ГИС для управления городами и территориями
Географический фактор в управлении территориями всегда был одним из доминирующих. Вне зависимости от уровня управления, стиля руководства и задач – будь то стратегическое планирование или решение задач хозяйственных, «насущных» – география добавляет знание, где находится объект, и, в большинстве случаев, почему он там находится.
Кроме того, географическое положение определяет еще и множество взаимосвязей между объектами. Без учета тех характеристик, которые говорят о местоположении объекта, невозможно не только системно оценить возникшую перед человеком, принимающим решения, проблему, но и корректно ее разрешить. Как раз для выработки системного подхода к решению задач территориального управления в числе специалистов всегда привлекались и географы (урбанисты, ландшафтоведы, экологи и т.д.).
Еще одна цель, которая традиционно стоит перед управленцами – оптимизация. А ведь задачи рационального расселения, рационального размещения производства, рационального использования ресурсов и охраны окружающей среды давно являются одними из первостепенных направлений, рассматриваемых и успешно решаемых методами географии. И именно с использованием наиболее естественных – пространственных характеристик объектов, решаются оптимизационные задачи. Например, где создать полигон для свалки твердых бытовых отходов, чтобы минимизировать экономические затраты, оптимизировать вывоз, и при этом уменьшить возможные неудобства для населения. Традиционно, подобные задачи можно было решить путем сопоставления таблиц и карт. Но такой анализ был в основном умозрительный, так как создание математических моделей, а главное, дальнейший расчет по ним сложен и требует очень много ресурсов и времени.
Ситуация начала стремительно изменяться в последние несколько десятилетий, когда компьютеры и связанные с ними технические новшества стали неотъемлемой частью информационного общества. Бег времени ускорился. Количество накапливаемой и легко доступной информации стало постоянно увеличиваться, появилась возможность учесть и проанализировать большее число известных факторов, оказывающих влияние на объект или процесс, а также выявить новые, на первый взгляд неочевидные. А время на принятие решений (то есть на анализ этой информации и этих факторов), наоборот, стало сокращаться. При таких постоянно ужесточающихся требованиях практически невозможно решать масштабные задачи «вручную». В этой ситуации необходим качественно новый подход, который позволил бы широко использовать в повседневной работе системы поддержки принятия управленческих решений – в том числе и на основе географической информации, и автоматизировать многие процессы, связанные с пространственным анализом.
Подобный подход был реализован в географических информационных системах (ГИС). Надо отметить, что за последние 15 лет ГИС претерпели значительные изменения, причем как концептуальные, так и функциональные. Теперь это уже не те «робкие» программы, в которых можно было на основе имеющихся данных создавать карты и… практически всё (впрочем, это и сейчас одна из важнейших и наиболее востребованных функций ГИС, можно сказать, их визитная карточка). ГИС сегодня – еще и интеграционная среда, позволяющая объединять и систематизировать потоки разнообразной информации, поступающие из многих служб и отделов. Все чаще и чаще геоинформационные системы ставятся близко к вершине информационной структуры ведомств и предприятий, хотя, в то же время, на других стадиях рабочего процесса они используются и для профессионального анализа данных, и для «черновой» работы – ввода и подготовки данных.
В «интеграционном» качестве ГИС используются для решения задач на самом высоком уровне территориального управления.
Один из проектов, о котором рассказано в этом номере ArcReview – яркий пример того, как ГИС оказывается логичной «витриной» для целевой программы. Речь идет о создании информационно-аналитической системы мониторинга восстановления Чеченской республики. На основе ГИС сделан интерфейс системы (сайт, интегрированный в портал Федеральных целевых программ МЭРТ). На карте, а также в виде таблиц и графиков можно получать различные тематические отчеты о ходе восстановительных работ и многие другие необходимые сведения (госзаказчики, объекты восстановления, расположение объектов, их паспорта, фотографии объектов, отсканированные копии документов).
Организация Объединенных Наций использует ГИС для работы с актуальной информацией. Где бы ни проводились операции ООН, обязательно готовится картографическая основа, и разнообразная информация, которую собирают в рамках операции, представляется в виде тематических атласов, доступ к которым открыт для всех заинтересованных лиц. Возможность получать такую информацию, а также возможность моделирования ситуаций, делают ГИС действенными инструментами для планирования гуманитарных операций, предотвращения и улаживания региональных конфликтов.
Еще одна интересная статья, написанная учеными из Ставропольского государственного университета, посвящена разработке системы мониторинга этнодемографических и миграционных процессов в Южном федеральном округе. Система основана на ГИС, полимасштабна, и объединяет в едином комплексе результаты исследований социальных процессов и явлений. Назначение системы – обеспечение аналитической поддержки решений, направленных на регулирование ситуаций в сфере межэтнических процессов, выявление территорий, потенциально опасных с точки зрения возникновения конфликтов.
Однако, при управлении территориями, ГИС используется не только на федеральном уровне для решения больших аналитических и прогнозных задач. Столь же эффективен комплексный пространственный подход и при решении конкретных повседневных задач управления на местном уровне.
Создание единых муниципальных ГИС позволяет системно подойти к решению любой городской задачи. Так, разработана система для целей информационной поддержки управленческих решений и анализа городских территорий для учета и сбора платы за землю. Помимо решения своих прямых аналитических задач, система позволила избежать многих проблем. Например, избежать «лоскутной» автоматизации, которая влечет за собой повторный ввод данных, ошибки при вводе и тяжелое администрирование системы. Были выявлены ошибки в данных (как атрибутивных, так и пространственных), появилась возможность определить области для дальнейшего улучшения бизнес-процессов органов муниципальной власти за счет оптимизации работы с пространственными данными.
Важнейший этап в развитии территорий – территориальное планирование – уже ни на одной стадии не обходится без ГИС, которые привносят возможность постоянной актуализации требуемой документации, научную обоснованность предложений, основанных на накопленных и наглядно представленных данных, возможность моделирования различных сценариев, использование созданных в ГИС материалов для градостроительного и экологического мониторинга.
Потребность более эффективно решать вопросы управления, планирования, инвентаризации и эксплуатации инженерных коммуникаций также приводит к внедрению ГИС систем, как в муниципальных образованиях, так и на крупных предприятиях.
Новомодная тенденция создавать трехмерные модели реальности полностью подхвачена и развита ГИС технологией. ГИС выступает в качестве базы информационно-аналитических систем, интегрирующих в себе актуальные данные, необходимые для управления человеческой деятельностью.
Накоплен богатый опыт применения ГИС для управления городами и территориями. Как вы увидите, это интереснейший опыт совершенно РАЗНЫХ организаций, занимающих и задачами глобальными, такими как контроль над развитием регионов, и задачами локальными, связанными с хозяйственной деятельностью.
ГИС позволяют по-новому, более глубоко взглянуть на проблему, комплексно подойти к ее решению, и предоставляют необходимый для этого инструментарий.
Муниципальное управление
Инженерные ГИС для задач муниципального управления проходят сейчас в Украине трудный этап становления технологий. Первыми успехов на этом пути добились специалисты из Севастополя: ОАО «Научно-производственное предприятие "Юг"» в течение восьми лет выполняет для Управления градостроительства и архитектуры работы по созданию дежурного плана города. Векторные и растровые данные, сгруппированные по 40 слоям, представляют огромный интерес для служб, обеспечивающих жизнедеятельность города, а также задействованных в выработке решений по дальнейшему развитию инфраструктуры.
В качестве основных инструментов предприятие применяет Autodesk Map и CAD Overlay. Близка к разрешению давняя и сложная проблема использования накапливаемых данных и совместного доступа к ним: до недавнего времени приходилось периодически тиражировать твердые копии, а это способ дорогостоящий, неудобный и не обеспечивающий никакой оперативности. Сейчас заканчивается тестирование прототипа системы, построенной на основе Autodesk MapGuide 6. Плюсы системы очевидны уже сейчас:
- Простота доступа клиента к интересующим его данным. Клиенту понадобится только URL, который служит точкой входа в web-приложение; при этом все необходимые программные компоненты (ActiveX, applets) устанавливаются на его компьютер с централизованного узла - автоматически и по мере надобности. Впоследствии эти компоненты столь же легко удалить. Таким образом снижается стоимость сопровождения и обслуживания клиентских компьютеров.
- Полнота реализации в MapGuide 6 инструментов для наиболее популярных на сегодня платформ Microsoft и Sun (Java). Окончательный выбор остается за разработчиком, что в случае с Java обеспечивает экономию средств при использовании программных продуктов Open Source/Free.
- Возможность обслуживания клиентов в сетях Intranet и Internet. Возможно обслуживание клиентов, меняющих свое местоположение, а также получающих доступ через коммутируемые соединения.
- Сохранение отлаженного процесса создания и модификации векторно-растровых данных. С помощью утилиты SDF Loader существующие данные автоматически конвертируются в формат SDF - это существенно повышает производительность MapGuide Server и обеспечивает приемлемую скорость получения данных пользователями, подключающимися через Internet. Как следствие, повышается актуальность публикуемых векторно-растровых данных.
- Разделение процессов ввода графических и семантических данных, что уменьшает количество ошибок и повышает актуальность информации. Все семантические данные целесообразно вынести во внешние БД (в тестируемой сейчас системе используется MS SQL Server 7). Работа с этими БД осуществляется посредством стандартного web-интерфейса, основана на технологиях ASP, JSP и использовании знакомых и проверенных методик. Мощные средства MapGuide 6 повышают презентабельность публикуемых материалов и предоставляют возможность динамически изменять стиль отображения, что в равной степени относится и к векторным данным.
- Эффективное разделение пользователей по уровню доступа, обеспечение защиты информации от несанкционированного использования.
- Масштабируемость системы. MapGuide 6 обеспечивает возможность построения кластера серверов с использованием недорогих компьютеров, что позволяет существенно снизить требования, предъявляемые к аппаратной части, а соответственно и общую сумму необходимых затрат. Не возникает проблем при резком увеличении числа пользователей, к тому же кластерное решение ощутимо повышает надежность и отказоустойчивость системы.
- Возможность построения распределенных систем. Переносить все данные в одно хранилище далеко не всегда возможно - по техническим, организационным и множеству других соображений. К тому же это и не нужно. Например, огромное количество первичных данных накапливается в различных службах города, которые способны поддерживать и публиковать некоторое количество слоев. Централизованно (скажем, силами Управления архитектуры) должны интегрироваться только ссылки на эти слои, что с применением инструментов MapGuide 6 и его MWF-формата описания карты становится очень простой задачей.
|
Понятно, что внедрение системы, основанной на Autodesk MapGuide 6, заметно уменьшает трудоемкость реализации проекта, повышает его надежность и сокращает сроки разработки.
Решения на базе этой системы используются сейчас при построении генпланов промышленных предприятий, имеющих территориально распределенные промплощадки.
На страницах журнала уже было подробно рассказано о работах по созданию генплана Киева (CADmaster #3'2002), возглавляемых начальником информационного отдела института «Киевгенплан» Сергеем Педоренко. Технологической платформой работ стала методика, основанная на совместном применении Oracle и Autodesk MapGuide.
При создании муниципальной геоинформационной системы, в особенности для такого крупного города как Киев, одной из основных проблем оказывается интеграция разнородных, пространственно и ведомственно распределенных ГИС-данных. В первую очередь это первичные ГИС-данные, которые включают различные картографические материалы и средства пространственной привязки данных: топографические, индексные и кадастровые карты, адресный план города и т.д. Эти материалы используются в ведомственных геоинформационных системах и предоставляются администрацией муниципальной ГИС как данные общего пользования. Самым перспективным представляется вариант концентрации, хранения и предоставления ГИС-данных с использованием централизованного хранилища на основе сервера (либо нескольких серверов) баз данных Oracle. Большое число клиентов системы и высокие требования к ее надежности делают такое решение наиболее выгодным и экономически, и технически. Oracle обеспечивает широкие возможности хранения и обработки разнообразных пространственных данных, что позволяет моделировать пространственные объекты в рамках одной таблицы без разделения геометрии и атрибутивных данных (один объект - одна запись). Кроме того, пространственные запросы можно выполнять средствами базы данных, что в ряде случаев не требует наличия инструментальной ГИС на стороне клиента. Партнеры по ведению этого проекта, специалисты ГНПП «Укринжгеодезия», разработали систему рабочих проектов создания цифровой картографической продукции и интеграции геопространственных данных, полученных из различных источников для реализации в корпоративной ГИС.
Наработанные технологии вполне применимы при построении информационных систем крупных объектов недвижимости, торговых, выставочных и, разумеется, промышленных предприятий.
|
С 1998 года ГИС-технологии от Autodesk использует городское управление архитектуры и строительства г. Кременчуг. По отзывам специалистов, наилучшие возможности реализации коллективной работы обеспечивает Autodesk Map. Интересен и заслуживает отдельного разговора накопленный в управлении архитектуры и строительства опыт обработки планшетов различного масштаба.
ГИС в системе территориального планирования и управления территорией
Правовая основа градостроительной деятельности выходит на современный мировой уровень. Территориальные администрации усилили внимание к разработке прогнозных документов. Градостроительная документация становится важным инструментом в управлении городскими территориями, инициируя принятие своевременных и оптимальных решений, ориентированных на устойчивое развитие муниципальных образований, в том числе городских поселений, районов и территорий в целом.
Территориальное планирование
Прежде всего, следует отметить, что территориальное планирование отнюдь не является «ноу-хау» централизованного планового хозяйства. Это общепризнанная практика всех цивилизованных стран, в том числе и с самыми либеральными экономическими системами. Дело в том, что факторы экономической выгоды при территориальном планировании не могут рассматриваться в качестве превалирующих, поскольку основная его задача – создание комфортных условий проживания населения. Это понятие подразумевает такую пространственную организацию территории, которая должна отвечать многим требованиям: предоставление удобных площадок для жилья, производства, торговли, науки, управления, отдыха и т.д. Планируемая территория должна также отвечать критериям экологической безопасности, быть эстетически привлекательной, с надежной и безопасной инженерной и транспортной инфраструктурой.
Соответственно, документация территориального планирования должна обеспечить возможность реализации этих потребностей и дать предложения по формированию пространственной оболочки для устойчивого поэтапного развития городской среды.
Следует отчетливо понимать, что если бы не было законодательно утвержденных документов территориального планирования, то в городах не было бы парков, территорий для постройки дорог, музеев, больниц, театров… – всего того, что необходимо для полноценной жизни общества, но, с точки зрения застройщиков, экономически не выгодно. Ведь земельные участки под эти объекты не дают того экономического эффекта, который могло бы дать жилищное строительство или строительство коммерческих объектов. С другой стороны, там, где деловая активность менее интенсивна, где земли много или доступ к участкам не так удобен, они значительно дешевле. В таких случаях рынок пренебрегает землей, растрачивает ее.
Последствия же нерационального пространственного освоения, как показывает мировая практика, трудно преодолимы.
Территориальное планирование затрагивает не только проблемы рационального освоения территориальных ресурсов, оно также обозначает перспективы развития в экономической, социальной, историко-культурной и многих других сферах. Ужесточаются экологические стандарты, повышается уровень жизни людей. Все эти и многие другие аспекты должны быть учтены в пакете документов территориального планирования. Именно поэтому при разработке такой документации необходимо использовать комплексный подход, осуществлению которого идеально помогают геоинформационные технологии.
В настоящее время проектные материалы представляются заказчику в среде ГИС, состоящей из картографических слоев и соответствующих им семантических баз данных. Основными преимуществами использования геоинформационных технологий и цифровых космических изображений в территориальном планировании являются:
- возможность постоянной актуализации цифровых картографических материалов и семантических баз данных
- научная обоснованность проектных предложений за счет более достоверной информационной базы
- возможность моделирования и «проигрывания» большого количества вариантов развития территорий, а также их наглядного представления
- использование материалов проекта для организации градостроительного и экологического мониторингов
- создание картографического и семантического ядра многофункциональной территориальной ГИС.
Пакет документации территориального планирования
«Генеральный план» – основной вид документации о территориальном планировании города, определяющий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности. В нем в соответствии с проектными периодами определены основные параметры развития города, предложена планировочная концепция, разработаны мероприятия по основным функциональным зонам, транспортному и инфраструктурному развитию территории (рис. 1).
Рис. 1. Генеральный план (фрагмент).
«Проект зон охраны объектов культурного наследия» – обязательный документ для любого исторического поселения. Основная цель проекта – обеспечение охраны недвижимых памятников истории и культуры, ценных историко-культурных территорий и ландшафтов при проведении работ по реконструкции, застройке и планировке города.
Границы и режимы градостроительной и хозяйственной деятельности (рис. 2), установленные Проектом зон охраны, учитываются при разработке Правил застройки и землепользования отдельных городских территорий.
Рис. 2. Проект зон охраны объектов культурного наследия г. Перми.
Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Перми впервые в России выполнен в виде компьютерной геоинформационной системы. Это позволяет использовать его не только в повседневной практической деятельности органов архитектуры и градостроительства, землеустройства и охраны памятников, но и вести постоянный мониторинг состояния и использования памятников, а также облегчает внесение периодических изменений и дополнений в различные базы данных. Для каждого памятника истории и культуры создана соответствующая картографическая и семантическая базы данных. То есть все памятники отражены в графическом виде на электронной карте города, снабжены цифровыми фотографиями и полной имеющейся по каждому из них информацией, совпадающей с содержанием «Аннотированного списка памятников». Вследствие этого, возможно быстрое ранжирование памятников по времени постройки, адресу, форме собственности, состоянию, материалу стен и т. д., и поиск определенного памятника в общей базе данных с определением его местоположения на плане. То же касается непосредственно зон охраны памятников и градостроительных регламентов: они также представлены на электронной карте и содержат соответствующую описательную информацию.
«ГИС транспортного комплекса» – проект, комплексно анализирующий современное состояние транспортной системы и условия транспортного обслуживания населения города. Задача документа – создание электронной геоинформационной системы, отражающей состояние и поэтапное формирование конфигурации и параметров городской улично-дорожной сети и искусственных транспортных сооружений на период, предусмотренный Генеральным планом города (рис. 3).
Рис. 3. ГИС Транспортного комплекса Перми.
Следующим этапом в работе над документацией территориального планирования Перми явилась разработка Правил землепользования и застройки. Тендер на выполнение этого проекта был выигран нашим институтом. Информационная база, накопленная в процессе работы над Генеральным планом города и Проектом зон охраны, позволила нам в этом нормативно-правовом документе наилучшим и наиболее обоснованным образом выделить на территории города зоны различного функционального назначения и территории с нормированным режимом градостроительной деятельности. Далее по этим зонам разрабатывались градостроительные регламенты использования земельных участков.
Рис. 4. Правила землепользования и застройки г. Перми. Правовое зонирование.
С технологической точки зрения использование программного пакета ArcGIS позволило сделать эту работу максимально эффективной. Реализация проектных предложений по Правилам землепользования и застройки заключается в разработке Схемы зонирования на основе электронной версии Генерального плана (рис. 4). Согласно градостроительному кодексу, каждый последующий градостроительный уровень должен не противоречить утвержденному Генеральному плану, а дополнять его и уточнять по тематическим аспектам. Подобная схема разработки позволяет обеспечить взаимосвязанность не только этих двух важных для города документов, но и интегрировать их с набором тематических блоков и отдельных картографических слоев:
- цифровое космическое изображение высокого разрешения
- современное состояние и использование территории
- транспортная и инженерная инфраструктура
- инженерно-строительные условия
- полезные ископаемые
- экологическая обстановка
- охраняемые природные территории
- планировочные ограничения.
Последующей стадией градостроительного планирования является разработка Проектов планировки территории. Проект планировки территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории в соответствии с заложенными в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки принципами, установленными в них элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами. Графические материалы проекта разрабатываются в масштабах 1:2000, 1:1000 (рис. 5).
Рис. 5. Современное использование территории.
Градостроительная концепция Проектов планировки
В проектах планировки заложен принцип, являющийся главным при осуществлении градостроительной деятельности любого уровня, - создание безопасной, благоприятной для жизни, комфортной и эстетически привлекательной жилой среды, обеспечение рационального использования территориальных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений.
В проектах планировки решаются задачи по установлению проектной емкости территории районов. Определяется базовый показатель расчетов – население. Согласно ему устанавливаются объемы и структура нового жилищного строительства и другие базовые параметры: объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения, параметры и объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.
Рис. 6. Бахаревка. Проектный план района.
Приведем наглядный пример такой разработки. На рис. 6 представлена площадка нового жилого района г. Перми – Бахаревка. Район расположен в юго-западной части города на месте бывшего аэродрома и является частью Индустриального административного района. Территория практически свободна от застройки, расположена вне нормативных зон, регламентирующих режимы хозяйственной и природоохранной деятельности. При размещении нового жилого района были обеспечены условия доступности центральных районов города и мест приложения труда (Южного и Осенцовского промышленных узлов). По комплексу планировочных факторов Бахаревка имеет благоприятные условия для формирования нового крупного района Перми.
Функционально-планировочная и объемно пространственная концепции проектируемых жилых районов последовательно развивают идеи, заложенные Генеральным планом города.
На рис. 7 представлен проектный план жилого района Бахаревка. Основной широтной планировочной осью района является новая магистраль общегородского значения. В широтном направлении эта магистраль с севера и юга дублируется магистралями районного значения.
Рис. 7.Схема транспортной инфраструктуры.
Система общественных центров района формируется на пересечениях основных транспортных связей, образуя основные градостроительные узлы (площади) и объемно-пространственные акценты.
Основная широтная планировочная ось района – его коммуникационный, высотный и композиционный «хребет» – концентрирует основные объекты обслуживания района в сочетании с разноэтажными жилыми группами со встроенными объектами обслуживания. Вторая основная планировочная ось расположена перпендикулярно широтному направлению и представляет собой бульвар с расположенными вдоль него объектами преимущественно общественного назначения: торговля, объекты культуры, рестораны, кафе, спортивно-развлекательные комплексы и пр.
Территория района разделена на отдельные микрорайоны и кварталы с различными типами жилой застройки. К основным транспортным магистралям примыкают многоэтажные кварталы с более высокой плотностью, к югу к периферийной части района этажность и плотность снижаются. Это позволяет формировать многоярусную объемно-пространственную композицию, которая будет восприниматься с основных внешних транспортных направлений.
Одна из концепций проектного решения – использование инфраструктуры бывшего аэропорта Бахаревка. Часть продольной главной магистрали проложена с использованием бывшей взлетно-посадочной полосы. Рулежные дорожки и другие элементы аэропорта предлагается использовать для организации автостоянок, размещения выставочно-ярмарочного комплекса и пр.
Важным элементом структуры района является система озеленения. Обыгрываются местные особенности проектируемой территории. На склонах речных долин предлагается организация комплексов зимних видов спорта, прогулочных трасс и спортивных площадок.
Планировочное решение учитывает сложившуюся систему землепользования, в том числе произведенные отводы.
ГИС Проекта планировки. Технология разработки
При разработке проекта планировки в требуемом масштабе необходима очень детальная и точная проработка градостроительных элементов, которая не могла быть достигнута с помощью средств обработки геоданных программного продукта ArcView 3.2. Поэтому у проектировщиков нашего института возникла необходимость быстрого перехода на более высокий качественный уровень. Среди разработок ESRI таким требованиям могло отвечать только унифицированное семейство программных продуктов нового поколения ArcGIS 9.
На стадии сбора исходных данных нам было предоставлено большое количество материалов. Сложность состояла в том, что картографические материалы были выполнены в разных форматах как по времени, так и по масштабу или проекции. Часть материалов была передана в виде внемасштабных схем.
Для топографической основы в М 1:2000 с привязкой на местности в формате ГИС-Вега (разработка пермских программистов) был написан конвертер для перевода файлов в формат ArcGIS и собрана мозаика. Проведена работа по уточнению привязки топографической основы в систему проекта с учетом масштаба проектирования и совмещения топографической основы с предыдущими картографическими данными (адресный план, отводы, предварительные красные линии).
В связи с неточностью топографических карт, вызванной нерегулярной периодичностью их обновления, актуальным стало применение материалов космической съемки высокого разрешения, которые отражали фактическое состояние и использование территории. Для этой цели были использованы космические изображения Перми, полученные аппаратом QuickBird в 2004 году и предоставленные компанией «Совзонд». Путем сопоставления данных, полученных по материалам дешифрирования космических изображений, с традиционными картографическими источниками были устранены значительные расхождения по ряду важных качественных и количественных характеристик.
В проектах планировки основной является идея архитектора, которую он реализует в авторском эскизе. Этот эскиз является базой для дальнейшего проектирования и наполняется различными тематическими схемами. Современные технологии позволяют представить бумажный эскиз в качестве растра в заданной системе координат и проекций и визуализировать его в слоях ГИС.
Рис. 8а. Транспортная схема (AutoCAD).
Рис. 8б. Транспортная схема (ArcGIS).
Каркасом планировочной структуры проектируемого района является транспортная схема (рис. 8а,б). Изначально она выполняется в программе AutoCAD, поскольку возможности ArcGIS по созданию чертежей пока уступают графическим инструментам редактирования AutoCad. Затем схема улично-дорожной сети и план красных линий конвертируются из формата AutoCAD (dwg, dxf-файлы) в формат ArcGIS (shp-файлы, классы базы геоданных). Главным преимуществом ArcGIS 9 является то, что схемы редактируются согласно системе уже существующих картографических слоев, и к ним создается база данных с полноценной атрибутивной информацией (рис. 9).
Рис. 9. База данных к транспортной схеме формируется в ArcGIS.
Хотелось бы также отметить некоторые важные для территориального планирования возможности, которые дает система ArcGIS. В ней появилась новая модель хранения и представления информации – база геоданных, что позволило нам организовать ГИС-данные в виде тематических слоев и пространственных представлений по разрабатываемому проекту, относящихся к транспорту, гидрографии, экологии и пр. Поддержка топологии в базе геоданных обеспечила устранение ошибок и неточностей при создании градостроительных схем (разрывов линейной транспортной сети, наложения полигональных территориальных зон и пр.). Усовершенствованная в ArcGIS 9 функциональность системы значительно расширила возможности инструментов графического отображения и редактирования данных, а также стала более адаптированной для широкого круга пользователей, малознакомых с языками программирования. Именно благодаря такой модернизации стало возможным применение ArcGIS в разработке проектов планировки. А также интегрирование проектных решений проектов планировки с электронными покрытиями Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
В результате заказчику предоставляется следующий состав графических материалов, установленный Градостроительным кодексом РФ:
- схема размещения проектируемой территории в структуре поселения
- план современного использования территории (опорный план)
- план красных линий
- разбивочный чертеж красных линий
- схема организации транспорта и улично-дорожной сети
- схема размещения инженерных сетей и сооружений
- схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории
- схема размещения объектов обслуживания.
Документация предоставляется в виде пояснительной записки, схем, чертежей – как в бумажном виде, так и в виде их электронных версий. Это позволяет местным городским органам и службам вести непрерывный мониторинг градостроительной документации, ее обновлять и актуализировать.
Итогом разработки проектов планировки является определение планировочных и инфраструктурных мероприятий по подготовке и комплексному освоению площадок, что служит основой для разработки четкой программы реализации и схемы финансирования нового жилищного строительства.
Такой подход создает благоприятные условия для привлечения инвесторов к освоению района нового жилищного строительства, поскольку Проект планировки предоставляет исчерпывающую информацию по необходимым инвестициям в инженерную инфраструктуру, транспортную инфраструктуру, инженерную подготовку территории и благоустройство. Ведь инвесторы не заинтересованы вкладывать финансовые средства в развитие территорий, не имеющих утвержденной градостроительной документации. А наличие такой документации обеспечивает им гарантию законности использования того или иного участка именно для их сфер деятельности.
Разработанные материалы являются основой для осуществления последующих стадий планирования территорий – проектов межевания, проектов планировки отдельных кварталов, микрорайонов и градостроительных планов земельных участков.
По нашему убеждению, таким образом должна происходить, и, как мы показали, уже реально происходит интеграция ГИС в систему планирования и управления территорией.