Урок проверки и коррекции знаний и умений
ВИДЫ УРОКОВ
Урок ознакомления с новым материалом
Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы:
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
3. Ознакомление с новым материалом.
4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
5. Постановка задания на дом.
6. Подведение итогов урока.
Урок закрепления изученного
Основная дидактическая цель - формирование определенных умений. Наиболее общая структура уроказакрепления изученного такова:
1. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.
2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.
3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.
4. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений.
5. Подведение итогов урока.
6. Постановка домашнего задания.
Урок применения знаний и умений
В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура такого урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.
3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
4. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Урок обобщения и систематизации знаний
Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи в отношении между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.
Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний, овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:
1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
6. Подведение итогов урока.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.
При определении структуры урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе возможна следующая структура урока:
1. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.
2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрыть элементарные внешние связи в предметах и явлениях.
3. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.
4. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.
5. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях.
6. Подведение итогов (на данном и последующих уроках).
Комбинированный урок
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
4. Изложение нового материала.
5. Первичное закрепление изученного.
6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:
1. Проверка выполнения домашнего задания.
2. Проверка ранее усвоенных знаний.
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
4. Изложение нового материала.
5. Восприятие и осознание учащимися нового материала.
6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
7. Постановка домашнего задания.
Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает:
1. Мотивационную беседу (то, что именуется организационным моментом или введением в тему урока), завершаются постановкой интегрирующей цели урока.
2. Входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее).
3. Работу с новым материалом.
4. Закрепление изученного.
5. Завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке).
6. Рефлексию.
Последнее связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке.
11 Урок – практикум
Уроки – практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных умений учащихся, а на практических работах – конструктивных. Следует отметить, что учебный эксперимент, как метод самостоятельного приобретения знаний учащимися, хотя и имеет сходство с научным экспериментом, вместе с тем отличается от него постановкой цели, уже достигнутой наукой, но неизвестной учащимся.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным же способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа из двух-трех человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую или лабораторную работу.
Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика.
Исходя из имеющего опыта, можно предложить следующую структуру уроков- практикумов:
1. Сообщение темы, цели и задач практикума.
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Ознакомление учеников с инструкцией.
5. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.
6. Выполнение работы учащимися под руководством учителя.
7. Составление отчета.
8. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
Эту структуру практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования.
Интегрированный урок
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождение за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире, и его закономерностях в целом, а также установление внутри предметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным урокам называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого методами других наук, других учебных предметов. Не случайно поэтому интегрированные уроки именуются еще межпредметные, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая в свою очередь, имеет следующий вид:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
- конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.