Характеристика первого этапа развития логистики

Показатель Содержание
1. Основная причина резких изменений. 2. Направления поиска резервов снижения затрат на товародвижение. 3. Сущность первого этапа развития логистики.   4. Техническое оснаще-ние складов.   5. Совершенствование транспортного парка. 6. Основной результат этапа.   7. Экономический эффект.   8. Социальный эффект.     9. Организационно-технические мероприятия.   10. Развитие технологий.     Мировой энергетический кризис, необходимость снижения издержек на товародвижении. Интеграция работы транспорта и складов в системе физического распределения продукции.   Научно-техническая революция на транспорте, связанная с созданием контейнерной транспортной системы на основе укрупнения грузовых единиц. Производство и освоение в работе складов высокопроизводительного подъемно-транспортного оборудования. Внедрение специализированных транспортных средств - контейнеровозов. Переход в товародвижении от выполнения ручных операций к механизированному и автоматизированному труду. Резкое повышение производительности труда, сокращение сроков доставки продукции и логистических издержек. Гуманизация труда путем комплексной механизации и автоматизации грузовых операций, повышение требований к квалификации работников логистики. Стандартизация и сокращение типоразмеров тары и укупорки, согласование их с габаритами пакетов и грузовых платформ транспортных средств. Внедрение новых логистических транспортно-складских технологий, повышение надежности доставки грузов потребителям, сокращение размеров запасов и затрат на их хранение.

Создание контейнерной транспортной системы позволило исключить применение ручного труда в процессе товародвижения и по своему значению заслуженно считается научно-технической революцией на транспорте. В результате укрупнения грузовых единиц в процессе товародвижения появилась возможность применять средства комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, что приводит к резкому повышению производительности труда.

В целях эффективного функционирования контейнерной транспортной системы проведен ряд организационно-технических мероприятий. В частности все малотоннажные контейнеры и крупнотоннажные контейнеры массой брутто 10 т оказались недостаточно эффективными, поэтому от них постепенно пришлось отказаться.

В интересах интеграции работы транспорта и складов проведены меры по стандартизации и значительному сокращению типоразмеров тары, накоплению многооборотных поддонов и контейнерного парка общего пользования. Одновременно потребовалось согласовать габаритно-массовые характеристики тары с размерами типового модуля и стандартных пакетов, а также внутренними размерами контейнеров и грузовых платформ транспортных средств.

Были созданы и включены непосредственно в технологический процесс производственных предприятий современные пакетоформирующие машины, освоено пакетирование и контейнеризация тарно-штучных грузов.

Оснащение складов средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ, в том числе погрузчиками и разнообразным крановым оборудованием привело к необходимости создания участков по зарядке аккумуляторов для погрузчиков.

В процессе организации массового товародвижения выявилась проблема маневра контейнерным парком общего пользования, а также возврата порожних ведомственных контейнеров их владельцам.

Укрупнение грузовых единиц потребовало изменений в техническом оснащении складов, в частности разработки и освоения в технологии их работы высокопроизводительного подъемно-транспортного оборудования, в том числе малогабаритных погрузчиков и кранов. Одновременно произошло совершенствование транспортного парка, в частности появились специализированные транспортные средства для перевозки контейнеров – контейнеровозы.

Основным результатом первого этапа развития логистики следует считать максимальное исключение в товародвижении ручного труда и осуществление перехода от выполнения ручных операций к механизированному и автоматизированному труду.

Экономический эффект от совершенствования технического оснащения транспорта и складов заключался в резком повышении производительности труда, сокращении сроков доставки продукции потребителям и совокупных логистических издержек на товародвижении.

Не менее важным следует считать полученный социальный эффект в виде гуманизации труда путем комплексной механизации и автоматизации грузовых операций, что повлекло повышение требований к квалификации работников логистики, сближение условий и оплаты их труда.

В ходе первого этапа развития логистики был проведен ряд организационно-технологических мероприятий, включая стандартизацию и значительное сокращение типоразмеров тары и укупорки, согласование их с габаритами пакетов и грузовых платформ транспортных средств.

Получили дальнейшее развитие технологии, проведен анализ рациональности применяемых технологий товародвижения и разработаны ряд новых логистических транспортно-складских технологий доставки готовой продукции потребителям.

Основные технологические результаты первого этапа развития логистики в зарубежных странах сводятся к повышению надежности доставки грузов потребителям, возможности существенного сокращения размеров запасов и затрат на их хранение.

В 60-е и 70-е годы в нашей стране ученые разрабатывали проблемы оптимизации распределения объемов перевозок между видами транспорта, следили за результатами исследований зарубежных специалистов и одновременно проводили работы по созданию отечественной контейнерной транспортной системы, в которой определились некоторые особенности, в частности:

при пакетировании грузов кроме поддонов размером 800х1200 мм предусматривалось дополнительно использовать поддоны размером 1000х1200 мм, однако с выходом международных стандартов от второго размера поддонов пришлось отказаться;

кроме крупнотоннажных контейнеров для внутренних перевозок рекомендовались среднетоннажные контейнеры массой брутто 2,5-3 т и 5 т, которые до настоящего времени находят широкое применение при перевозках домашних вещей при смене населением места жительства;

в ряд унифицированных контейнеров были включены малотоннажные деревянные и металлические контейнеры массой брутто 0,65 т и 1,25 т, которые в виду их низкой эффективности были исключены из рекомендаций, а контейнеры постепенно уничтожены;

в целях оснащения складов отечественными средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ началось строительство крупного завода по массовому выпуску техники по типу болгарского завода "Балканкар" в районе Одессы, которое вскоре было законсервировано.

В результате наша страна использовала все международные стандарты первого этапа развития логистики, однако до настоящего времени заметно отстает по масштабам пакетирования и контейнеризации грузов, а также по уровню оснащенности складов средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Внедрение маркетингового подхода в управлении в условиях частых изменений рыночного спроса обусловило нецелесообразность производства и накопления запасов готовой продукции без учета нужд, потребностей и запросов потребителей.

Основной предпосылкой интеграции процессов производства и сбыта готовой продукции на втором этапе развития логистики (1970–1980 годы) стали достижения в области информационных технологий и создание маркетинговых информационных систем по сбору и обобщению потребностей рынка.

Сущностью второго этапа развития логистики (Табл. 2.3) является научно-техническая революция на производстве в связи с созданием гибких автоматизированных производственных систем, переналаживаемых с помощью компьютера.

Таблица 2.3.

Наши рекомендации