Организация системы управления качеством

Качество продукции –критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.

Обеспечение качества продукции – совокупность планируемых и систематическипроводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества» таки образом, чтобы продукция удовлетворяла требованиям потребителей. Для проведения мероприятий разрабатываются целевые научно-технические программы на конкретную продукцию, содержащие задания по техническому уровню и качеству, требованиям ресурсному обеспечению «петли качества».

Управление качеством –целенаправленное воздействие, виды и методы деятельности оперативного характер направленные одновременно на управление процессом и устранения причин неудовлетворительного действия системы на соответствующих стадиях; улучшение качества постоянная деятельности предприятия, направленная на повышение технического уровня и качества продукции;

Цели,задачи и принципы организации и планирования

Планирование как специфический вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный период времени. Его результатом является план мероприятий (заданий) - многоцелевая и сбалансированная программа развития объекта управления в целом, направленная на достижение эффективного использования всех видов ресурсов в определенный период времени. Другими словами, план дает описание будущего (желаемого) состояния и (или) тенденций развития объекта управления, разрабатывающего этот план, то есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации (мероприятия, задания, ресурсы).

Основная задача планирования – разраб. программу действий для получения предпр. макс. возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, социальной и др.

Планирование происходит следующим принципам:

1) конкретность и измеримость планов предприятия. Предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хоз. деятельности. Это позволяет контролировать ход выполнения планов и судить о том, в какой степени решены поставл. задачи;

2) принцип маржинальности (предельных величин). План должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов;

3) ориентированность во времени. Каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени. Отсутствие временных границ не позволяет предприятию контролировать выполнение своих планов.

4) достижимость показателей плана предприятия, реалистиччость плана. Если предприятие принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех его подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины. 5) гибкость - возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события;

6) комплексность. Планирование должно охватывать все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально-техническое обеспечение, использование производственных фондов, наем персонала и оплата труда, деятельность вспомогательных служб и подразделений, социальные процессы в коллективе. В каждой из этих сфер устанавливаются объем планируемых работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы;

7) непротиворечивость (согласованность) различных видов планов предприятия. Планы предприятия должны быть взаимо-поддерживающими. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать ход работы других подразделений и предприятия в целом. Напротив, выполнение плана работы всего предприятия зависит от выполнения частных планов отдельных его подразделений. Согласованность планов достигается тогда, когда обеспечено единство (централизованность) планирующих органов предприятия;

8) обязательность исполнения плана. Принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановые органы могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.

Содержание и виды планирования

Планирование — это непрерывный процесс, имеющий целью привести деятельность предприятия в соответствие с условиями рынка.

Виды планирования:

стратегическое (долгосрочное); среднесрочное; краткосрочное.

Стратегические планы отображают перспективы развития предпр. в будущем (свыше 5 лет).

Среднесрочные планы (3-5 лет).

Краткосрочные планы (1 год) — увязывают объём продукции с имеющимися ресурсами (производственные фонды, численность работников).

Планы составляют как в количественных, так и в качественных показателях:

Количественные — характеризуют объёмы продаж, увеличение прибыли, снижение себестоимости.

К качественным планам относятся повышение престижа предприятия, охрана окружающей среды, повышение культурного и образовательного уровня работников предприятия.

-план повышения экономической эффективности производства;

-план материально-технического обеспечения (МТО);

-план по труду и кадрам;

-план по издержкам, прибыли, рентабельности производства;

-финансовый план;

-план социального развития коллектива;

-план мероприятий по охране природы и рационал. использованию природных ресурсов.

Все виды планирования имеют различные задачи и содержанке, однако связаны единством, выражающимся в их технико-экономической сущности.

В современных условиях стали уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Стратегическое и бизнес планирование

Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.

Состав и структура годового плана лесхоза

Годовой план — наиболее формализованный вид плановой дея­тельности предприятия. Его разработка подчиняется строго опреде­ленным правилам, касающимся сроков разработки, порядка доведе­ния до подразделений, а также структуры и конкретных показателей. Годовой план предприятия разрабатывается планово-экономи­ческим отделом до начала планируемого года (как правило, в ноябре или декабре предшествующего года). Планово-экономиче­ский отдел до наступления планового периода доводит обязатель­ные разделы плана до структурных подразделений и осуществляет контроль за ходом выполнения плана.

Годовой план предприятия имеет поквартальную разбивку всех показателей.

На крупных предприятиях годовой план разрабатывается на ос­новании предварительных расчетов структурных подразделений предприятия (цехов, филиалов). На средних и мелких предприяти­ях годовой план составляется в масштабе всего предприятия, а затем по каждому подразделению составляются годовые и квар­тальные планы. На большинстве предприятий не составляют годо­вых планов по цехам, а ограничиваются квартальными планами.

Планы отдельных подразделений должны полностью соответст­вовать годовому плану всего предприятия. Равным образом должны быть увязаны натуральные (подетальные) и стоимостные (объем продукции в рублях) планы всего предприятия и его подразделений.

Состав показателей планов подразделений изменяется в зави­симости от технологического назначения подразделений и типа производства. Однако в качестве общей основы можно считать, что квартальный план основного подразделения (цеха) содержит:

Производственную программу по номенклатуре и объему (в массовом производстве — по товарной продукции).

План по труду, включающий численность персонала по кате­гориям, фонд заработной платы, выработку на одного рабо­тающего, среднюю заработную плату.

План по себестоимости, что предполагает смету цеховых рас­ходов и задание по себестоимости продукции (например, в виде плановой себестоимости).

Организационно-технический план цеха, включающий орга­низационные мероприятия подразделения, вопросы исполь­зования и обслуживания технологии и пр.

Организация оперативно-календарного планирования на предприятии

Главная задача оперативно-производственного планирования состоит в обеспечении на предприятии слаженного и ритмичного хода всех производственных процессов, в организации слаженной работы всех подразделений предприятия (объединения) для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленных объёмах и номенклатуре при полном и рациональном использовании имеющихся экономических и производственных ресурсов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, и максимизации получаемой прибыли.

В процессе оперативно-производственного планирования:

-разрабатывается план выпуска продукции предприятием по месяцам года;

-выполняются объёмные расчёты загрузки оборудования и площадей;

-выбираются календарно-плановые нормативы;

-разраб. оперативно-календарные планы выпуска и графики производства узлов, деталей цехами, участками по месяцам, неделям, суткам, сменам (а иногда и часовым графикам);

-организуется сменно-суточное планирование.

Оперативное планирование производства играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям на основе рационального использования ограниченных экономических ресурсов в текущем периоде времени. Дальнейшее развитие оперативного планирования на отечественных предприятиях будет способствовать решению следующих организационно-экономических задач:

-достижение согласованной работы всех звеньев производства на основе единой рыночной цели, предусматривающей равномерный выпуск и сбыт товаров;

-совершенствование всей системы внутрифирменного планирования за счет повышения надежности календарно-плановых расчетов и снижения трудоемкости;

-повышение гибкости и оперативности внутрихозяйственного планирования на основе более полного учета требований потребителей и последующей корректировки годовых планов;

-обеспечение непрерывности в процессе производственного планирования и достижение более тесного взаимодействия стратегических, тактических и оперативных планов;

-создание на каждом предприятии системы оперативного планирования производства, соответствующей современным требованиям рынка и уровню развития конкретного предприятия.


Наши рекомендации