Какие их морфемы составляют, какую роль они в словах играют.

Слышен смех честного люда

Слышен смех честного люда: Трусит с горки съехать Люда, А у Сани, а у Сани С горки сами мчатся сани.

- Какую группу слов использовал автор при написании данного стихотворения ?

- Какие группы слов по значению вы знаете ?

- Объясните почему слова «Люда» и « Сани» во 2 и 3 строке написаны с большой буквы.

- Назовите другие правила правописания слов с большой буквы. Наведите примеры.

- Прочтите стихотворение придерживаясь орфоэпических норм.

- Прочтите свои пословицы назовите антонимы и синонимы использованные в них.

Работа с текстом

- Назовите время года , укажите месяц и день недели .

- Опешите сегодняшний день .

3. Объявление темы урока.

- Тема нашего урока « Формы слова и однокоренные слова. Основа и окончание изменяемых слов».

Друзья, задача наша такова – открыть друг другу, как построены слова,

Какие их морфемы составляют, какую роль они в словах играют.

(П.Чесноков.)

4. Работа по заданной теме.

- Слово состоит из значимых частей – морфем. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Упражнение на развитие долгосрочной памяти

На доске плакат с изображением дерева, к нему крепятся разноцветные листы с графическим обозначением : окончание , основа, корень, суффикс, приставка. Сопровождается стихотворением

Та слова часть, что изменяется,

Окончаньем называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Корень слова - главная значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.

За Корнем Суффикс

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес - в лесника,

А печь - всего лишь в печку.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - приставка,

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

Школьник, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка - впереди.

А.Косоговский.

- Запомните название морфем и цвет листов на которых они нарисованы.

Слова- пазлы

- Помогите Маше собирать морфемные пазлы.

- род- , при-, - город-, -сел-, -ск-, -вед-, - еньк-, на- , -дом-, -ик-, -рис-, - ова-, -ть, -ти.

- Запишите все сложенные слова в тетрадь.

- Вспомните . На украинском языке вы уже научились отличать форму слова от однокоренных слов .

- Прочитай стихотворение и ответь на вопрос, который в нём задан.

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок.

Где слова родные, однокоренные?

Проблемное задание(развитие внимательности на уроках языка)

- Прочтите следующее стихотворение . Будут ли слова использованные в нем однокоренными?

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нет норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка – здесь, а норки нет.

(А.Шибаев.)

- Свой ответ аргументируйте

Игра «Волшебное дерево». Робота в тетради.

.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот еще посадки рядом,

А вот садовод,

К ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

– Какие слова выросли из корня -сад-? Запишите их в тетрадь.

- Какие волшебные слова могут вырасти с корнем – лес-

«Кладовая подсказок»

Лесной , лесопарковый, лесовик, лесонасаждение, лесовоз, лесхоз, лесник, лесовичок,

Лесничество, лесотехнический, лесничий, лесопилка, лесовод, лесопильный, лесоводство, лесозащитный, лесосплав, перелесок, лесопосадка, пролесок , лесистый, безлесье, лесоповал, мелколесье, лесотундра, Чернолесье, лесостепь, Залесье.

Работа стаблицей

Цифровой диктант

В тетради учащиеся в одной сторонке пишут формы слова , во второй – однокоренные слова. Учитель зачитывает под номерами ряды форм одного и того же слова и однокоренных слов. Ученики записывают номер ряда форм слова в первую строку, номер ряда однокоренных слов – во вторую.

1) друг, дружный, содружество, дружить;

2) песня, о песне, песней, в песне;

3) говорят, говоришь, говорю, говорим;

4) дума, вдуматься, задумчивый, выдумка;

5) красивый, красивая, красивое, красивые;

6) горный, пригорок, нагорный, горец.

Код : 2,3,5

1,4,6.

Проблемное задание

- Выпишите парами формы одного и того же слова и обозначьте в них окончания. Докажите, что слова пол, торшер, шкафик имеют нулевое окончание.

ПОЛТЕРГЕЙСТ

Дали на дом нам заданье: Взял ковёр, а по ковру

Нулевое окончанье. У несётся — я не вру.

Разберите слово хвост. Пол, торшер и шкафчик в ванне

Мне вопрос казался прост. Все имеют окончанье.

Окончанья у хвоста Ужас, сколько невидимок!

Нет. А как же буква а? Стал натягивать ботинок,

Появилась ниоткуда? Как нежданно из ботинка

Если так, то это чудо. Появился невидимка.

Окончанье — невидимка. И залез в ботинок снова.

И решил я без заминки Я проверил: стоит слово

Невидимку изловить. Изменить по падежам —

Стал по комнате бродить. Невидимка выйдет сам.

Я на стул, а из-за стула Знаю нынче без запинки:

Снова а мне подмигнула. Окончанья-невидимки

Я — за стол, а за столом Будто нет, а всё же есть.

Надо мной смеётся ом. Вот такой вот полтергейст.

(Т. Крюкова)

5.Закрепление изученного на уроке.

- Однокоренные слова или формы:

Гулять – прогулка - однокоренные слова

Свистеть – свистит - формы

Дом- домовой - однокоренные слова

Карта- карту - формы

Книга- книжный - однокоренные слова

Дождь- дожди - формы

Ходить- походка - однокоренные слова

- Написать по 1 однокоренному слову и по одной форме слова:

Стол, стул, кресло, диван, пол, потолок, окно, стена, книга, ковёр, карандаш, банка, свеча, ручка, ваза, телефон, солнце, дом.

- Обозначь окончание в словах.

Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Составить рассказ о морфемах для своих младших братиков или систричек.

Наши рекомендации