработки информации в пакетном режиме. Этому соответствовала пакетная операционная система с прикладными программами, ориентированными на потребности пользователя. Процесс программирования осуществлялся зачастую в стандартных машинных кодах, определенное применение получают алгоритмические языки. Обработка данных возникает как необходимость решения планово-экономических задач на базе традиционных методов и известных вычислительных процедур. Поэтому первые АСУ носили организационно-экономический характер и копировали ручное управление. Управляющее воздействие оказывал сам человек, решались рутинные информационные задачи. Зачастую АСУ дублировала проводимые вручную арифметические расчеты. Однако первое поколение АСУ подтвердило необходимость расширения направлений внедрения автоматизированного управления и спектра решаемых задач.
АСУ второго поколения уже охватывали, наряду с управлением предприятием, и технологические процессы. Получили развитие САПР и АСНИ. От позадачного подхода перешли к решению комплексов задач, что заставило задуматься о необходимости создания информационной базы в технологических системах обработки информации. Постепенно задачи приобретают оптимизационный характер, что позволяет поднять эффективность использования АСУ. Наличие оптимизации заставляет использовать результаты решения задач в реальном времени. Возникает диалоговый режим общения пользователя с ЭВМ. В качестве технических средств начинают использоваться многомашинные вычислительные комплексы второго поколения, многофункциональные терминальные устройства. В качестве программных средств выступает диалоговая операционная система, появляются системы управления базами данных, функциональные пакеты прикладных программ. С расширением областей внедрения АСУ получают использование наряду с вычислительными комплексами мини- и микроЭВМ, связанные с объектом управления. Автоматизированные системы приобретают интегрированный характер. Совершенствуется технология программирования с переходом на использование библиотек типовых проектных решений, пакетов прикладных программ, отдельных модульных конструкций.
Опыт эксплуатации второго поколения АСУ показал целесообразность интегрального охвата производства автоматизированным управлением от научного исследования до выпуска серийной продукции. Появляются автоматизированные системы с интеграцией по вертикали, т.е. по уровням автоматизации и по горизонтали.
Наряду с методами оптимизации при решении задач получают использование имитационное моделирование, экспертные системы, что реализуется на вычислительных комплексах третьего поколения. Пользователи с терминалов получают возможность работать во многих режимах, обеспечивая оперативное управление производством. Программные средства создаются на базе диалоговых интеллектуальных систем. С внедрением персональных ЭВМ наблюдается переход к технологии распределенной обработки информации.
В настоящее время мы стоим на пороге перехода к четвертому поколению АСУ. Это гибкие адаптивные интегрированные системы, включающие в себя элементы искусственного интеллекта. Интеллектуализация АСУ - это следующий уровень повышения эффективности их применения, перехода к безбумажной технологии и безлюдному управлению. В АСУ должны найти применение элементы самообучения и самонастройки на широкий класс объектов управления. В качестве технических средств найдут применение суперЭВМ четвертого поколения, объединенные сетью с мини-, микро- и персональными ЭВМ. Получают дальнейшее развитие языки высокого уровня и средства интеллектуализации доступа пользователя к вычислительной среде. Каждое поколение АСУ характеризуется индивидуальными особенностями моделей, методов и средств реализации обработки данных, однако основополагающее влияние на совершенствование системы оказывали и оказывают технические средства вычислительной техники.
В информационной технологии можно выделить ряд наиболее характерных этапов эволюции технологии взаимодействия пользователя со средствами вычислительной техники. Первый этап характеризовался использованием индивидуальных средств вычислительной техники минимальной мощности. В этом случае профессионал-специалист в области вычислительной техники сам составлял программы на машинном языке, ставил и решал задачи в основном расчетного характера, сформулированные специалистами предметной области. Такой индивидуальный режим использования ЭВМ был исключительно выгоден при выполнении сложных расчетов, моделировании и способствовал развитию отдельных крупных отраслей знаний. С увеличением мощности ЭВМ переходят к следующему этапу, когда ряд пользователей могут общаться с ЭВМ в пакетном режиме. На этом этапе обработка информации отделяется от пользователя, он получает выходную информацию зачастую с ошибками, и поэтому процедура обработки информации затягивается, результат оказывается зачастую неэффективным. Приближение пользователя к ЭВМ возникает на следующем этапе - режиме разделения времени, когда создаются терминальные комплексы и каждый пользователь получает по существу терминал, работая с которым он может оперативно использовать результаты вычислений. На начальном этапе терминального обслуживания пользователей терминалы располагались рядом с ЭВМ, поэтому пользователи зачастую не могли решать свои задачи непосредственно на рабочих местах, что создавало значительные неудобства при оперативном управлении производством и оперативном принятии решений. Поэтому наступил следующий этап эволюции технологии взаимодействия пользователя с ЭВМ - режим разделения времени с удаленными терминалами. В этом режиме терминал связывается с абонентской вычислительной машиной с помощью абонентской по телефонным каналам связи и обеспечивается доступ к вычислительной среде с рабочего места пользователя. Этот режим оказывается эффективным в различных направлениях деятельности: проектировании, научном исследовании, в управленческой и информационной деятельности. Однако с ростом размерности решаемых задач и необходимости обработки крупных массивов информации вычислительных ресурсов абонентской машины не хватает, переходят к следующему этапу - режиму работы в составе информационно-вычислительной сети. В таких сетях абонентские вычислительные машины с помощью магистральных сетей подключаются к главным вычислительным машинам, обладающим большим ресурсом. Оказывается возможным перераспределять вычислительный ресурс между пользователями, формировать распределенную базу данных. Это предполагает наличие локальной базы данных y каждого пользователя и централизованной базы, что позволяет формировать единый информационный ресурс и распределять его по пользователям в соответствии с решаемыми задачами. Идеология информационно-вычислительных сетей привела в дальнейшем к созданию крупных вычислительных центров коллективного пользования, однако это оказалось неэффективно, что особенно проявилось при появлении персональных ЭВМ. Следующим этапом в эволюции взаимодействия пользователя с машиной встала персонализация вычислений. По существу это означает возвращение к первому этапу, когда пользователь замкнут на свою машину и реализуется индивидуальный режим функционирования ЭВМ. Однако возврат осуществляется на новом уровне инструментальных средств, на новом уровне языка общения, где огромное количество функций по обработке данных автоматизировано за счет базового программного обеспечения персональной ЭВМ. Естественным этапом дальнейшего развития явилось объединение персональных ЭВМ в локальные сети. Локальная сеть оказалась прежде всего необходимой при реализации коммуникаций между пользователями как при оперативной работе, так и в целях обмена информационными ресурсами. Возникает распределенная база данных, обслуживающая совокупность пользователей. Создается коммуникационная система информатики нового типа. Дальнейшим развитием этого этапа является объединение персональных ЭВМ в сеть совместно с ЭВМ других уровней. Такой переход обусловлен тем, что наряду с конкретными оперативными задачами пользователей сохраняют актуальность задачи пакетной обработки информации, связанные с плановыми расчетами, хранением архивных данных, формированием отчетной документации и т. д. Реализация этого подхода базируется на объединении локальной сети через абонентскую сеть с машинами верхнего уровня, имеющими централизованные базы данных. Этот этап можно назвать переходом к распределенной сети ЭВМ различных уровней. Распределенная сеть находит применение как при административном управлении предприятием, так и на уровне управления технологическими процессами, т.е. реализуется интегрированная система управления как по приложениям управляющих воздействий, так и по уровням решаемых задач.
Информационная технология как система. В основе разработки и использования любой технологии должен лежать системный подход, позволяющий комплексно охватить проблему. При таком подходе информационная технология должна рассматриваться как система. Под системой будем понимать совокупность функциональных элементов и отношений между ними, выделяемую из окружающей среды в соответствии с требуемой целью на определенном временном интервале. Такое определение позволяет сделать ряд конструктивных выводов. Видно, что в зависимости от поставленной цели будет меняться множество функциональных элементов и отношений между ними. Это означает, что можно выделить ряд конкретных информационных технологий в зависимости от цели их применения. Учитывая, что состав элементов и отношение между ними будут видоизменяться в зависимости от времени, можно предположить, что и определение информационной технологии не будет установившимся. Уже в настоящее время имеется совокупность толкований понятия "информационная технология" и соответствующих определений. Большинство авторов сходится в том, что информационная технология выделяется из метасистемы - информатики - и является ее составной частью. В нашем представлении информационная технология как совокупность моделей, методов и средств обработки данных составляет логический уровень информатики. С помощью этого уровня на основе программно-аппаратных средств вычислительной техники и техники связи удается строить информационно-управляющие системы на пользовательском и прикладном уровнях информатики. Таким образом, в конструктивном смысле информационная технология как система есть средство построения систем информатики.
Информационной технологии как системе присущи основные признаки больших систем, к которым можно отнести следующие:
1. Наличие структуры. Построение любой системы определяется ее структурой, по которой можно узнать, как устроена система. Взаимодействие системы с внешней средой позволяет выявить функции системы как проявление ее свойств во времени. Отсюда можно считать, что построение системы и ее функции обычно тесно увязаны через внутренние пространственно-временные отношения между ее элементами. Элементами при системном подходе выступают отдельные подсистемы, которые при иерархическом построении обладают вертикальной подчиненностью. Иерархичность построения системы может быть выявлена по отдельным направлениям: организации, функциям, техническим средствам и т. д. В соответствии с этим выделяют для больших систем такие понятия, как организационная структура, функциональная структура, техническая структура и т. д. Информационная технология при ее реализации должна быть конкретной, поэтому она должна вписываться в организационную структуру управления (ОСУ) той управленческой, организационно-экономической либо технологической системы, где она применяется. Процесс автоматизированного управления включает реализацию комплекса функциональных задач, которые на основе математического обеспечения АСУ преобразовываются в комплекс решаемых задач, являющихся исходными для информационной технологии. При внедрении информационной технологии организационная структура управления должна совершенствоваться, т. с. она должна быть пригодной для использования новой технологии обработки информации. Для АСОИУ организационная структура управления вытекает из организационной структуры объекта. Объекты имеют иерархическую структуру, существует четкая подчиненность ЛПР и подразделений предприятия. Это позволяет определить перечень задач, которые необходимо решать в каждом подразделении с использованием информационной технологии. Организационная структура управления оказывает лишь внешнее влияние на информационную технологию. Внутренняя структура информационной технологии определяется теми функциями, которые она реализует, что составляет функциональную структуру. Она, в свою очередь, может быть определена как перечень взаимодействующих процессов, реализующих функции информационной технологии.
В процессе развития информационной технологии функции ее видоизменялись и совершенствовались. Традиционно сохранились функции, реализуемые такими информационными процессами, как сбор, подготовка, передача, хранение, обработка и представление информации. Эти функции можно считать подчиненными главной задаче информационной технологии - получению новой информации, новых знаний в процессе решения комплекса задач на основе переработки данных. Реализация информационной технологии базируется на средствах информационных технологий, к которым можно отнести: математические, технические, алгоритмические, программные, информационные, методические.
Математические средства представляют собой совокупность моделей разного уровня от глобальных моделей принятия решения по решаемым задачам до частных моделей реализации информационных процессов. При использовании моделей разной степени общности необходимы процедуры декомпозиции, т.е. перехода от более общих моделей к частным. Эти процедуры реализуются на базе типовых проектных решений.
Технические средства информационной технологии представляют собой средства реализации информационных процессов, включающие вычислительные машины и специализированные устройства на их основе (АРМы, экспертные системы, сети передачи данных различного уровня, организационную технику и т. д.).
Алгоритмические средства включают в себя алгоритмы реализации математических средств, т.е. моделей, и раскрываются на основе программного обеспечения. Сюда входят операционные системы, системы программирования, общесистемное и прикладное программное обеспечение.
К информационным средствам можно отнести базы и банки данных, базы знаний и другие средства накопления, хранения и представления информации.
Методические средства включают в себя методические материалы, описания, инструкции и документацию по использованию информационной технологии для решения функциональных задач управления.
2. Наличие единой цели функционирования. Сложная система с подсистемами, обладающими собственными целями, имеет единую цель, которая подчиняет цели функционирования отдельных подсистем. Целью информационной технологиикак системы является формирование новой информации, используемой для повышения эффективности функционирования той системы, в которой она используется. Цель информационной технологии должна быть подчинена и глобальной цели научного направления, в которую входит информационная технология, т.е. информатике. Целью информатики на современном этапе является создание новых форм представления знаний, в соответствии с чем информационная технология должна стать технологией информационного обслуживания и доступа к знаниям любого пользователя. Это возможно на основе новых целевых установок, предъявляемых к информационным процессам и их организации. Степень достижения любой цели, стоящей перед системой, определяется показателем, называемым критерием эффективности функционирования системы. Для отдельных информационных процессов уже установлены частные критерии эффективности в соответствии с теми целями, которые реализуются этими процессами. Например, для процесса передачи информации такими критериями может служить вероятность ошибки при ограничении на скорость передачи информации или максимум скорости передачи информации при ограничении на вероятность ошибки. Общий критерий эффективности может быть сформирован как интегральный на основе частных критериев, характеризующих отдельные информационные процессы. Для этого может быть использована аддитивная либо мультипликативная форма, позволяющая с учетом весовых коэффициентов найти значение интегрального критерия.
При внедрении информационной технологии в производство, научные исследования, проектирование, управленческие системы или обучение ее цель должна быть подчинена цели функционирования системы. Для предприятия главной целью является максимизация прибыли, которая может быть достигнута за счет совершенствования технологического процесса, повышения производительности труда персонала и оборудования, принятия эффективных управленческих решений. В этом случае информационная технология должна преследовать цель формирования концептуальной модели, отражающей образ готовой продукции и того технологического процесса, который обеспечивает заданное ее качество. Декомпозиция этой цели на подцели позволит сформулировать требования, предъявляемые к организации информационных процессов в системе, отдельных процедур и операций, благодаря которым на основе переработки информации будет сформирована алгоритмическая модель как однозначная последовательность команд управления технологическим оборудованием. Таким образом, информационная технология как система отличается целостностью и целесообразностью поведения. Взаимодействие информационных процессов в составе информационной технологии должно базироваться на основе взаимоувязанных целей, подчиненных глобальной цели информационной технологии - формированию информационного ресурса, т.е. новых знаний. Отметим, что цели нельзя ставить и выбирать в независимости от имеющихся средств. Можно считать, что существует причинная связь между целями и средствами, поэтому цели должны формулироваться людьми, которые хорошо знакомы с существующими средствами информационной технологии. Отсюда естественно следует, что цель информационной технологии менялась по мере ее развития, и в дальнейшем можно ожидать формулировки новой глобальной цели информационной технологии.
3. Устойчивость к внешним и внутренним возмущениям. Информационная технология должна удовлетворять требованиям системы, в которую она внедряется. Организация информационных процессов в рамках информационной технологии непрерывно подвергается внешним и внутренним возмущениям. Неадекватность выбранных моделей реальным процессам, неидеальность используемых методов разрешения моделей, ошибки в деятельности персонала, ненадежность аппаратных и программных средств - все это приводит к возмущениям, которые оказывают вредное влияние на работоспособность системы в целом. При реализации информационных процессов действуют внешние возмущения, поэтому информационная технология как система должна обладать устойчивостью. Устойчивость обеспечивается за счет введения обратных связей на различных уровнях организации информационных процессов, использования тестовых сигналов, применения избыточных кодов, сигналов и структур.
При передаче информации универсальным средством обеспечения устойчивости к помехам является использование помехоустойчивых видов модуляции, корректирующих кодов, адаптивных систем передачи с обратной связью. При хранении информации надежность обеспечивается соответствующей организацией информационных массивов, а также наличием копий записей, позволяющих восстанавливать информацию в случае ее потери. Контроль обработки информации реализуется за счет тестовых заданий, использования обнаруживающих кодов и специальных служебных сигналов, контролирующих ход вычислительного процесса. Таким образом, информационная технология как система за счет использования специальных средств обеспечения ее устойчивости к внешним и внутренним возмущениям обладает адаптацией и самоорганизацией. Проблема надежности переработки информации является одной из наиболее актуальных в информационной технологии и требует своего дальнейшего развития.
Комплексный состав системы. Информационная технология является уникальной системой по своему составу. Обладая организационной структурой в соответствии с той системой, куда она встраивается, информационная технология реализует много функций на достаточно разнородных средствах. Здесь модели и методы решения задач, банки данных и базы знаний, алгоритмы, программы, технические средства различного уровня. Разнообразие программно-аппаратных средств вычислительной техники и техники связи приводит к большим затратам человеческого труда по компоновке системы. Внедрение информационной технологии требует коллектива специалистов, возглавляемых инженерами-системотехниками, которые умеют ставить задачу и реализовывать ее в рамках информационной технологии. Комплексный состав данной технологии как системы порождает большое число решений как в области организационной и функциональной структур, так и на уровне реализации средств. Необходимо проводить работу по типизации этих технологий в соответствии с уровнями и областями их использования. Выделение типовых направлений применения позволит создать набор типовых информационных технологий, реализуемых на стандартных программно-аппаратных средствах, что будет способствовать прогрессу в этой области.
5. Способность к развитию. Развитие информационной технологии должно проходить как по линии охвата большего числа уровней управления в системе, так и по линии расширения спектра функций. Развитие системы подчиняется диалектическому закону единства и борьбы противоположностей. В основе развития лежат противоречивые отношения между элементами. Наличие противоречий в структуре системы и вызывает ее развитие. Однако для успешного функционирования технической системы важно сохранение устойчивости структуры, что поддерживается наличием непротиворечивых, т.е. равновесных, отношений между элементами. Возникновение новых требований означает необходимость развития системы, но это противоречит условию ее нормального функционирования. Противоречие снимается за счет изменения функциональной структуры, т.е. расширения спектра функций системы, либо путем введения новых элементов, т.е. совершенствования ее организационной структуры. При настройке информационной технологии на конкретное производство может меняться наполнение модели предметной области и совокупность используемых информационных процессов. В этих условиях организационная структура информационной технологии практически не подвергается изменению, и такой путь развития может быть реализован программным путем.
Принципиально новые возможности в развитии этой технологии дает появление новых средств. Можно прогнозировать создание принципиально новых средств реализации информационных процессов, которые приведут к смене носителей информации и физических сигналов в каналах связи. Быстрому развитию подвергаются средства накопления и хранения информации. Совершенствование программно-аппаратных средств вычислительной техники позволит обеспечить интеллектуальный доступ пользователя к информационному ресурсу. Внедрение экспертных систем даст возможность осуществить дальнейшую интеллектуализацию производства, повысит достоверность и оперативность принимаемых решений. Развитие информационной технологии окажет исключительное влияние на социальную структуру общества, на воспитание и образование, изменение характера труда многих социальных групп.