Источники нематериальных активов
Различия между нематериальными и материальными активами
Активы знаний (нематериальные) | Физические активы (материальные) | |
Открытость | Использование одним участником не мешает использованию другим | Использование одним участником не дает возможности одновременного использования другим |
Амортизация | Не «изнашиваются», но обычно рано устаревают | Изнашиваются, могут устаревать быстро и медленно |
Стоимость передачи | Трудно рассчитать (растет с увеличением доли неявного знания) | Легко рассчитать (зависят от стоимости транспортировки и всего, что с этим связано) |
Права собственности | Ограничены (патентом, профессиональными тайнами, авторскими правами, торговым знаком и т.д.) | Обычно понятны и четки |
Применение положений прав собственности | Относительно трудно | Относительно легко |
Таким образом, сущность тех или иных активов организации определяется не их физической природой, а ролью в экономической деятельности и способами получения пользы от их эксплуатации. Именно в этом заключается подход к НМА профессионалов-оценщиков.
Исследования показывают, что источники генерирования нематериальных активов — люди, технологии и организации — находятся в тесной взаимосвязи с ресурсами знаний, человеческими и организационными ресурсами (табл. 16.2).
Обычно нематериальные активы являются долгосрочными и не поддаются точной оценке до момента продажи предприятия. Например, если общая стоимость активов компании, выставленной на продажу, составляла 2 млн. долл., но покупатель с готовностью выложил за нее 2,2 млн., зна чит, он увидел в этой компании нечто такое, за что счел нужным переплатить 200 тыс. долл. Дополнительная стоимость может выражаться и в постоянстве клиентов, и в широкой известности фирмы, и в ее местонахождении, и даже в подборе сотрудников.
Таблица 16.2
Источники нематериальных активов
Типы ресурса | Люди | Технология | Организация |
Ресурсы знаний | Интеллектуальная деятельность, личные творческие качества людей | Инструменты для анализа, моделирования и др. | Организационные формы и культура |
Человеческие ресурсы | Предоставление в общее пользование опыта творчества и знаний | Технологии, расширяющие возможности сотрудников | Управление персоналом и инвестиции в сотрудников |
Организационные ресурсы | Команды и группы для проведения научных исследований и внедрения новаций | Сети коммуникаций и др., предоставляющие возможности для эффективной и производительной работы | Стратегии и структуры |
Нематериальные активы — понятие и бухгалтерское, и экономическое, и юридическое. В связи с этим существуют и различные классификации НМА.
Широкое распространение получила классификация нематериальных активов, в соответствии с которой различаются: рыночные, человеческие, инфраструктурные активы, а также интеллектуальная собственность как актив. Первые три вида активов объединены в интеллектуальные активы — такие виды интеллектуальных ресурсов, которые организации удалось определить, описать и занести в реестр компании.
Рыночные активы {market based assets) — это активы, которые возникают из взаимодействия фирмы с элементами внешней среды.
Под человеческими активами подразумеваются качества, присущие людям (если люди — это человеческие ресурсы, то качества этих людей — человеческие активы). В свою очередь, эти качества формируются на базе способностей, умений, личных и лидерских черт, предпринимательских и управленческих навыков, психометрических данных и сведений о поведении личностей в различных ситуациях.
Человеческие активы, в отличие от других активов организации, ей не принадлежат: знания и способности, как мы знаем, аккумулированы в головах сотрудников.
Под инфраструктурными активами рассматриваются технологии, методы и процессы, на которых строится работа организации. В их числе информационно-коммуникационные технологии, финансовая структура, базы данных по рынку в целом и по отдельным покупателям, методы оценки рисков, корпоративная культура. Подобными активами располагает каждая организация, но не каждая
Что касается интеллектуальной собственности (собственность, которая приобретена как результат умственной деятельности и защищена законодательно, считается интеллектуальной), то это правовое понятие, которое используется для обозначения прав на результаты интеллектуальной деятельности. Объекты интеллектуальной собственности представляют собой охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, оформленные в соответствии с существующим законодательством. Интеллектуальная собственность как актив включает патенты, авторские права, торговые марки товаров и услуг, ноу-хау, торговые секреты и др. В систематизированном виде структура этих объектов представлена в табл. 16.3.
Нематериальные активы удобно классифицировать по их связи с направлениями деятельности:
НМА, связанные с маркетингом. К этой группе активов относятся, например, товарные знаки, фирменные названия, названия торговых марок (бренды), логотипы;
НМА, связанные с технологиями. Сюда относятся, например, патенты на технологические процессы, патентные заявки, техническая документация, техническое ноу-хау и т.д.;
НМА, связанные с творческой деятельностью. К таким нематериальным активам относятся литературные произведения и авторские права на них, музыкальные произведения, издательские права, постановочные права. Эти права долгоживущие. Так, в США соответствующие авторские права действуют на протяжении жизни автора и 50 лет после его смерти. Вместе с тем эта категория достаточно сложна для оценки: во многих случаях вообще затруднительно сказать, обладает ли такой нематериальный актив отличной от нуля стоимостью;
НМА, связанные с обработкой данных. К таким активам относят запатентованное программное обеспечение компьютеров, авторские права на программное обеспечение, автоматизированные базы данных, шаблоны для интегральных схем;
НМА, связанные с инженерной деятельностью. К ним относятся промышленные образцы, патенты на изделия, инженерные чертежи и схемы, проекты, фирменная документация. Этот тип нематериальных активов также достаточно сложен в оценке. Часто подобные нематериальные активы носят характер опционов, т.е. их наличие означает для владельца право получения экономических выгод в определенном случае, например, в случае выпуска продукции с использованием патента, реализации проекта и т.д.;
НМА, связанные с клиентами. Это могут быть, например, списки клиентов, контракты с клиентами, отношения с клиентами, открытые заказы на поставку. При этом отношения могут быть зафиксированы юридически (договорные отношения с клиентом), а могут и не быть. Нематериальные активы этой группы тесно связаны с гудвиллом компании, а также с маркетинговыми НМА. Как следствие, стоимость этой группы активов достаточно сложно корректно отделить от стоимости гудвилла предприятия либо стоимости активов, связанных с маркетингом;
НМЛ, связанные с контрактами. Это выгодные контракты с поставщиками, лицензионные соглашения, договоры франшизы, соглашения о неучастии в конкуренции. Обычно активы данной группы относительно легко идентифицировать, поскольку эта группа активов чаще всего связана с
Таблица 16.3