Объемное моделирование из трубчатой соломки
Цель урока: расширить представления об использовании трубчатой соломки; продолжить формирование опыта изготовления объемных конструкций из соломенных трубочек.
Методический комментарий. Учитель демонстрирует учащимся объемные изделия из трубчатой соломки (небольших пауков, выполненных ребятами во 2-м классе). Ученики вспоминают, из каких элементов составляются пауки. На основании иллюстрации, помещенной в учебном пособии, они разрабатывают правильную последовательность изготовления "ромбика" для паука. Дети рассказывают, сколько и каких соломин они брали, чтобы сделать такой объемный ромбик (четыре короткие и восемь длинных).
Последовательность изготовления "ромбика" (рис. 15).
1. Подготовить соломенные трубочки.
2. Нанизать четыре трубочки на нитку.
3. Связать квадрат из соломинок.
4. На одну сторону квадрата нанизать две соломинки и связать их — образуется треугольник.
5. Сделать такой же треугольник с противоположной
стороны квадрата.
Рис. 15. Последовательность сборки "ромбика"
6. Поднять треугольники вверх и связать между собой — образуется пирамидка.
7. На две противоположные стороны квадрата нанизать по две соломины и связать их в треугольники.
8. Опустить и связать треугольники — получился "ромбик".
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации в учебном пособии и определить, как длина соломин влияет на внешний вид "ромбика", помогает найти правильный ответ.
Затем учитель рассказывает и показывает на примере изделий, что для изготовления паука нужны "ромбики" разных размеров, но одинаковой формы. Для того чтобы сохранить форму "ромбика", надо пропорционально увеличивать или уменьшать размер соломинок. В учебном пособии дан вариант расчета длины соломинок для изготовления "ромбика" большего размера по сравнению с исходным, но одинаковой с ним формы. Также в пособии представлены соответствующие иллюстрации.
Учащимся предлагается самостоятельно определить размеры соломин для создания "ромбика", который меньше исходного.
В ходе практической работы ученики делают "ромбики" разного размера, но одинаковой формы. После этого учитель организует коллективную работу по объединению индивидуально изготовленных элементов в единую конструкцию. Соединение отдельных "ромбиков" производится путем их привязывания друг к другу с помощью нитки. В учебном пособии представлены иллюстрации, отражающие варианты соединения "ромбиков" в паука.
Затем учащиеся украшают готового паука солнышками и кисточками, выполненными на предыдущем занятии.
Вырезание вытинанки
Цель урока: расширить представления об узорах вытинанок, научить анализировать вытинанки, продолжить формирование умений их выполнять.
Тема для беседы: "Мотивы народных вытинанок".
Методический комментарий. Учитель в процессе беседы на тему "Мотивы народных вытинанок" знакомит учащихся с различными мотивами и сюжетами, которые использовались для вырезания вытинанок. Он сообщает, что выделяются геометрические, растительные и зооморфные узоры. В учебном пособии представлены иллюстрации вытинанок, выполненных народными мастерами Республики Беларусь. На вытинанках присутствуют геометрические (рис. 16), растительные (рис. 17), зооморфные мотивы (рис. 18). Учащиеся рассматривают иллюстрации и определяют, какие мотивы использовали авторы для создания представленных работ.
Учитель рассказывает, что раньше каждый рисунок имел свое значение (рис. 19), люди верили в то, что многие узоры оберегают дом и его обитателей от бед и болезней, помогают сохранять благополучие в семье.
Далее учитель актуализирует знания учащихся о различных видах вытинанок (симметричные, раппортные, розетковые) и способах складывания бумаги для их вырезания. Детям может быть предложено определить вид каждой из представленных на странице учебного пособия вы-
тинанок.
Рис. 19. Символы в вытинанке
Учащиеся вспоминают правила и последовательность изготовления вытинанок, называют нужные для этого качества (аккуратность, внимательность и др.). Подчеркивается необходимость соблюдения правил безопасности
труда.
В ходе практической работы ребята составляют узор вытинанки, выбирают бумагу и выполняют симметричные или раппортные вытинанки по собственному замыслу с предварительной прорисовкой контура. Возможные варианты узоров для разных видов вытинанок приведены в учебном пособии. При изготовлении раппортной вытинанки надо обратить внимание учащихся на соответствие ширины подготовленного эскиза ширине сложенной гармошкой бумаги.
Учитель рассказывает о приемах наклеивания вытинанок на основу, подчеркивает, что нужно использовать клеящий карандаш. Клей ПВА, которым привыкли пользоваться дети, в данном случае не пригоден. Вначале вырезанную вытинанку укладывают на чистый лист бумаги и расправляют ребром ладони. Затем аккуратно придерживают левой рукой небольшие участки вытинанки и клеящим карандашом наносят клей между большим и средним пальцами левой руки. После того как вся поверхность вытинанки будет покрыта клеем, ее накладывают в нужном месте на основу, накрывают чистым листом бумаги и разглаживают тряпочкой или ребром ладони.
Вытинанка приклеена правильно, если ни одна из ее частей не отходит от плоскости основы.
На заключительном этапе практической работы учащиеся характеризуют свое изделие, рассказывают о технологии его изготовления.