Фронтальная лекция в режиме реального времени.
Для ее проведения может использоваться технология видеоконференции. Достоинства этого вида лекций [4,6]:
• живое общение студентов и преподавателя;
• нет ограничения количества студентов — их может быть от одного до нескольких тысяч человек;
• возможность записи в виде файла на компьютер и многократный ее просмотр в случае необходимости;
• возможность обратной связи — студенты могут задавать вопросы лектору в режиме реального времени.
5 Анализ ситуаций — анализ конкретной жизненной или вымышленной ситуации из сферы профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы. Такие задания являются весьма перспективными для системы дистанционного образования, так как позволяют применить на практике полученные знания
Индивидуальная лекция в режиме отложенного времени.
Для нее могут использоваться видеокассеты, CD-диски.
1. Запись «живой» лекции преподавателя на видеокассете.
Современные лекции на видеокассетах изменились. Они содержат [4, 6]:
• заставку курса, к которому относится лекция;
• представление лектора;
• план лекции;
• богатый иллюстративный материал, который появляется на экране в случае необходимости: компьютерная графика, компьютерные модели, которые отчетливо видны на экране в отличие от записей мелом на доске;
• лекции снимаются в «живой» аудитории, и у студентов создается эффект присутствия. Они могут слышать вопросы, которые задаетлектор, видеть реакцию зала.
2. Аудиолекции.
Аудиозапись реальной лекции преподавателя в аудитории. К недостаткам данных лекций стоит отнести отсутствие зрительной опоры.
Примечание: записи аудио- и видео лекций хранятся в медиатеке ИОДО. Любой желающий может прийти и переписать (заказать) себе нужную лекцию на аудио/видеокассету или CD-диск.
3. Лекция на электронном носителе (такие лекции могут располагаться на дискетах, компакт-дисках или являться сетевыми ресурсами).
Можно выделить два вида подобных лекций.
Первый вид: лекция — web-страница. Это набор учебных материалов в электронном виде (текст лекции, дополнительные презентационные материалы, выдержки из научных статей, других учебных пособий и т. д., оформленные в виде файлов [4, 5].
Такие лекции дают материал в виде web-страницы со ссылками — студент может, щелкнув на ссылку, открыть другой документ или мультимедиа-файл, когда посчитает нужным. Подобные лекции широко используется, в частности, в Интернет-курсах [5, 6].
В лекции может быть использован, если это методически оправдано, звук, анимация, графическое изображение. Студент имеет возможность распечатать любую страницу оцифрованного материала. В лекции должен быть представлен разнообразный дидактический материал: вопросы и тесты для самоконтроля, задания по уровням сложности в зависимости от степени подготовленности [4, 5]. При составлении такой лекции преподавателю рекомендуется консультироваться у специалиста по информационным технологиям и методиста НО ДО. Надо иметь в виду, что восприятие электронного текста от печатного существенно отличается. Никто не станет спорить, что работать с печатным текстом удобнее [6]. Вместе с тем, работа с электронными текстами также имеет ряд своих преимуществ:
• возможность охвата больших информационных массивов;
легкость доступа к нужной справочной и прочей необходимой литературе;
• свобода интеллектуальной познавательной деятельности [6].
Для этого, как показывает практика, материал лекции должен быть структурирован соответствующим образом. В электронном виде оптимальный объем воспринимаемой информации в единицу времени – два-три экрана. Отсюда, базовые лекции, если такие предусматриваются в курсе или в электронном учебнике, должны быть такого размера. Если необходим более объемный текст, он делится на соответствующие части, отделяемые одна от другой либо заданиями, либо иллюстрациями, либо еще каким-то способом. В любом случае базовую лекцию и сопутствующие ей задания, дополнительные материалы, т. е. всю совокупность учебно-методических материалов конкретного занятия, предваряет краткая аннотация, в которой сообщается студенту, что он должен усвоить на данном занятии, каковы его цели и ожидаемые результаты деятельности на этом занятии. В тексте могут встречаться трудные термины, понятия, незнакомые слова. В этом случае предусматриваются либо гиперссылки с разъяснениями, либо всплывающая строка [6].
Подобные лекции (в рамках УМК по отдельным дисциплинам) мо-гут располагаться на сайте ИОД О, в оболочке «E-Learning Server 3000» («Гиперметод») и т. д., а также рассылаться студентам на CD-дисках.
Второй вид: материал лекции автоматически разворачивается на экране по мере продвижения записи лекции. Экран в данном случае разделен на несколько секторов:
• видеозапись лекции (с возможностью отключения видеоизображения, при этом звук остается);
• основные тезисы лекции;
• качественный иллюстративный материал (схемы, рисунки, таблицы, графики и т. п.), который возникает на экране по мере продвижения по лекции;
• возможность перемотки лекции, возврата к нужной части;
• проблемные вопросы;
• возможно постепенное появление формул с той же скоростью, скакой пишет лектор на доске — создается эффект присутствия [6].
Подобные лекции сегодня выпускает Ярославский государственный университет [6].
Именно этот вид лекции имеет хорошие перспективы в дистанциионном обучении, так как включает в себя многие достоинства реальной лекции и помогает преодолеть многие ее недостатки.
Основные действия преподавателя по подготовке и проведению фронтальных лекций в режиме реального времени с применением ДОТ (видео лекций):
• подготовка лекционного материала (план, конспект лекции, список литературы, наглядность);
• распространение разработанных документов среди участников лекции-видеоконференции;
• проверка готовности участников к предстоящей работе (обратная связь);
• проведение занятия в режиме реального времени.
Примечание: материал для лекций с применением ДОТ должен соответствовать содержанию теоретической части УМК по дисциплине.
Подготовка индивидуальных лекций в режиме отложенного времени осуществляется при методической и технической поддержке специалистов ИОДО и начинается с заявки преподавателя, подаваемой в ИОД О.
Семинары
Семинар представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Это один из видов практического занятия. Семинар, наряду с лекцией, относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную, Эти функции семинара можно реализовать и в дистанционном обучении. Для этого можно использовать технологии компьютерных видео- и телеконференций. Причем в последнем случае семинары с полным правом могут называться «виртуальными», так как участники не видят друг друга, а, будучи разнесены в пространстве и во времени, обмениваются только текстовыми сообщениями. Вербальная коммуникация между участниками, как это происходит в обычном семинаре, заменена эпистолярным (письменным) общением, реализуемым средствами информационных и телекоммуникационных технологий в виде форумов, чата [5].
Общим правилом подготовки и проведения семинара в ДО является тщательная его разработка. Преподаватель должен:
• подготовить вопросы, список литературы, методические рекомендации по содержательной части;
• составить график (дату и время начала и завершения семинара, указать вид семинара — синхронный/on-line или асинхронный/off-line);
• распространить разработанные документы среди участников семинара (через список рассылки или доску объявлений);
• убедиться, что все участники семинара имеют идентификационное имя и пароль;
• подготовить тесты (в случае необходимости);
• провести семинар (анализ текстов выступлений студентов, вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений, оформленных в виде текстов);
• в конце семинара подвести итоги и выставить оценки-[5].Большинство обозначенных этапов должны быть сделаны заранее и лишь обновлены и дополнены при необходимости непосредственно перед занятием.
Семинар-видеоконференция
В педагогическом аспекте семинар-видеоконференция практически не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов [5].Сходство с традиционным семинаром состоит также в том, что требуется «присутствие» участников в определенное время в «виртуальной аудитории».
Семинар-чат
Семинары можно проводить и в виде чатов, но использование данной технологии накладывает некоторые ограничения:
• продолжительность семинара — не более часа (высокое психологическое напряжение, студенты быстро устают);
• количество участников — не более 10 человек (сообщения на экране перемешиваются, трудно следить за мыслью).
Существуют определенные рекомендации по проведению семинара в режиме чата [2]:
1. Заранее составить список участников и, возможно, порядок их выступления.
2. Входить в чат под реальными именами (лучше всего — имя + фамилия), а не «никами», псевдонимами (иначе сложно узнать присутствующего) .
3. Чат — это разговор скоростной. Рекомендуется быть предельно лаконичным, не использовать витиеватые фразы. Допускаются не большие опечатки и понятные для всех сокращения, например: т. к., след-но.
Для выражения своих эмоций, передачи своего настроения можно использовать различные приемы, которыми пользуются все любители «початиться», например:
а) Разные комбинации знаков пунктуации — !!!! — Отличная идея! То, что надо!
:-) ;-) :-))) :) %-) и т. д. — разнообразные смайлики (от английского smile — улыбка), отражающие настроение (подобие выражения лица в момент написания текста).
б) Все написанное ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ воспринимается как крик. Этот прием уместен для привлечения внимания к чему-то важному.
4. Преподавателю рекомендуется выделять свой текст жирным шрифтом, заглавными буквами или цветом.
5. Время передачи набранного на клавиатуре текста у всех участников чата разное, чьи-то слова долетают быстрее, чьи-то — через небольшой интервал времени. Это вызывает неразбериху, при которой вопросы и ответы на них поступают в смешанном порядке, с вклинившимися репликами, касающимися другой темы. Чтобы этого не происходило, нужно просто не торопиться, следить за основной линией беседы. В случае необходимости делать краткую ссылку на автора реплики или ее содержание, например: «к реплике про языковые курсы: «……………..».
6. В роли ведущего чата обычно выступает преподаватель. Его роль заключается в организации процесса общения. В случае необходимости он стимулирует дискуссию, задавая иногда «провокационные» вопросы или, наоборот, сдерживает ее, возвращает в нужное русло.
7. Вопросы для чата выбираются очень конкретные, такие, на которые можно было бы ответить коротким высказыванием. План предстоящего чата составляется заблаговременно и распространяется среди участников.
8. Целесообразно записывать чат и проводить его дальнейший анализ. Запись чата высылается желающим по списку рассылки или выкладывается на доску объявлений.
9. Тем, у кого будут проблемы со связью, предложить выступить позднее, после получения записи чата, в телеконференции (по списку рассылки).
10. Самое сложное в чате — придерживаться одной темы в ходе дискуссии. У каждой учебной дискуссии, у каждого чата должна быть своя цель. Она определяет содержание дискуссии, но формы чата могут быть абсолютно разные. Например, если цель чата — проконтролировать знания, то можно использовать блиц-опрос (3 — 5 вопросов по теме, на которые можно ответить очень коротко). Дискуссия может идти по теме линейно (по четкому плану — от и до), циклично (периодически возвращаясь к одному и тому же вопросу, но рассматриваемому уже с иной точки зрения) или фрагментарно (когда общей обсуждаемой темы нет, и вопросы возникают спонтанно) [2,5, 6].
Что может помешать работе участников чата [2]?
•Качество связи.
• Разное время «прихода» в чат слушателей. В данном случае стоит порекомендовать присоединившимся к дискуссии спокойно прочитать предыдущие высказывания, вникая в обсуждение, а не задавать сразу же вопросы типа: «А о чем вы уже говорили и о чем говорите сейчас?» Ведущие чата не должны делать ошибку и объяснять, о чем идет речь. Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше всего начать работу вовремя.
• Неумение четкологично сформулировать свою мысль.
• Постоянные личные комментарии, не имеющие отношения к делу и «засоряющие» экран (например, рассуждения «вслух» по доводу связи, неудобства работы за компьютером в данный момент, диалог внутри полилога и пр.).
Примечание: увеличить количество участников чата, не перегружая «виртуальную аудиторию» можно, разделив студентов на «участников» и «наблюдателей». Наблюдатели не проявляют себя, а просто следят за разворачивающимся чатом. После чата они высылают его анализ преподавателю, высказывают собственные мысли по поводу обсуждавшихся проблем [2].
Асинхронный семинар (с помощью форума или списка рассылки).
Семинар проходит в режиме отложенного времени (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Различают моделируемые и немоделируемые форумы (телеконференции). Первая форма отличается тем, что модератор (ведущий) форума (чаще всего — преподаватель) оставляет за собой право вносить коррективы в содержание сообщений, которые присылают участники. Модератор может также изменять порядок следования сообщений, удалять те из них, чьесодержание не соответствует теме дискуссии. Если телеконференция (форум) не моделируема (не управляема), каждый участник видит на экране все отредактированные тексты вопросов и ответов других участников семинара, причем в той последовательности, в которой они были отправлены.
Асинхронный семинар имеет несколько преимуществ [5]:
• удобство работы со студентами из разных часовых поясов;
• возможность глубже обдумать ответы на поставленные вопросы;
• форум, кроме того, позволяет отслеживать «волну» интереса к каждому сообщению.
Общий сценарий проведения асинхронного семинара такой же, как и традиционного, но только проводиться он в «эпистолярном» жанре с помощью электронных сообщений, а не в устной форме, как обычно. Например, в ходе семинара с использованием докладов по вопросам темы занятия студенты обязаны дать ответы в письменной форме на каждый из предложенных вопросов (эти ответы доступны для обозрения на экранах компьютеров всем студентам группы). Преподаватель комментирует ответ студента в письменной форме, кроме того, поощряются высказывания студентов, получаемые как реакция на сообщения своих сокурсников (активная дискуссия). Дидактические инструменты форума позволяют преподавателю персонально обращаться в письменной форме к каждому студенту. В конце семинара преподаватель подводит его итоги и выставляет оценки [5].
Все участники такого семинара должны уметь не только свободно излагать свои мысли на бумаге, но и воспроизводить их через клавиатуру компьютера, уметь пользоваться электронной почтой [5].
Все студенты обязаны:
• сформулировать обоснованный ответ на каждый вопрос семинара в сжатой форме;
• ответить на вопросы и замечания преподавателя;
• высказать свое отношение к ответам других студентов.
Результаты дискуссий во время семинара архивируются, а тексты
дискуссии доступны всем участникам [5].
Семинары — это всегда групповые занятия. В зависимости от схемы (сценария, алгоритма) их проведения семинары можно условно разделить на «дискуссионные» и «задачные» [5].
В задачных семинарах студенты получают и решают конкретные практические задания под руководством преподавателя. Этот процесс проходит самостоятельно (автономно) длястудента, но у студентов имеется возможность консультаций с преподавателем или целевого общения с сокурсниками. Этот вид семинара может проводиться в on-и off-line режимах. После выполнения задания каждый студент высылает его по почте (или выкладывает его в форум), потом оно оценивается преподавателем. Если задача (проблема) ставится для всей группы и решается всей группой, но с разбивкой по ролям, то в этом случае семинар трансформируется в метод проектов [5].
Дискуссионные семинары наиболее распространены и подразделяются, в свою очередь, на проводимые по схеме «вопрос - ответ» или с использованием метода «докладов» [5].
В первом случае студенты отвечают на вопросы семинара; эти ответы обсуждаются другими студентами и оцениваются преподавателем. Предполагается, что все студенты подготовлены по всем вопросам семинара и готовы ответить на предлагаемые вопросы. Преподаватель, имея список студентов, обращается в письменном виде к любому студенту, который должен ответить на вопрос преподавателя. При этом преподаватель может предложить обсудить ответ студента его сокурсникам, обратившись к ним по электронной почте, или попросить студента самому оценить или прокомментировать свой ответ. В конце семинара преподаватель оценивает выступления всех студентов, учитывает их активность [5].
Во втором случае специально выделенными студентами готовятся доклады, которые после «виртуального заслушивания» (т. е. прочтения текста выступления на экране всеми участниками) обсуждаются в режиме реального или отложенного времени. Докладчики могут использовать информационные и коммуникационные технологии для презентаций (тезисы, схемы, видеодемонстрации, моделирование). При этом учитывается ряд показателей, характеризующих качество проведения семинара: научность, доказательность, новизна, самостоятельность, стиль изложения, активность при обсуждении [5].
Как показывает опыт, студенты, кроме подготовки по содержательной части семинара, должны готовиться к нему и специально: организационно, технически, психологически (образно говоря, «учиться в нем учиться»). В этой связи целесообразно подготовить специальную инструкцию студентам для работы в дистанционном семинаре, которая включает в себя все операции, подлежащие выполнению на семинаре. Хотя при проведении семинара в новой среде в него переносится отчасти сценарий традиционного семинара, многое все же меняется: виртуальная аудитория сжимается до экрана, все действия (ход) семинара протекает с фиксацией участия и успехов каждого в нем. Преподаватель, проводя виртуальный семинар, чувствует себя необычно. Это теперь «виртуальный» преподаватель. Многие естественные требования, предъявляемые к нему, отпадают (ораторские навыки, имидж). Но возникают новые и не менее жесткие требования — навыки печатания на клавиатуре, опыт работы с компьютером и пр [5].
Весьма важна психологическая обстановка на виртуальном семинаре. Она несколько необычна, некоторые исследователи, в частности, выделяют такую закономерность, как увеличение доли общения студентов между собой. Это, безусловно, нужно учитывать виртуальному преподавателю, проводя занятие. Важно также иметь в виду эффективность общения с помощью электронной почты. Она зависит от стартовых умений работы с текстовым редактором и владения культурой письменной речи. Это относится как к преподавателю, так и к студенту [4, 5].
Консультации
Консультация является одним из видов проведения учебных занятий и представляет собой форму руководства самостоятельной работой студентов и оказания им помощи в усвоении учебного материала. Происходит целенаправленный обмен информацией между преподавателем, проводящим консультацию, и студентами [5].
Консультаций в ДО могут проводиться по теме лекционного материала в процессе самостоятельной работы или перед экзаменом, зачетом, перед проведением семинара. Консультации могут быть индивидуальные и групповые, проводится в реальном (чат, телефон, ICQ, факс) и отложенном (электронная почта, форум) времени. При этом, как показывает опыт, среднее число студентов при консультировании в реальном времени должно быть не более десяти, чтобы не создавать «очереди». Наиболее распространенным является использование для данной цели электронной почты. Однако время ответа на заданный вопрос не должно превышать сутки [5].
Основные действия преподавателя по подготовке и проведению консультации включают, как правило, следующие простые операции [5]:
• чтение вопроса студента;
• набор ответа-сообщения на клавиатуре;
• выбор и ввод адреса студента;
• отправка сообщения (ответа, обращения, оценки и т. д.) студенту.
При этом преподавателю рекомендуется предварительно подготовится к теме, по которой проводится консультация, заготовить «клише» ответов на ожидаемые типичные вопросы и вопросы организационного характера, а также иметь ассистента-консультанта по техническим вопросам (особенно если консультация проводится в виде видеоконференции) [5].