Теплоотдача в условиях самолета

В основу тепловых расчетов проводов положена теория нагрева и охлаждения однородных тел с одномерным распространением тепла.

Уравнение энергетического баланса в дифференциальном виде запишется

I 2 Rdt = cGпрdτ + Qрас ,

при этом подведенное к проводу тепло I 2 Rdt частично поглощается проводом (cGпрdτ), а остальная часть (Qpac) рассеивается в окружающую среду.

Тепловая энергия рассеивается в окружающую среду за счет теплопроводности QT, конвекции QK и лучеиспускания QЛ:

Qpас = Qt + Qk + Qл .

Количество тепла, рассеиваемое за счет теплопроводности, т. е. путем непосредственного соприкосновения между проводом и окружающей средой, описывается уравнением Фурье; оно пропорционально градиенту температуры по радиусу проводника dτ/dr,времени dt,поверхности проводника Н = π dl и зависит от коэффициента теплопроводности λ

QT=-λπdl(dτ/dr)dt.

Коэффициент теплопроводности λ(ккал/м2 час °С)характеризует способность вещества проводить тепло через единицу площади в единицу времени при единичном перепаде температур и зависит от структуры, объемного веса, влажности, давления и температуры вещества. Для большинства материалов λ линейно зависит от температуры. Для металлов коэффициент теплопроводности имеет довольно большие значения (λСu = 340 и λА1 = 180), но для воздуха, даже в наземных условиях, незначителен (λв = 2,21·10-2). Значения λ указаны в принятых размерностях.

Количество тепла, рассеиваемое конвективным путем, т. е. обусловленное отводом тепла за счет перемещения масс газа, которые омывают провод, описывается уравнением Ньютона; оно пропорционально поверхности проводника H = πdl, перепаду температур τ, времени dt и зависит от коэффициента теплоотдачи конвекцией kK:

QK = kk π dlτdt .

Коэффициент теплоотдачи конвекции kK (ккал/м2 час °С) характеризует способность проводника отдавать тепло с единицы поверхности в единицу времени при единичном перепаде температур и зависит от формы и размеров проводника, физических параметров окружающей среды, перепада температур между проводником и окружающей средой, высоты и скорости полета самолета и дру­гих факторов.

Теоретическое определение коэффициента конвекции в условиях полета самолета не представляется возможным, поэтому прибегают к эмпирическому его определению на основе теории подобия.

Тепло, рассеиваемое конвекционным путем, зависит от физических параметров воздуха λ, γ, μ, перепада температур между проводом и воздухом и диаметра провода d.

Количество тепла, рассеиваемое за счет лучеиспускания, т. е. путем потери лучистой энергии в виде электромагнитных колебаний с длиной волны от долей микрона до многих километров, описывается уравнением Больцмана; оно пропорционально абсолютной температуре провода в четвертой степени T 4, поверхности провода H = πdl, времени dt и зависит от степени черноты поверхности проводника ε:

Qл=4,9 ε((TПР/100)4-(Tcp/100)4)πdl / dt .

Степень черноты тела показывает, какую часть энергии излучает данное тело по отношению к абсолютно черному телу, которое само излучает 4,9 ккал/м2час °К

На рис. 4.2 представлены кривые изменения конвекции и лучеиспускания с высотой полета самолета, построенные по выведенному уравнению.

Теплоотдача в условиях самолета - student2.ru

Рис. 4.2. Зависимость теплоотдачи провода конвективным путем Qк

и лучеиспусканием Qл от высоты полета H

Как видно, с увеличением высоты полета увеличивается лучеиспускание и уже на высоте порядка 20 кмпри сечении провода 0,5 мм2 лучеиспускание и конвекция равнозначны, а при сечении 95 мм2это равенство наступает на высоте 10 км. Существенное отличие лучистого теплообмена от теплопроводности и конвекции заключается в том, что процессы лучеиспускания могут происходить в системах тел при отсутствии промежуточной среды и при наличии термодинамического равно­весия, и в этом смысле лучеиспускание не зависит от наличия и состояния промежуточной среды.

На больших высотах решающее значение в рассеивании тепла принадлежит лучеиспусканию.

Наши рекомендации