При этом важнейшей характеристикой документа является его идентифицируемость, обеспечиваемая наличием соответствующих реквизитов. 14 страница
Требования к квалификации. Документовед I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности документове-да II категории не менее 3 лет. Документовед II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности докумен-товеда не менее 3 лет. Документовед: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
5.8.5. Инструкция по документационному обеспечению управления
Инструкция — это правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регламентирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан. Например:
• Рабочая инструкция по проведению увлажнения кинодокументов;
• Инструкция по делопроизводству в Администрации Московской области;
• Инструкция по работе с видеофонограммами в РГАКФД;
• Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти;
• Примерная инструкция по делопроизводству в органах местного самоуправления Алтайского края;
• Инструкция по делопроизводству в городской, районной территориальной избирательной комиссии;
• Инструкция о порядке отбора фотодокументов, образующихся в результате деятельности редакций газет и журналов, и передачи их на государственное хранение.
Инструкция является организационным документом длительного действия, поэтому в ней нет указаний на конкретных исполнителей, а также сроков исполнения. Организации, работающие в различных отраслях производства, имеют специфические особенности, требующие специальной регламентации. Инструкция по документационному обеспечению управления — нормативный документ, регламентирующий организацию, правила, приемы и процессы создания документов, порядок работы с ними в конкретном учреждении (группе учреждений) с учетом условий и специфики деятельности.
Основополагающими документами при разработке Инструкции по документационному обеспечению управления должны служить ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Управление документацией» и ГСДОУ. Государственная система документационного обеспечения управления включает общие правила ведения делопроизводства на территории Российской Федерации. Структура инструкции может иметь вид, аналогичный структуре ГСДОУ:
1. Основные положения.
2. Документирование управленческих документов.
2.1. Состав управленческих документов.
2.2. Унификация и стандартизация управленческих документов.
2.3. Оформление управленческих документов.
2.4. Составление текстов управленческих документов.
3. Организация работы с документами.
3.1. Организация документооборота.
3.1.1.Порядок обработки отправляемых документов.
3.1.2.Передача документов внутри организации.
3.1.3.Учет количества документов.
3.2. Информационно-поисковые системы (И ПС) по докумен-
там организации.
3.2.1.Правила регистрации и индексации документов.
3.2.2.Справочные картотеки, информационно-поисковые массивы на машинных носителях.
3.2.3.Оперативное хранение документов.
3.2.4.Оперативное хранение машиночитаемых документов.
3.2.5.Составление номенклатуры дел.
3.2.6.Формирование дел.
3.3. Контроль исполнения документов.
3.3.1.Сроки исполнения.
3.3.2.Организация контроля исполнения в условиях традиционной обработки документов.
3.4. Подготовка документов к передаче в ведомственный ар-
хив.
3.4.1.Экспертиза ценности документов.
3.4.2.Оформление дел.
3.4.3.Составление описей дел.
4. Механизация и автоматизация работы с документами.
4.1. Состав комплекса средств механизации и автоматизации работы с документами.
4.2. Применение средств механизации.
4.3. Автоматизация работы с документами.
Приложения.
Инструкции по документационному обеспечению управления делятся на:
• типовые;
• примерные;
• индивидуальные.
Типовые инструкции по документационному обеспечению управления разрабатываются для подведомственных однотипных учреждений министерствами и ведомствами определенной отрасли народного хозяйства.
Примерная инструкция по документационному обеспечению управления составляется с учетом требований Типовой инструкции, но без учета особенностей конкретной организации.
Организации на основе типовой и примерной инструкции разрабатывают индивидуальные инструкции применительно к конкретным условиям деятельности данной организации.
Так как инструкция содержит много указующих моментов, ее текст должен быть особенно точным и понятным. В инструкции используются слова: «следует», «необходимо», «не допускается», «должен», «рекомендуется», «запрещается» и т.п.
Текст инструкции разбивается на разделы, пункты, подпункты. Начинается инструкция с раздела «Общие положения», в котором излагаются цели, область применения и порядок пользования инструкцией. Изложение текста должно вестись или от третьего лица, или в безличной форме. Например: «Ответственный исполнитель несет персональную ответственность за полноту и достоверность информации по исполнению документа» или «За формирование дел отвечают руководители структурных подразделений».
Заголовок инструкции должен четко отражать круг вопросов, изложенных в ней, и лиц, на которых она распространяется. Например: Инструкция по документационному обеспечению управления, Должностная инструкция секретаря.
Многие инструкции разрабатываются на основе типовых, поэтому при разработке должностной инструкции необходимо выяснить, существует ли типовая инструкция поданному вопросу.
Структура текста инструкции зависит от целей создания, объема документационных работ и уровня автоматизации документационного обеспечения управления. Сравним структуру текста «Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации», «Примерной инструкции по делопроизводству в органах местного самоуправления Алтайского края» и «Инструкции по документационному обеспечению управления конкретной организации» (табл. 5.4).
Представленное в табл. 5.4 сравнение наглядно показывает, что любая инструкция по документационному обеспечению управления должна включать правила документирования, организацию работы с документами и порядок оперативного хранения документов.
В приложение к инструкции по документационному обеспечению управления, как правило, включают:
1. Примерный перечень документов, не подлежащих регистрации в журнале входящей корреспонденции.
2. Образец регистрационно-контрольной карточки.
3. Журнал регистрации входящих документов.
4. Образец углового (продольного) бланка письма.
5. Образец углового (продольного) общего бланка.
6. Образец углового (продольного) бланка конкретного вида документа и/или должностного лица.
7. Образцы оформления организационных документов.
8. Образцы оформления распорядительных документов.
9. Образцы оформления справочно-информационных документов.
10.Образец согласования проекта распорядительного документа.
11.Примерный перечень документов, на которых ставится круглая печать.
12.Маршрутно-технологические карты движения документов в организации.
13.Образец листа-заверителя дела.
14.Образец обложки дела.
15.Образец внутренней описи.
16.Образец формы номенклатуры дел.
17.Образец формы описи дел.
18.Образец акта об уничтожении дел.
19.Перечень документов, подлежащих обязательной постановке на контроль.
Инструкция утверждается либо непосредственно подписью руководителя организации, либо приказом. В приказе дается указание на срок введения инструкции, называются ответственные исполнители, перечисляются организационные мероприятия, необходимые для введения инструкции.
При утверждении инструкции распорядительным документом ставится отметка, что она является приложением к распорядительному документу.
В инструкцию по документационному обеспечению управления обычно не включаются правила работы со спецсистемами документации (конфиденциальной, бухгалтерской, финансовой, кадровой и др.), так как они регламентируются отдельно издаваемыми документами инструктивного характера: правилами, порядком, положениями.
5.8.6. Нормирование документационных работ службы ДОУ
Нормирование труда, установление численности сотрудников, оценка напряженности труда по отдельным видам работ производится в соответствии с установленными нормами.
Важнейшими из них являются «Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления», включившие нормы:
• на составление и ведение в течение года номенклатуры дел (до 100 дел 28 чел./ч);
• на обработку получаемых и отправляемых документов, включая их регистрацию и доставку исполнителям (на 10 документов 0,78 и 0,80 чел./ч, соответственно);
• на обработку телеграммы, телефонограммы, оформления командировочного удостоверения (0,11; 0,17; 0,15 чел./ч соответстве н но);
• на работы по контролю исполнения документов (0,70 чел./ч на 10 документов);
• на создание и ведение различных делопроизводственных картотек (от 0,15 до 0,24 чел./ч на карточку);
• на формирование и оформление дел, классифицированных по срокам хранения (от 0,43 до 0,75 чел./ч на 1 дело);
• на проведение экспертизы ценности, составление описей и передачу дел из подразделений на архивное хранение (1,0 и 3,2 чел./ч соответственно).
Значительная часть нормативов посвящена работам архива организации:
• по составлению научно-справочного аппарата к архивным фондам (предисловия к описям, именные и предметно-тематические указатели);
• по исполнению различных запросов (тематических, социально-правового характера);
• по выдаче архивных справок;
• по обеспечению сохранности архивных документов;
• по техническому оформлению дел и сдаче выделенных к уничтожению дел на утилизацию.
Наряду с достаточно точными нормами сделана попытка нормировать и методическую работу по разработке различных делопроизводственных инструкций, рекомендаций и других методических пособий, контролю за ведением делопроизводства в подразделениях и консультированию сотрудников по делопроизводственным вопросам.
Расчет численности сотрудников службы ДОУ проводится исходя из плановой трудоемкости работ, выполняемых в течение года с добавлением коэффициента на организационно-техническое обслуживание рабочего места, личные потребности, отдых, включая физкультурные паузы.
Норматив численности определяет количество сотрудников, требующихся для выполнения с определенным качеством всех работ, закрепленных за данным подразделением при существующих организационно-технических условиях.
Например, расчет численности машинисток (Ч ) производится по формуле:
ЧМ = А/Т«,
где А — годовой объем работ в машинописных страницах; Т — действенный годовой фонд времени, ч; п — норма выработки продукции, ч. Необходимое количество секретарей (Чс) устанавливают, исходя из объема документооборота за год и расчетных норм выработки на выполнение документационных операций:
Чс = Нвр0К/(Т(1-й)),
где Нвр — средняя норма времени на обработку одного документа (0,67 ч); О — количество корреспонденции за год (документооборот); К — коэффициент изменения трудоемкости работы; Т — годовой номинальный фонд рабочего времени; а — коэффициент неявок на работу (0,3).
Нормативная часть дополнена рекомендациями по организации труда, содержанию каждой из выделенных работ, типовому оборудованию рабочего места экспедиторов, делопроизводителей, секретарей, архивариусов.
Имеются нормативы на создание конкретных документов, имеющих типовое содержание, например: сопроводительное письмо к договору (0,055 ч), спецификация для заключения договора на поставку продукции (0,053 ч), товарно-транспортная накладная (0,044 ч на одну номенклатурную единицу) и т.д., сгруппированные в «Типовые нормы времени на подготовку и оформление документов по снабжению и сбыту продукции».
С 1989 г. введены в действие «Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов», включая полный, сокращенный и выборочный письменный перевод с западноевропейских языков на русский и наоборот. Также введены нормы перевода с русского на государственные языки стран СНГ и с них на русский.
В добавление к «Единым нормам времени (выработки) на машинописные работы» добавлена работа с микрофильмами и микрофишами, требующая использования считывающей аппаратуры и вдвое увеличивающая трудоемкость. Имеются и другие нормативы работы с документами.
В рекомендациях по организации труда обязательно приводятся организационно-технические условия труда делопроизводственного персонала: освещенность рабочей поверхности при люминесцентном освещении должна составлять 500 люкс; при лампах накаливания — 300 люкс; температура воздуха — 18—20°С (что явно недостаточно при сидячей работе); относительная влажность — 40—60%; уровень шума — менее 50 дБ; площадь одного рабочего места — 4 кв. м.
Лекция 6
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
6.1. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ И АРХИВНЫЙ ФОНДЫ
Для четкой организации документационного обеспечения управления документы в период их подготовки и в процессе исполнения должны быть систематизированы, а для повторного использования, подготовки управленческих решений, выдачи справок социального и служебного характера — сохранены. Систематизация и система хранения должны обеспечивать в случае необходимости быстрый и точный доступ к необходимым документам.
Система хранения информации стала формироваться одновременно с системой деловой письменности. Хранение информации из хаотичного становится системным в результате оценки (экспертизы) скапливающихся документов и распределения их на хранение в зависимости от проведенной оценки. Поэтому в документа-ционном обеспечении управления существуют два понятия — документальный фонд и архивный фонд (рис. 6.1).
Документальный фонд объединяет в своем составе всю документацию организации:
• документы текущего управления;
• документы, отобранные для постоянного или длительного хранения, в том числе и передаваемые на хранение в Архивный фонд РФ;
• собранные в справочных целях коллекции копий документов, в том числе и других организаций, присланные для сведения и исполнения.
Архивный фонд лишь часть документального фонда. Архивный фонд не включает документы с краткими сроками хранения и имеет в основном стабильный состав, который должен только пополняться. В состав архивного фонда входят документы, имеющие политическое, экономическое, научное, социальное, культурное,
Документальный фонд организации
историческое или иное важное значение для государства и (или) для конкретной организации.
В архивный фонд организаций в соответствии с их важным научно-техническим и социальным характером и длительными сроками хранения включают часть документов научно-технического характера и по личному составу. С течением времени, по аналогии с другими государствами, в России будут возрастать количество и значение комплексов документов («коммерческих» или «экономических» архивов) долговременного и постоянного сроков хранения, важных для негосударственных организаций, их авторов и собственников.
В настоящее время для архива организации независимо от ее организационно-правового статуса часто применяется в качестве обобщающего термина выражение «ведомственный архив».
В 2002 г. Федеральное архивное агентство (Росархив) выпустило новую редакцию Правил, устанавливающих нормы и технологию работы по систематизации и сохранению документов организации. Этот норматив кардинальным образом не меняет сложившиеся и действующие многие годы технологии хранения и документирования этих процессов, т.е. определенная преемственность по сравнению с предыдущей редакцией «Основных правил...» 1985 г. сохранилась.
Пересмотр этого документа был вызван изменениями правовых основ собственности на документы, возникновением большого количества организаций и фирм различных организационно-правовых форм, которые имеют свои интересы по сохранению документальной истории их становления и развития. В документе нашли отражение и активное, практически повсеместное, внедрение в технологии работы с документами компьютерных технологий, и запись документной информации на различные технические носители.
Естественно, данная разработка является обязательной только для государственных организаций, но глубина проработки вопросов делает ее незаменимой методической основой для рациональной систематизации, учета и сохранения документов в организациях, независимо от их организационно-правовых форм.
Важным является и то, что большинство сформулированных в этой разработке положений по организации следующего этапа — архивного хранения документов — обязательно для всех организаций, без исключения и различия. Единственный критерий здесь — сроки хранения документов, минимальные из которых также задаются государственной архивной службой в нормативной форме.
Основные правила работы архивов организаций содержат значительное количество положений, направленных на регламентацию оперативного хранения документов в документационном обеспечении организаций. Среди них:
• требования к номенклатурам дел, их виды, порядок составления, согласования, утверждения, заполнения, ведения и хранения;
• правила формирования дел в делопроизводстве;
• организация и порядок проведения экспертизы ценности документов в делопроизводстве;
• подготовка дел к передаче в архив — оформление дел (нумерация, подшивка, оформление обложки и т.д.), составление и оформление описей, передача дел в архив;
• порядок выделения документов к уничтожению;
• оформление уничтожения документов с истекшими сроками хранения;
• порядок передачи дел из структурных подразделений в архив.
Весьма существенные дополнения современного норматива связаны с включением в нормативно-методические основы проведения экспертизы ценности управленческих документов наряду с бумажными и электронных документов.
В состав Основных правил включены и унифицированные формы документов (номенклатура дел, опись, обложка дела, акты и др.), которыми оформляется хранение документов в делопроизводстве организации и осуществляется их учет, выделение к уничтожению или передача в архив. Они являются обязательными при документировании конкретного этапа систематизации документов и дел.
Подавляющее большинство документов, как приходящих в офис извне, так и создаваемых в процессе работы, выполняются на бумажных носителях. Бумажные документы на время их исполнения передаются сотрудникам и, как правило, хранятся у исполнителя под его личную ответственность.
В процессе работы у сотрудников скапливаются для удобства их личной работы информационные фонды из черновиков и копий различных документов. Порядок хранения и систематизации документов, представляющих ценность только для конкретного сотрудника, является в значительной степени его личным делом. Их можно хранить, как и книги, в домашней библиотеке по тематике, по формату и цвету папок и т.д.
Систематизация и организация хранения служебных документов, находящихся у сотрудников на исполнении,— дело не только самого сотрудника, но и его руководителя, всего структурного подразделения. Поэтому удобнее организовать хранение документов, находящихся в работе у сотрудников, в выделенных специально для этого ящиках служебных столов, на полках шкафов и стеллажей; в имеющих понятную для других сотрудников маркировку папках и контейнерах (коробках и другой упаковке). С целью не только контроля исполнительской дисциплины, но и своевременного перераспределения служебных заданий по исполнению документов, в случае необходимости, к уже отмеченным признакам добавляются сроки исполнения документов, степень конфиденциальности, сроки хранения документов.
Все компоненты файловой системы (папки, каталоги, файлы и т.п.) долговременной памяти вычислительной системы офиса и его подразделений должны иметь понятные наименования, позволяющие руководителю подразделения и в случае (и по причине) отсутствия сотрудника найти документы, требующие безотлагательного исполнения.
По этому же принципу система хранения документов в рамках структурных подразделений, удобство их поиска, извлечения необходимой информации, освобождение от ставших ненужными документов и их копий — дело уже не только данного подразделения и его сотрудников, но и всей организации в целом.
Хранение документов организации находится в компетенции и под ответственностью ее руководителя. Единообразный порядок обработки и текущего хранения всех документов, как правило, закрепляется в инструкции по ДОУ, а в ряде случаев находится и под внешним контролем архивных органов и государственных архивов.
6.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛ
Документы, не находящиеся на руках у исполнителей, должны группироваться в таком порядке, который обеспечит прежде всего быстрый поиск необходимых документов и содержащейся в них информации. Эта работа по группировке документов носит название «формирование дел», хотя основной единицей организации учета и хранения только бумажных документов является «дело», а для небумажных — «единица хранения», для документов на компьютерных носителях — «файл данных».
Работа по формированию дел состоит из следующих операций:
• распределение исполненных документов по делам;
• расположение документов внутри дела;
• оформление обложки дела.
В организациях формирование дел может осуществляться централизованно только секретарем фирмы или делопроизводственной службой или децентрализованно — структурными подразделениями. На практике оба варианта сосуществуют параллельно. Так, распорядительные и организационные документы формируют, как правило, вдела централизованно, а бухгалтерские, кадровые дела, переписка, договоры и другие документы концентрируются на конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
Формирование дел в структурных подразделениях осуществляется либо исполнителями, ведущими определенный круг вопросов в своем структурном подразделении, либо централизованно по подразделению специально выделенным сотрудником (ответственным за ДОУ подразделения, секретарем). Во втором случае легче обеспечить методическое единство и качество формирования дел, контроль за ним со стороны руководства и службы ДОУ.
Правильность формирования дел достигается, а при проверках оценивается органами Архивной службы, другими контролирующими органами (в своей сфере деятельности), посредством соблюдения ряда правил. Хотя систематизация документов для их оперативного хранения и использования в текущей работе имеет прикладное значение и может определяться негосударственными организациями во многом самостоятельно, — игнорировать накопленный десятилетиями опыт работы было бы нецелесообразно.
Архивной службой давно сформулированы опробованные в многочисленных организациях устоявшиеся правила группировки документов в дела. Так, в дела группируются в большинстве случаев документы одного календарного года. Исключение составляют: личные дела, документы выборных органов, которые группируются за период их созыва, судебные дела, дела с научно-техническими проектами и др. При этом не противоречит правилам и собирать в одно дело при небольшом их количестве документы за ряд лет, оформляя дело как «переходящее».
Документы постоянного и временного сроков хранения следует группировать в дела раздельно. Например, следует хранить в различных делах годовые и квартальные планы работы, текущие и перспективные бизнес-планы и т.д., поскольку эти документы имеют различные сроки хранения. Допускается временная группировка в одном деле документов различных сроков хранения, если они относятся к одному вопросу. По окончании календарного года и в связи с решением вопроса такие документы рекомендуется перегруппировать в самостоятельные дела.
В дело включается только один экземпляр документа. Не подшиваются вдела черновики, рабочие варианты (проекты) документов и их копии. Исключение составляют черновые материалы, которые имеют резолюции, визы, пометки, являющиеся дополнением к основному документу.
Копии документов, подлежащих возврату, могут подшиваться в дела только с согласия их авторов и если это не противоречит их конфиденциальности. Общий объем листов в деле не должен превышать, как правило, 250 листов. При необходимости заводится второй том того же дела.
От выбранной последовательности расположения документов в деле зависит оперативность поиска необходимых документов, а также раскрытие хода и полноты решения вопросов. Поскольку каждая группа документов отличается составом и ценностью информации, это обусловливает и специфику формирования их в дела.
Обычно документы внутри дела располагаются в хронологической последовательности, начиная от более ранних по датам документов и кончая более поздними датами. Часто приказы, распоряжения, решения и другие документы располагают по порядковым номерам, однако и в этом случае в целом сохраняется хронологическая последовательность расположения документов.
Другой подход следует применять, например, к переписке, где документ-ответ подшивается в дело не по дате регистрации, а вслед за инициативным документом, или к приложениям, которые, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к соответствующим документам (сопроводительным письмам). Если приложение составляет 250 листов и более, то из него, как правило, формируется отдельный том, а в документе делается отметка об их фактическом местонахождении.
Документы могут располагаться в делах и в алфавитном порядке. Так целесообразно группировать различные опросные листы, анкеты, сводки, отчеты, поступающие от подведомственных предприятий (в алфавитном порядке названий предприятий) предложения, заявления и жалобы граждан, другие документы.
Непосредственно подшивка документов в дела во избежание путаницы должна проводиться централизованно техническим сотрудником (секретарем) согласно отметкам исполнителей на документах: «в дело №...». При этом недооформленные или неправильно оформленные документы перед подшивкой в дело должны возвращаться исполнителям для полного оформления.
Распорядительные документы и приложения к ним формируют в отдельные дела по видам, при этом обычно уточняют их авторскую принадлежность: приказы министерства, распоряжения генерального директора, указания зав. кафедрой и т.д. Так как каждая из перечисленных групп распорядительных документов имеет свои, различные сроки хранения, отдельно группируют в самостоятельные дела приказы по основной деятельности, приказы по административно-хозяйственным вопросам, приказы по личному составу и т.д.
Поручения вышестоящих организаций и документы по их исполнению группируются для лучшего поиска в дела по направлениям деятельности организации.
Уставы, положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, как приложения к ним, группируются вместе с распорядительными документами. Если же при их утверждении распорядительные документы не издавались, то эти документы формируются в самостоятельные дела.
Протоколы следует формировать в дела с учетом авторского признака (протоколы коллегии, протоколы совещания у директора, протоколы профсоюзного собрания и т.д.). Протоколы группируются, как правило, вместе с документами, на основании которых они готовились (повестки дня, доклады, проекты решений и др.). Эти документы помещаются после протоколов в последовательности рассмотрения вопросов. При значительном объеме таких документов их формируют в отдельное дело по номерам протоколов и в последовательности решения вопросов.
Утвержденные планы, отчеты, лимиты, титульные списки группируются вдела отдельно от проектов этих документов и расчетов по ним. Их относят к тому году, к которому относится их содержание, независимо от времени составления, например: «Отчет за 2007г.», составленный в 2008 г., должен включаться вдела 2007 г.
Перспективные бизнес-планы относятся к начальному году их действия, отчеты о выполнении перспективного плана — к последнему году действия плана. Коррективы к перспективному плану относятся к тому году, на который они составлены. Отчетные документы о финансовой деятельности предприятия, состоящего из баланса, объяснительной записки и приложений к нему, располагаются в следующем порядке: вначале объяснительная записка к отчету, затем баланс и в конце — приложения. Последовательность приложений определяется последовательностью статей баланса или соответствующими ссылками в объяснительной записке.
Статистическая документация, образующаяся в управленческой деятельности, группируется самостоятельно или в одно дело с другими документами по данному вопросу, например к отчету по основной деятельности за 2007 г. могут прилагаться формы статистической отчетности, более подробно характеризующие деятельность организации по основной деятельности за этот же период.