Понятие о сложности месторождения, категории запасов
Общие сведения о перспективном и годовом планировании горных работ
Годовые планы горных работ составляются в соответствии с утвержденным пятилетним планом и заданием по объему добычи полезного ископаемого и содержанию в нем основных компонентов. Годовое планирование включает; определение интенсивности перемещения фронта работ уступов; выбор схемы вскрытия и подготовки новых горизонтов; расчеты объемов добываемого полезного ископаемого и разрабатываемых вскрышных пород; определение необходимого числа горного и транспортного оборудования; расчеты обобщающих экономических показателей техпромфинплана предприятия.
Основные разделы плана горных работ: ожидаемое выполнение плана за предшествующий год; состояние горных работ на начало планируемого года; производственная мощность карьера по полезному ископаемому и горной массе; эксплуатационно-разведочные работы; буровзрывные работы; выемочно- погрузочные работы; транспортирование горной массы; отвальное хозяйство; график капитальных ремонтов горного оборудования; состав технологического оборудования; состав хозяйственных машин и вспомогательных механизмов; расход основных материалов; производительность труда; мероприятия по охране труда; план оргтехмероприятий; сводная таблица обобщающих технико-экономических показателей; таблицы объемов добычи полезного ископаемого по уступам, погашения запасов, вскрытых и подготовленных к выемке запасов, распределения объемов перевозок горной массы с различных горизонтов по отвалам и др.
Планирование на год производится в рамках утвержденного пятилетнего плана с учетом сложившихся условий производства. Годовым планом с разбивкой по кварталам устанавливается:
- развитие фронта уступов и участки отработки, объем горных работ;
- порядок подготовки новых горизонтов к эксплуатации;
- объемы буровых, взрывных, выемочно-погрузочных, транспортных и отвальных работ, число дополнительно необходимого оборудования основные показатели деятельности;
Понятие о сложности месторождения, категории запасов
1 группа. Месторождения (участки) простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабонарушенным залеганием, характеризующимися устойчивыми мощностью и внутренним строением, выдержанным качеством полезного ископаемого, равномерным распределением основных ценных компонентов.
Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий A, B, C 1 и C 2.
2 группа. Месторождения (участки) сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами с нарушенным залеганием, характеризующимися неустойчивыми мощностью и внутренним строением либо невыдержанным качеством полезного ископаемого и неравномерным распределением основных ценных компонентов. Ко второй группе относятся также месторождения углей, ископаемых солей и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки.
Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов B, C 1 и C 2.
3 группа. Месторождения (участки) очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием, характеризующимися очень изменчивыми мощностью и внутренним строением либо значительно невыдержанным качеством полезного ископаемого и очень неравномерным распределением основных ценных компонентов.
Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям C 1 и C 2.
4 группа. Месторождения (участки) с мелкими, реже средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и прерывистым гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории C 2.
Запасы твердых полезных ископаемых по степени разведан мости подразделяют на категории А, В, С1 и C2. Запасы первых* трех категорий относятся к разведанным, а запасы категории С2 — к предварительно оцененным. Наиболее детально изученными являются категории А и В.
Прогнозные ресурсы по степени их обоснованности подразделяют на категории Р1, Р2 и Р3
Запасы категории А характеризуются тем, что для них установлены:
• размеры, форма и условия залегания тел полезного ископаемого, изучены характер и закономерности изменчивости их морфологии и внутреннего строения, выделены и оконтурены безрудные и некондиционные участки внутри тел полезного ископаемого, при наличии разрывных нарушений установлены их
положение и амплитуда смещения;
• природные разновидности, выделены и оконтурены промышленные (технологические) типы и сорта полезного ископаемого, определены их состав и свойства; качество выделенных промышленных (технологических) типов и сортов полезного ископаемого;
• границы распределения и формы нахождения в минералах и продуктах переделов полезного ископаемого ценных и вредных компонентов;
• технологические свойства полезных ископаемых, гидро-, инженерно-,горно-геологические и другие условия.
Запасы категории В должны близко удовлетворять указанным для категории А требованиям. Однако в отличие от цих при изучении формы, условий залегания и внутреннего строения тел полезных ископаемых устанавливают лишь их основные особенности и изменчивость.
Запасы категории С, определяют в соответствии с требованиями кондиций по результатам опробования скважин и горных выработок, с учетом данных геофизических и геохимических исследований и геологически обоснованной экстраполяции.
К ним предъявляют более низкие требования, чем к запасам категории В. Их отличие от запасов категории В заключается в степени изученности внутренних неоднородносте ft и технологических свойств полезных ископаемых, гидрогеологических и других природных условий Технологические свойства запасов категории С1 изучают в степени, достаточной для обоснования их промышленной ценности; гидрогеологические, инженерно-геологические, геокриологические,
горно-геологические и другие природные основные показатели оценивают предварительно.
Планирование годовых объемов добычи и вскрышных работ
При разработке крутых залежей наиболее сложным является расчет плана добычных работ. На первом этапе составления плана определяется необходимость подготовки нового горизонта, устанавливаются рациональные местоположение и схемы проведения вскрывающей и разрезной траншей, уточняется расположение скользящих участков трассы с учетом используемого выемочно-погрузочного и транспортного оборудования, быстрого доступа к залежи и др. На втором этапе определяется перемещение фронта работ уступов, обеспечивающее вскрытие и подготовку нового горизонта, заданный объем добычи полезного ископаемого требуемого качества. Интенсивность подвигания отдельных участков фронта работ уступов принимается различной и определяется условиями размещения полезного ископаемого, числом экскаваторов и их производительностью на каждом уступе.
Планирование вскрышных работ заключается в определении попутно разрабатываемых на добычных уступах объемов некондиционного полезного ископаемого и пустых пород, установлении дополнительных объемов выемки вскрышных пород на уступах, отрабатываемых с целью создания на конец года вскрытых и подготовленных к выемке запасов полезного ископаемого, а также выполнения объемов добычи, запланированных на пятилетний и этапный периоды (в соответствии с установленным режимом горных работ). Обязательный норматив подготовки запасов устанавливается специальными отраслевыми инструкциями.
Годовой план горных работ разбивается поквартально с учетом режима работы карьера в зимний и летний периоды.
5. Решения, предваряющие горно-геометрический анализ на
горизонтальных залежах
Метод геометрического анализа карьерного поля для пологих и горизонтальных залежей заключается в вычерчивании ряда положений фронта работ через определенные интервалы его подвигания, определении для каждого фронта объемов вскрышных и добычных работ и построении графиков режима горных работ. Исходными материалами служат топографические планы с нанесенными изолиниями мощности вскрышных пород и полезной мощности залежи.
На графике по оси абсцисс в принятом масштабе откладывают этапы подвигания фронта работ, а по оси ординат — объемы вскрышных работ и извлекаемого полезного ископаемого при подвигании фронта на единицу длины (рис. 16.7). При параллельном подвигании фронта карьерное поле разделяется серией параллельных линий, означающих его положения. Таких положений выбирается 6—8 при простых условияхзалегания и 10—15 — при сложных.
Для установления извлекаемых объемов вскрышных пород и полезного ископаемого при подвигании на единицу длины фронт работ разделяют (см. этап V) на участки одинаковой длины (10, 20 или 50 мм в зависимости от масштаба и главным образом от сложности планов изомощностей вскрыши и залежи). В середине каждого участка (по отметкам изомощностей) проставляют мощность вскрыши и полезного ископаемого, которые суммируют и умножают на длину одного участка и линейный масштаб. Полученные произведения наносят в качестве ординат полезного ископаемого и вскрышных пород на график для каждого этапа фронта работ. Расстояние между этапами составляет соответственно l1, l2. На линиях ординат откладываются также в определенном масштабе значения текущего коэффициента вскрыши и протяженности фронта работ для каждого его положения. Полученные точки соединяют ломаными линиями или плавными кривыми, показывающими функциональную зависимость извлекаемых объемов вскрышных пород, полезного ископаемого и текущих коэффициентов вскрыши от подвигания фронта.
Площадь, заключенная между графиком полезного ископаемого, осью абсцисс и любой парой ординат, означает объем извлекаемого ископаемого при соответствующем подвигании фронта работ.
В сложных условиях залегания, при значительной мощности вскрышных пород и резкой изменчивости отметок кровли залежи и дневной поверхности, при вычислении объемов вскрышных пород необходимо учитывать истинные размеры рабочей зоны карьера. Для этого на каждой линии фронта горных работ (на рис. 16.8 этапы I, II, III, ...) вычисляют значения средних отметок кровли залежи и дневной поверхности. По этим данным строится профиль карьера по направлению подвигания фронта работ (рис. 16.9), на котором для каждого его положения проводят линии под углом откоса рабочего борта.
6. Планирование годовых объемов добычи с учетом потерь и
разубоживания
Потери полезного ископаемого — часть запасов кондиционного полезного ископаемого, оставленная при разработке в недрах, местах погрузки, складирования и на транспортных коммуникациях, вывезенная в отвалы.
Потери качества полезного ископаемого (р а з у б о ж и в а и и е) — снижение содержания полезного компонента в добытом полезном ископаемом по сравнению с содержанием его в массиве.
Основными показателями полноты и качества извлечения полезного ископаемого являются:
коэффициент извлечения полезного ископаемого (полезного компонента) из недр
коэффициент изменения качества полезного ископаемого
Коэффициент засорения полезного ископаемого некондиционными его сортами или пустой породой
Все количественные и качественные потери делятся на два класса: общекарьерные и эксплуатационные.
Общекарьерными являются потери балансовых запасов полезных ископаемых, которые проектами не предусматривается в дальнейшем отрабатывать: в охранных целиках около капитальных горных выработок, других горно-технических сооружений и коммуникаций; в барьерных целиках между карьерами и т. п. Потери этого класса исчисляются в натуральных единицах или в процентах от общих балансовых запасов карьера.
Эксплуатационными являются потери кондиционного полезного ископаемого в процессе разработки. Этот класс потерь разделяется на две группы:
потери полезного ископаемого в массиве: в целиках внутри карьерного поля, оставляемых в соответствии с принятой системой разработки; в лежачем и висячем боках (почве, кровле) залежи; в бортах карьера; в приконтактных зонах залежей сложной конфигурации и местах их выклинивания; в пожарных, затопленных и заваленных участках, а также в зонах оползней; в целиках геологических нарушений;
потери отделенного от массива (отбитого) полезного ископаемого: в забоях при совместной выемке и смешивании полезного ископаемого с вмещающими породами; в выработанном пространстве карьера при оставлении отбитого ископаемого на площадках уступов, в неровностях почвы пласта и в плотике при производстве взрывных работ; в местах обрушений и завалов, в пожарных и затопленных участках; в местах погрузки, разгрузки, складирования и сортировки.
Основным является прямой метод определения количественных и качественных потерь полезного ископаемого путем непосредственных натурных замеров объемов потерянного кондиционного полезного ископаемого и примешиваемой массы его некондиционных сортов или пустой породы, а также их опробования. В отдельных случаях эти объемы могут устанавливаться с применением планов, разрезов и фотографий.
При разработке горизонтальных и пологих залежей потери в их кровле и почве определяются средней мощностью зачищаемого или оставляемого слоя полезного ископаемого. При наклонных и крутых залежах относительно правильной формы: объем потерянного полезного ископаемого Д (м3) и объем примешиваемой породы В (м3) на одном контакте залежи в пределах уступа составляют:
при подвигании фронта работ от висячего бока залежи к лежачему.
Сущностью определения потерь косвенным методом является их расчет по разности между погашенными запасами и добытым полезным ископаемым. При этом для определения количественных потерь при отсутствии разубоживания (В = 0) применяется коэффициент потерь или в общем случае коэффициент количественных потерь полезного компонента. При косвенном методе невозможно установить конкретное время и место возникновения потерь, не обеспечивается оперативность. Экономическая оценка последствий эксплуатационных количественных и качественных потерь полезного ископаемого является основой их нормирования по выемочным участкам (блокам), уступам и карьеру в целом. Сравниваемые варианты должны различаться как размерами потерь и разубоживания, так и их соотношением (в одних вариантах потери выше разубоживания, а в других — наоборот). Граница технической и экономической целесообразности снижения потерь в результате увеличения разубоживания и наоборот определяется при проектировании и на различных стадиях планирования горных работ путем технико-экономического сравнения вариантов применяемых комплексов оборудования, систем разработки и их параметров, способов взрывания и выемки (валовых и раздельных), контуров добычных блоков и т. д.
При валовой выемке потери по сравниваемым вариантам определяются только по контактам залежи, а примешивание вмещающих пород — по контактам залежи, прослоев и включений пустых пород внутри добычного блока. При раздельной выемке потери и примешивание пород определяются в приконтактных зонах как залежи, так и отдельно разрабатываемых прослоев пустых пород и некондиционных сортов полезного ископаемого.
Экономическая оценка последствий потерь является также основой для определения эксплуатационных кондиций на полезные ископаемые.
7. Последовательность расчета перевалки вскрышных пород
драглайнами
При простой бестранспортной технологии принцип подхода к определению параметров забоя аналогичен случаю использования вскрышных механических лопат:
Vв = Vо
Отличие состоит лишь в определении расстояния от оси экскаватора до нижней бровки добычного уступа (L). При установке драглайна на верхней площадке вскрышного уступа величина L составит:
Для мехлопат: L = + hy ctg ;
L= + Hy ctg + a + hy ctg ;
L= 7,65 +48,6∙0,67 + 4 + 3,5∙0,27 = 45,2 м.
После подстановки этой величины в приведенное в пункте А выражение для определения высоты уступа (Ну) и после последующих преобразований это выражение для драглайна приобретает вид:
Hy = , м;
Hy = (99 - (7,65+4,5+4+3,5∙ ctg 75 – 0,25∙35,2)∙ tg35)/(1,3+ ctg56∙ tg35) =
=(99-8,29)/(1,3+0,47)=48,6м
Ширина заходки (А), как и при использовании мехлопат может приниматься равной или кратной ширине заходки добычного экскаватора. В этом случае мы взяли ширину заходки равную величине А, а точно она равна 35,2 м.
Проверка максимально возможной высоты отвала по высоте разгрузки драглайна здесь не имеет смысла, поскольку при установке экскаватора на верхней площадке вскрышного уступа высота разгрузки экскаватора возрастает на величину Hy+hу, и она всегда оказывается больше возможной высоты отвала (Но).
Максимально возможная высота уступа в этом случае не может больше максимальной глубины черпания экскаватора
Ну ≤
48,6 ≤ 50, м;
где – максимальная глубина черпания драглайна, м – 50
Ширина заходки драглайна (А) должна приниматься с учетом ширины заходки экскаваторов на смежных уступах.
Фактические значения высоты уступа и ширины заходки в этом случае, как правило, меньше максимально возможных по параметрам экскаватора.
8. Планирование выпуска продукции по сортам методами линейного
планирования
9. Вскрытие и организация вскрышных и добычных работ при
разработке горизонтальных залежей
Возможны три принципиальные схемы взаимной расстановки вскрышного и добычного комплексов оборудования по фронту работ.
Схема I предусматривает рабочий ход вскрышного и добычного экскаваторов только в одном направлении. Между вскрышной и добычной заходками в плане оставляется берма по всей длине фронта, ширина которой достаточна для обратного (холостого) прохода вскрышного экскаватора. При этой схеме исключаются простои экскаваторов и перерывы в добычных работах из-за перемены направления движения вскрышного экскаватора и возможно создание относительно больших вскрытых запасов полезного ископаемого. Недостатками схемы являются: холостые проходы вскрышного оборудования вдоль фронта, неудовлетворительное использование радиуса разгрузки вскрышных экскаваторов, необходимость увеличения мощности комплекса ЭО.
Простая перевалка вскрышных пород при рассматриваемой схеме организации работ практически исключается. В отдельных случаях (при малой мощности залежи и устойчивых породах ее основания) может быть предусмотрен перегон вскрышного экскаватора по почве залежи, по отвалу или, реже, по поверхности (верхней площадке вскрышного уступа). Выдача полезного ископаемого на поверхность предусматривается только на одном из флангов карьера.
При схеме II добычной экскаватор следует непосредственно за вскрышным. После отработки заходки чаще всего комплекс оборудования ЭО простаивает в ожидании окончания выемки заходки по полезному ископаемому. Затем простаивает добычной комплекс оборудования, так как требуется создать опережение вскрышных работ по фронту. При схеме II исключаются холостые проходы вскрышного и добычного оборудования. Выдача полезного ископаемого производится поочередно через фланговые траншеи. Объем вскрытых запасов полезного ископаемого минимальный, а зависимость между работой вскрышного и добычного комплексов оборудования весьма жесткая. Чем короче фронт работ, тем больше время простоев вскрышного и добычного оборудования.
При принятых ширине заходки и скорости подвигания фронта годовое число простоев экскаваторов на флангах карьерного поля Время отработки одной заходки слагается из времени работы и времени простоев вскрышного экскаватора. При протяженности фронта и опережении вскрышными работами добычных по длине фронта относительное значение простоев составит
Общее время использования комплексов оборудования ЭО в году (без учета простоев в ремонте и по климатическим условиям) должно соответствовать условию
Из приведенных выражений следует, что удельное значение простоев вскрышного оборудования в течение года при определенной скорости подвигания фронта работ зависит от высоты вскрышного уступа и опережения вскрышным комплексом добычного, но не зависит от ширины заходки. При современных условиях удельное значение простоев составляет от 10 до 20 %.
При резком уменьшении мощности вскрышных пород и залежи на флангах карьерного поля для уменьшения простоев оборудования отработку этих участков производят более широкими заходками при криволинейном фронте, вогнутом в сторону выработанного пространства. Простои могут быть уменьшены также при создании на флангах «передовых траншей» с перевалкой породы на торцовые борта карьера, что практически возможно только при использовании мощных драглайнов. Время простоев экскаваторов на флангах часто используется для проведения планово-предупредительных ремонтов.
Схема II обусловливает необходимость во время простоя добычного комплекса оборудования увеличения добычи на соседних участках (карьерах) или складирования части добываемого полезного ископаемого.
Схема III предусматривает разделение фронта работ на два крыла (блока). Вскрышные и добычные работы начинают от середины фронта. За время отработки вскрышной заходки комплексом оборудования ЭО на одном крыле полностью вынимают добычным оборудованием вскрытые запасы полезного ископаемого на другом крыле фронта. Затем вскрышной экскаватор возвращается от фланга к середине фронта по вскрытому целику полезного ископаемого и начинает вскрышные работы на втором крыле, а добычной экскаватор производит выемку вскрытых запасов первого крыла фронта. Простои вскрышного и добычного оборудования при этой схеме уменьшаются, объем вскрытых запасов полезного ископаемого достаточно велик, работа вскрышного и добычного комплексов относительно независима. Однако сохраняются холостые переходы экскаваторов, возникают простои при начале работ в середине фронта, периодически приходится изменять направление грузопотока полезного ископаемого. Создание центральной траншеи для выдачи полезного ископаемого упрощает организацию транспорта, но ведет к усложнению перевалочных работ на участке проведения траншеи из-за уменьшения длины отвального фронта.
Специфическим являются технология и организация отработки торцовых участков фронта вскрышных работ из-за затруднений с размещением пород во внутренних отвалах вследствие сокращения отвального фронта, в том числе и для создания транспортного доступа к добычным забоям; последнее связано с оставлением места для расположения транспортных площадок или съездов.
На практике применяются три способа отработки торцовых участков:
с использованием вспомогательного комплекса оборудования ЭО (обычно мехлопаты и автотранспорт) или погрузкой породы основными вскрышными экскаваторами в автосамосвалы (с особого разрешения органов Госгортехиадзора СССР), что ухудшает технико-экономические показатели ЭО\
с размещением всей породы из «передовой траншеи» на торцовом нерабочем борту карьера с применением вскрышного драглайна или комбинацией этого способа с предыдущим;
с перемещением породы торцовых участков во внутренний отвал без изменения принятой схемы экскавации что возможно при резерве линейных параметров вскрышного оборудования.
Так как объемы работ на торцовых участках не превышают 5—10% общих объемов вскрыши, главным здесь является не достижение максимальных производительности и использования линейных параметров экскаваторов, а полное размещение породы в отвалы без дополнительных перевозок, что часто обусловливает целесообразность увеличения коэффициента кратности перевалки породы на этих участках. Схемы экскавации на торцовых участках определяются графическими построениями и расчетами. Минимальное число машин (обычно одна-две), характерное для комплекса оборудования ЭО, и наличие при двух экскаваторах (вскрышном н отвальном) промежуточного склада в виде первичного отвала обусловливают практическое отсутствие внутрисменных технологических простоев и высокую надежность комплекса оборудования в процессе работы. Указанные факторы позволяют достичь высокой степени реализации технической производительности оборудования.
Схемы вскрытия непосредственно связаны с числом комплексов оборудования ЭО в карьере и организацией их взаимодействия с комплексами добычного оборудования.
В пределах карьерного поля эксплуатируются обычно один или два взаимосвязанных комплекса вскрышного и добычного оборудования. При использовании двух комплексов общий фронт работ на карьере делится на блоки. При этом каждый блок должен иметь собственный транспортный выход (один или более).
Различают следующие способы вскрытия добычных горизонтов, взаимосвязанные с организацией вскрышных и добычных работ.
Вскрытие одной фланговой капитальной траншеей при разработке пород и полезного ископаемого одним блоком. Вскрышной комплекс следует впереди добычного с опережением, величина которого регламентируется требованиями техники безопасности. После отработки каждой заходки вскрышное и добычное оборудование возвращается в исходное положение.
2. Вскрытие двумя фланговыми капитальными траншеями при одноблочной разработке горной массы. Добыча полезного ископаемого при этом может производиться по двум вариантам: добычной комплекс может следовать за вскрышным или работать впереди него. При этой схеме возможен рабочий ход экскаваторов в обоих направлениях.
3. Вскрытие одной центральной капитальной траншеей п р и разработке двумя блоками. Перевалка вскрышных пород производится попеременно в обоих блоках. Готовые к выемке запасы лимитируются вскрытой и зачищенной полосой полезного ископаемого па ширину вскрышной заходки и полную длину одного блока. Вскрышное и добычное оборудование после отработки каждого блока возвращается в исходное положение холостым ходом.
4.Вскрытие двумя фланговыми капитальными траншеями при разработке двумя блоками. Добычные и вскрышные работы производятся одновременно в разных блоках. Вскрышное и добычное оборудование перегоняют в исходное положение холостым ходом.
5.Вскрытие тремя капитальными траншеями (две фланговые и одна центральная) при разработке двумя блоками. Эта схема предусматривает возможность поточного движения транспорта и рабочий ход экскаваторов в обоих направлениях.
Из рассмотренных способов вскрытия предпочтительны два последних. Не рекомендуется применять схему вскрытия одной фланговой траншеей. Вскрытие двумя фланговыми траншеями при одноблоковой разработке применяют в условиях, когда общая длина фронта недостаточна для деления его на два блока и при небольшой производственной мощности предприятия.