Процессы, направленные на улучшение использования имеющихся природных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Процессы, обусловленные фазами экономического цикла.
В силу этой обусловленности они направлены на осушествление мер антикризисного регулирования — предотвращение и ликвидацию неплатежеспособности и банкротства, преодоление спада производства и достижение стабилизации и последУ°шее наРа~ щивание объема конкурентоспособной продукции и услуг.
2. Общеэкономические процессы. Такие процессы обусловлены "ходимостью оптимального использования таких эффектив- Н регуляторов экономики, как ценообразование, налогообло- ние, кредитование и инвестиции в развитие технологической §1!1Ы товаропроизводителей.
Процессы, направленные на улучшение использования имеющихся природных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели Происходящих в русле этих объектов изменений. Следует отметить, что эти процессы по характеру (источнику) их возникновения являются первичными, тогда как другие процессы в отраслевых или территориальных масштабах являются производными по отношению к ним.
В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации—инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней.
Основным вопросом стратегии поведения субъектов хозяйствования на всех уровнях руководства является: «в какой мере этими процессами можно и нужно управлять, а в какой мере и в какой форме они могут быть самоуправляемы, саморегулируемы в условиях действия рыночных механизмов?» Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно исходить из особенностей социально-экономических процессов с точки зрения их диагностической и конструктивной роли в развитии экономики и социальной сферы, а также из анализа применяемых при этом различных концептуальных подходов.
7.4. Функции управления социально-экономическими процессами
Как было отмечено выше, природа социально-экономических процессов такова, что их можно сравнивать с тектоническими (или эндогенными, т. е. протекающими в недрах Земли) процессами, поскольку они не поддаются непосредственному визуальному наблюдению и проявляют себя подчас самым неожиданным образом, накапливая невидимые негативные с вызывая взрыв с трагическими последствиями для жизни ства. Предотвратить такую ситуацию можно, только научив управлять этими процессами, своевременно выявляя надви щуюся опасность и принимая необходимые меры. <
Управление социально-экономическими процессами озна' целенаправленное воздействие на них для обеспечения жела' ных изменений состояния социально-экономических систем*
Социально-экономические процессы характеризуются д микой изменения первичных (исходных), и производных ( четных) показателей эффективности функционирования циально-экономической системы по степени использова имеющихся производственных мощностей и других ресур конкурентоспособности продукции и объему ее произвол (в том числе на экспорт), уровню прибыли и платежеспособ; сти, эффективности труда (в том числе по критериям его дох- ности) и уровню его оплаты.
Функции управления социально-экономическими процессе ми могут быть укрупненно определены как этапы управленч ского цикла. Перечень основных функций управления социал: но-экономическими процессами в их последовательности и учетом обратной, связи могут быть представлены следующим о% разом. ,
1. Анализ и оценка процессов с целью выявления фактического состояния рассматриваемой социально-экономической систему (предприятия, фирмы, отрасли, региона и т. д.) по установлен^ ным позитивным и негативным критериям. Эта функция осуще* ствляется путем систематического проведения мониторинга по данным статистической отчетности и непосредственного изучения экономических и социальных процессов как на макроуровне (государства, региона, отрасли), так и на микроуровне (организации, предприятия, учреждения) с учетом действия факторов рыночного и институционального регулирования.
2. Прогнозирование тенденций развития действующих социально-экономических процессов. Данная функция основана на результатах их анализа и оценки. Осуществляется на основе статистических, аналоговых или экспертных методов исследования. Статистические методы основаны на построении и анализе динамических рядов либо на данных случайной выборки. Аналоговые — направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных систем и процессов. Экспертные — базиру-
Я на мнениях специалистов, экспертов, применяемых в том учас, когда невозможно формализовать изучаемые процессы ди имеет место неопределенность развития социально-эконо- Ической системы.
3. Стратегическое планирование развития социально-экономи- Щскых процессов. Эта функция имеет цель определить, обосно- МТ1> и принять оптимальные решения по выбору приоритетных Направлений положительного изменения хода действующих процессов путем осуществления мер антикризисного регулирования для обеспечения курса экономического роста в прогнозируемом периоде.
4. Организация процессов социально-экономического регулирования. Заключается в разработке и совершенствовании экономических механизмов, предназначенных для целенаправленного изменения действующей практики (создается и совершенствуется система нормативов, регламентирующих экономические, социальные и организационно-правовые отношения субъектов экономического регулирования).
5. Реализация проектных и нормативных решений для достижения поставленной цели. Основная форма реализации — разработка и утверждение программ введения новых экономических механизмов.
Вопросы
1. В чем сущность понятия «социальный процесс»?
2. Что лежит в основе социальных процессов?
3. Какие выделяют социальные процессы?
4. Назовите формы протекания социальных процессов.
5. Каковы основные характеристики социального процесса?
6. Какие элементы включает в себя структура социального процесса?
7. Что такое масштаб социального процесса?
8. Охарактеризуйте понятие «динамика социального процесса».
9. Что понимается под «обусловленностью социального процесса»?
10. Какая существует типология социальных процессов?
11. Раскройте характеристики решения задач оптимизации социального процесса.
12. Что такое «социально-экономический процесс»? В чем его общее и < от социального? •■),-
13. Опишите естественные и общественные процессы.
14. Какие выделяют группы социально-экономических процессов?
15. Что понимается под управлением социально-экономическими процес Какие существуют функции управления данными процессами?
Задание для самостоятельной работы
Приведите конкретные примеры различных социальных процессов и отН " их к определенному типу.
Выберите любой социально-экономический процесс, существующий в зации, на предприятии, и охарактеризуйте его по следующим параметрам, пред" ленным в л. 7.2:
1. Структура (субъект, объект, условия существования, целенаправленное с~ альное действие, результат данного действия).
2. Масштаб процесса.
3. Динамика процесса: стадии, продолжительность, интенсивность, направле ность.
4. Обусловленность процесса (источники, условия, факторы).
5. Тип (может указываться принадлежность к различным типам одноврёме например длительный, конструктивный, управляемый...).
6. Характеристики решения задач оптимизации социального процесса (резуль,' тат, последствия, степень управляемости, ограничения, эффективность). "
ма 8
СЛЕДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1,1. Организация как система
Слово «организация» происходит от латинского ог%атго — делать сообща, стройный вид, устраиваю[10]. Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения определенной программы или цели. Именно наличие цели определяет само существование организации. В настоящем пособии в качестве основного используется последний подход.
При данном подходе организация рассматривается собственно как некий объект, имеющий упорядоченную структуру. В таком объекте совместно существуют разнообразные элементы и связи между ними, при этом в качестве элементов могут быть как технологические элементы (машины, устройства и т. д.), так и люди.
Если рассматривать организацию с точки зрения системного подхода, основными будут являться вопросы, связанные с рассмотрением внешней среды существования и функционирования организации, внутренней ее среды, а также взаимосвязей, которые образуются в организации.
Для понимания и проектирования внутриорганизационных процессов большое значение имеет анализ среды, в которой организация существует и к которой она адаптируется.
Можно выделить различные факторы воздействия цг низацию внешней среды, к ним относятся политические, эк мические, социальные, технологические, ресурсные[11] (рис.
Рис. 9. Внешняя среда организации |
Все факторы внешней среды можно также разделить на прЯ^-Ч мые (которые оказывают непосредственное влияние на органи-1 зацию) и косвенные (оказывают опосредованное влияние на ор-:'' ганизацию).
Так, например, в качестве факторов прямого воздействий можно принимать все, что связано с поставщиками разнообразных ресурсов, необходимых для работы организации. К ним же относятся и возможности привлечения капитала, и трудовые ресурсы, и потребители. Фактором прямого воздействия является сфера законодательства по профилю организации.
Факторы косвенного характера обычно сложнее, чем прямые. Это Обусловлено трудностями в прогнозировании того, как они могут повлиять на организацию. К числу косвенных факторов (вносят уровень технологий, общее состояние экономики страны ИЛИ региона, социокультурные и политические факторы, между- ЙИродную обстановку и др.
Внутренние условия существования организации можно Трактовать как некие переменные, характеризующие ее состояние. Это цели, задачи, структура, технология и ресурсы.
Технологии
Л
о I ^
Ресурсы Цели N Структура
л л ^
V
____ к
Gt; Задачи
Рис. 10. Внутренняя среда организации
Ведущим элементом формирования организации является понимание и разделение целей деятельности. Несмотря на то что цели в организации могут быть различными, основным фактором согласованности служит глобальная цель, по отношению к которой все остальные выступают как подцели.
Задачи в организациях являются элементами конкретизации цели. Они позволяют сделать цель более понятной и достижимой.
Одной из основных внутренних характеристик организации являются ресурсы, которыми она располагает. В настоящее время в любой организации выделяются материальные, энергетические, финансовые, интеллектуальные, информационные, трудовые ресурсы.
К числу основных внутренних переменных организации также относятся технологии. Термин «технология» в широком толковании обозначает некоторую область деятельности, в узком — определенный тип переработки сырья в конечный продукт. В узком смысле понятие «технология» более предметно характерном ет конкретную организацию, ее специфические особенносгЦ^| конкретные возможности: технологию можно определите ||Н технологический ресурс. ^И
Структура организации является также важнейшим элемйЯ том внутренней среды. В зависимости от целей организации^'^ «возраста», технологии, состояния и динамики внешней средВ организационная структура приобретает различные формы. 0)Л может быть иерархической, матричной, предпринимательское смешанной. ■
В процессе деятельности с внешней средой и между элеменИ тами организации должны осуществляться различные связи -Ж коммуникации, что требует обеспечения как концептуальногД так и технологического. От совершенства коммуникаций успеИ организации зависит в не меньшей степени, чем от набора ресурс- сов. Внутри организации имеются как вертикальные — по подчиненности коммуникации (субординация), так и горизонтальные! которые диктуются технологиями (координация). Коммуника- ции могут быть формальными, т. е. предусмотренными структурой, и неформальными, которые возникают сами по себе и, мо-? жет быть, даже вопреки формальным.
Для обеспечения коммуникаций создаются специальные! средства, которые, по существу, тоже являются технологиями. ! К важнейшим особенностям коммуникационных каналов отно- ] сятся резервирование и обратная связь.
Организация, как и любая социально-экономическая систе-, § ма, — это система с управлением. В рамках организации как системы протекает весь управленческий процесс, в котором уча-: ствутот менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.
Управление — это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:
• вход основной системы;
• выход основной системы;
• канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода);
• блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.
Блок управления