Кнопка активизирует инструмент Bezier (Кривые Безье)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
«ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ»
Откройте программу CorelDraw и создайте новый документ с параметрами по умолчанию. Сохраните документ c вашей фамилией.
СОЗДАНИЕ ПРОСТЫХ ОБЪЕКТОВ
1. Используя инструменты Rectangle (Прямоугольник) и Ellipse (Эллипс), нарисуйте прямоугольник и эллипс, и, удерживая клавишу <Ctrl>, - квадрат и окружность. Повторить эти операции, удерживая клавишу <Shift>.
2. Выделите последовательно каждый объект инструментом Pick (Выбор) и измените цвета контуров и заливку выделенных объектов, используя левую и правую кнопки мыши и цветовую палитру в правой части экрана.
3. Двойной щелчок на инструменте Rectangle создает прямоугольник по формату текущей страницы. Его можно использовать для создания фона. Создайте фон страницы любого цвета.
4. Аналогично, пользуясь другими инструментами, раскрывающимися на вспомогательной панели под инструментом Ellipse , можно нарисовать спирали, сетки, многоугольники, звезды.
Параметры выделенных объектов можно менять, используя полосу атрибутов, расположенную в верхней части окна.
5. Нарисуйте прямоугольник, квадрат, эллипс, круг, спираль, многоугольник.
6. Активизируйте инструмент Shape (Форма), последовательно выделите им нарисованные объекты и измените их форму, перемещая маркером-стрелкой узелки. Узелки этих объектов можно перемещать и инструментом Pick или любым рисующим инструментом (Rectangle, Ellipse, Freehand и т.д.).
7. Нарисуйте прямоугольник и щелкните правой кнопкой мыши. В появившемся контекстном меню выберите команду Properties (Свойства). На экране появится панель Object Properties (Свойства объекта). На вкладке Rectangle при снятом флажке Round All Corners (Закруглить все углы) в поле Corner roundness (Закругление углов) можно установить для каждого угла различные значения закругления (в процентах).
Если углы скруглены неодинаково, а затем установлен флажок Round All Corners (Закруглить все углы), при последующем изменении одного из углов остальные будут меняться на ту же величину.
Для остальных объектов панель Object Properties (Свойства объектов) вызывается аналогично. Как правило, переключатели этих панелей дублируются кнопками на полосе атрибутов (в верхней части окна файла).
ИНСТРУМЕНТЫ ГРУППЫ CURVE (КРИВАЯ)
Эта группа состоит из инструментов:
· Freehand (Рисование);
· Bezier (Кривая Безье);
· Artistic Media (Художественные средства);
· Dimension (Размерные линии);
· Connector Line (Соединительная линия);
· Interactive Connector (Интерактивный соединитель).
1. С помощью инструмента Freehand нарисуйте кривую, удерживая левую кнопку мыши. Удалить часть кривой можно, перемещая мышь в обратном направлении и удерживая клавишу <Shift>. Для того, чтобы продолжить рисование созданной ранее кривой, нужно выделить ее, активизировать инструмент Freehand и подвести курсор к конечной или начальной точке. Рядом с курсором появится стрелка. Нажмите кнопку мыши и продолжите рисование. Линия автоматически замкнется, если начальная и конечная точки окажутся на расстоянии 5 пикселов. Это значение можно изменить в поле Auto-join (Автоматическое слияние) окна Options (Параметры), которое открывается двойным щелчком на инструменте Freehand.
Нарисуйте инструментом Freehand отрезок прямой. Для этого один раз щелкните левой кнопкой мыши в начале линии и один раз - в конце. Для построения ломаной щелкните левой кнопкой мыши на одним из концов отрезка и продолжите линию в любом направлении.
Кнопка активизирует инструмент Bezier (Кривые Безье).
Попробуйте нарисовать кривую с помощью этого инструмента. Для этого один раз щелкните кнопкой мыши в начале предполагаемой кривой, затем установите курсор в другом месте (это будет вторая опорная точка), нажмите кнопку мыши и потяните в сторону. От опорной точки потянутся направляющие линии. Длина и угол наклона направляющих определяют кривизну линии между опорными точками. Задавая новые опорные точки, можно получить кривую линию любой сложности.
С помощью кривых Безье создаются максимально точные контуры с минимальным количеством опорных точек.
3. Инструмент Artistic Media (Художественные средства) позволяет создавать объекты, которые выглядят как кривые линии с переменной толщиной (имитация работы кистью или плакатным пером). Кроме того, Artistic Media может имитировать декоративный штамп.
Этот инструмент имеет пять режимов, которые представлены в виде кнопок-пиктограмм в левой части полосы атрибутов:
Первая левая кнопка - режим Preset (Заготовка). В этом режиме можно создавать объекты, толщина которых меняется в соответствии с формой готовых образцов. Образцы предлагаются в раскрывающемся меню Preset Stroke List (Список заготовок штрихов) на полосе атрибутов. Перед “окошком” с образцами находится поле Artistic Media Tool Width (Ширина инструмента), в котором задается максимальная ширина штриха (диапазон от 0,764 до 254 мм). Еще левее - поле степени сглаживания Freehand Smoothing (Сглаживание кривой). Диапазон значений от 0 до 100.
Вторая кнопка-пиктограмма на полосе атрибутов - режим Brush (Кисть). Позволяет создавать мазки в виде сложных форм или текста. Параметры режима (”окошки” на полосе атрибутов): Freehand Smoothing (Сглаживание кривой), Tool Width (Толщина), Brush Stroke List (Форма кисти); кнопка Save (позволяет сохранить объект в качестве формы кисти), кнопка Delete (позволяет удалить любой из вариантов, имеющихся в списке).
Создайте форму кисти в виде строки текста:
1. Напишите строку текста. Для этого щелкните на кнопке инструмента Text (Текст) или нажмите “горячую клавишу” <F8>, щелкните мышью на свободном месте рабочего поля, введите несколько текстовых символов;
2. Включите инструмент Artistic Media;
3. Выберите режим Brush;
4. Появившемся маркером (в форме кисти) щелкните на написанном тексте;
5. Щелкните на кнопке Save;
6. В открывшемся диалоговом окне Save (Сохранить) ввести имя нового файла.
Нарисуйте кривую в виде мазка кисти. Расположите над ней текст, используя созданную “текстовую” форму кисти.
Третья кнопка - режим Sprayer (Распылитель). На полосе атрибутов находятся кнопки управления его параметрами:
· Freehand Smoothing (Сглаживание кривой).
· Size (Размер) - определяет размеры составляющих элементов в процентах к исходному образцу.
· Spraylist File List (Набор файлов распыляемых объектов).
· Save (Сохранить) - позволяет сохранить любой объект или группу объектов в качестве распыляемого объекта (действие аналогично кнопке Save в режиме Brash).
· Delete (Удалить) - позволяет удалить любой распыляемый объект, имеющийся в списке.
· Choice of spray order (Выбор порядка распыления) - задает способы распыления объектов вдоль контура: Randomly (Случайно), Sequentially (Последовательно), By Direction (По направлению).
· Add to Spraylist (Добавить в список объектов) - добавляет к распыляемому объекту новые элементы.
· Spraylist Dialog (Окно диалога для набора распыляемых объектов) - выводит на экран диалоговое окно Create Playlist (Создание списка активных элементов).
· Dabs/Spacing (Мазки/Интервалы) - изменяет количество объектов при распылении.
· Rotation (Поворот) - задает параметры вращения объектов.
· Offset (Смещение) - задает смещение объектов относительно контура.
· Reset Value (Восстановить значения).
Нарисуйте объект с помощью Sprayer (Распылитель):
1. Нарисуйте простой геометрический объект.
2. Активизируйте инструмент Artistic Media, включите режим Sprayer. В окне Spraylist выберите вариант New Spraylist;
3. Выделите мышью (маркером “кисть”) созданный вами объект. Щелкните на пиктограмме Add to Spraylist;
4. 4. Сохраните это изображение, щелкнув на кнопке Save и задав имя файла в окне Save Drawing (Сохранить изображение).
5. Проведите “кистью” произвольную траекторию в рабочем поле листа.
6. Попробуйте поменять размер объектов распыления в поле Size (6).
7. С помощью полей Dabs/Spasing (9) измените интервалы между объектами.
8. Открыв кнопкой Rotate (10) окно Rotation values, установите режим вращение объектов при распылении. В поле Angle задается угол вращения первого объекта, в поле Increment - приращение угла поворота следующих объектов.
9. Для того, чтобы посмотреть, как работает кнопка Offset (11), предварительно в меню View (Просмотр) включите режим Wireframe (Каркасный режим просмотра ).
Щелчок на кнопке Offset выводит на экан окно, в котором можно изменить расстояние и направление смещения объектов относительно направляющей линии. Флажок Use Offset делает активными параметры смещения. В поле Offset задается величина смещения, в поле Offset Direction - направление смещения: Left (Левое), Right(Правое), Random (Случайное), Alternation (Противоположное).
В созданный Вами распыляемый объект можно добавить новые элементы. Для этого:
· Нарисуйте несколько простых объектов.
· Активизируйте инструмент Artistic Media. В режиме Sprayer в окне Spraylist выберите созданный вами распыляемый объект.
· Выберите мышью (маркером ”кисть”) один или несколько (удерживая клавишу <Shift>) новых элементов.
· Щелкните на кнопке Add to Spraylist (7);
· Попробуйте нарисовать новое распыление.
· Кнопка Delete (5) позволяет удалить любой распыляемый объект из списка Spraylist.
· Кнопка Choice of spray order (6) определяет способ распределения объектов вдоль контура: Randomly (Случайно), Sequentially (Последовательно), By Direction (По направлению).
10. Щелчком на кнопке Spraylist Dialog (8) выведите на экран диалоговое окно Create Playlist (Создание списка активных элементов). В левой части диалогового окна находится список Spraylist (Список всех элементов), в правой - список Playlist (Список активных элементов), в центре - окно просмотра и под ним - кнопки управления. Три кнопки верхнего ряда обеспечивают изменение порядка элементов в списке. Кнопка Add (Добавить) позволяет перевести выделенный элемент из общего списка в список активных элементов. Кнопка Remove (Удалить) исключает выделенный элемент из списка активных элементов. Кнопка Clear (Очистить) полностью очищает список активных элементов.
Измените количество и порядок элементов в созданном вами распыляемом объекте.
11. Кнопка Reset Value (12) (Восстановить значения) позволяет вернуть исходные установки, сохраненные в файле.
Четвертая кнопка на панели атрибутов Artistic Media - режим Calligraphic (Каллиграфия). В случае активизации этой кнопки включается инструмент, имитирующий плакатное перо. На панели атрибутов появляются новые параметры: Freehand Smoothing (Сглаживание кривой), Width (Ширина инструмента) - определяет максимальный размер штриха в диапазоне от 0,762 до 254 мм; Angle (Угол) - определяет угол наклона “пера”.
Пятая кнопка панели атрибутов инструмента Artistic Media - Pressure (Нажим).
В этом случае создаваемые контуры имеют постоянную толщину, значение которой может регулироваться от 0,762 до 254 мм. Параметры этого режима - Freehand Smoothing(Сглаживание) и Width (Ширина инструмента). Толщину пера можно регулировать с помощью клавиш навигации (кнопками со стрелками на клавиатуре).
Любому имеющемуся на экране контуру можно присвоить параметры инструмента Artistic Media. Для этого выведите на экран Docker-панель Artistic Media. Она вызываетя из меню Effects (Эффекты), или из меню Window-Dockers (Окно-Панели Docker). Панель состоит из двух частей: Last Used (Использованные) и Default Strokes (Запасной набор). Кнопки в нижней части панели позволяют:
· привоить контуру новые параметры (при активной кнопке в виде замка присвоение проходит автоматически);
· сохранить значение;
· удалить из набора штрих на выделенной строке.
Создайте произвольный контур. Не снимая выделения присвойте контуру новые параметры штриха.
Для присваивания параметров штриху можно использовать метод “буксировки”, перетащив пиктограмму штрих c панели Docker на требуемый объект.
4. Рассмотрим работу следующего инструмента группы Curve. Инструмент Dimension (Размерные линии) используют для оформления планов и чертежей. Нужные режимы выбираются на панели атрибутов с помощью кнопок.
При простановке размеров геометрического объекта происходит привязка к объекту, т.е., при изменении размера или повороте объекта соответственно изменяются и проставленные размеры. Единица измерения проставляемых размеров может быть изменена на панели атрибутов. Для того чтобы точно знать, что при простановке размера курсор попал в точку привязки, включите флажок Show Snap Location marks (Показать маркер точек привязки) на странице Display в разделе Workspace диалогового окна Option (открывается из меню Tools).
Параметры размерных линий удобно менять с помощью панели типа Docker, которая открывается двойным щелчком на любом проставленном размере или “быстрыми клавишами” <Alt>+<F2>.
Два предпоследних инструмента группы Curve - Connector Line (Соединительная линия) и Interactive Connector (Интерактивный соединитель).
Они позволяют создавать линии, связывающие узлы двух объектов. Это удобно использовать при рисовании блок-схем. Посмотрите, как изменяется соединительная линия при перемещении одного из связанных объектов.
ВЫДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
1. Объекты выделяются инструментом Pick (Выбор). Нарисуйте несколько объектов.
2. Для последовательного выделения отдельных объектов выделите один инструментом Pick, а остальные - нажатием клавиши <Tab>. Нажатие <Shift>+<Tab> меняет последовательность выделения на противоположную.
3. Несколько объектов одновременно выделяются “окном"- прямоугольной рамкой. Если при выделении объектов “окном” удерживать клавишу <Alt>, выбираются объекты, пересекаемые рамкой и лежащие внутри нее.
4. Если объекты расположены так, что их невозможно очертить рамкой, последовательно выберите объекты, удерживая клавишу <Shift>. Следите за строкой состояния.
5. Для одновременного выделения всех объектов на странице откройте меню Edit и выберите опцию Select All или дважды щелкните мышью на инструменте Pick.
6. Любой объект может быть выделен щелчком при активных инструментах рисования: Rectangle, Ellipse, Polygon, Spiral, Graph Paper.
7. Нажатие клавиши <Space> осуществляет переход между любым активным инструментом панели и инструментом Pick.
8. Для изменения настроек инструмента Pick нужно открыть из меню Tools окно Options и выбрать в разделе Toolbox строку Pick Tool. Флажок Crosss hair cursor (Курсор в виде перекрестия) меняет вид курсора. Флажок Treat all objects as filled (Обрабатывать все объекты как объекты с заливкой) позволяет выделять незалитые замкнутые контуры щелчком внутри объекта. Флажок Redraw complex objects (Перерисовка сложных объектов) делает возможным отрисовку на экране контура объекта во время его перемещения. Если при перемещении удерживать кдавишу <Tab> - в процессе перемещения объект сохранит заливку и обводку.
ОБРАБОТКА ОБЪЕКТОВ
СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВЫДЕЛЕННОГО ОБЪЕКТА
Перемещение объекта может быть обеспечено:
1. Инструментом Pick, при нажатой левой кнопке мыши.
Для перемещения в ортогональных направлениях дополнительно нажать клавишу <Ctrl>.
Если в конце перемещения щелкнуть правой кнопкой мыши, не отпуская левую, произойдет размножение объекта;
2. Любым рисующим инструментом, если курсор подвести к крестику в центре выделенного объекта;
3. При помощи клавиш со стрелками на клавиатуре. Если сначала, перед использованием клавиши со стрелкой нажать клавишу <+> на цифровой клавиатуре, будет создана и перемещена копия объекта. Шаг перемещения можно задать на панели атрибутов в поле Nudge Offset (Перемещение) (оно появляется когда ни один объект не выделен) или в диалоговом окне Option на странице Edit;
4. С помощью Docker-панели Transformation (Преобразование), вызываемого из меню Window (Окно) для точного задания новых координат;
5. С помощью задания новых значений координат на панели атрибутов.
ВРАЩЕНИЕ И ПЕРЕКОС
Существуют несколько способов выполнения этой операции. Выполните следующие действия:
1. Выделите объект двойным щелчком мыши, подведите указатель к двойной изогнутой стрелке и "покачайте" объект.
2. Переместите мышью центр вращения объекта и опять “покачайте” его. Можно воспользоваться Docker-панелью Transformation для точного задания угла вращения и новых координат центра.
3. Наклоните выбранный объект с помощью стрелок, расположенных по сторонам или воспользуйтесь панелью Transformation.
РАСТЯГИВАНИЕ И СЖАТИЕ
1. Выделите объект. Подведя курсор к одному из боковых, верхнему или нижнему маркеру, обрамляющих объект, нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, тяните курсор до тех пор, пока объект не примет нужную форму.
2. Для пропорционального увеличения или уменьшения объекта нужно установить указатель мыши на одном из угловых маркировочных квадратиков и перетащить его при нажатой левой кнопке мыши. Точный размер объекта можно задать с помощью Docker- панели Transformation.
3. Перемещение указателя мыши при нажатой клавише <Shift> растягивает или сжимает объект относительно центра.
Выполните примеры по каждому пункту.
ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ
1. Выделите объект. Установив указатель мыши на одном из боковых маркеров, тяните курсор до тех пор, пока указатель мыши не переместится за противоположный край объекта. После отпускания клавиши объект будет отображен зеркально. Для сохранения размеров объекта нужно удерживать клавишу< Ctrl>.
2. Растягивание контурной рамки при нажатой клавише <Ctrl> позволяет масштабировать объект с шагом 100% .
3. Щелчок правой кнопкой мыши при нажатой левой позволяет создать копию и сохранить первоначальный объект.
КОПИРОВАНИЕ
1. Начните операцию перемещения объекта. Если в конце перемещения щелкнуть правой кнопкой мыши, не отпуская левую, или на цифровой клавиатуре нажать клавишу <+>, произойдет размножение объекта. Эту же операцию можно осуществить командой Duplicate (Дублировать) меню Edit или комбинацией клавиш <Ctrl>+<D>.
2. Расстояние копии (или клона) от объекта устанавливается в окне Options (Tools > Options > Workspase > Edit) (Сервис > Параметры > Рабочая среда > Редактирование) или, при активном инструменте Pick и отсутствии выделения на экране, на панели атрибутов в поле Duplicate Distance (Расстояние до копии).
КЛОНИРОВАНИЕ
Клоны - копии объекта, которые изменяются при изменении оригинала.
1. Для создания клонов маркируйте объект и вызовите команду Clone (Клонирование) меню Edit. Посмотрите, как меняется клон при изменении свойств исходного объекта и наоборот.
2. Если вы создали несколько клонов и хотите определить, какой из множества объектов оригинал, а какие клоны, щелкните на одном из объектов правой кнопкой мыши. В появившемся контекстном меню Object (Объект) в верхней строке будет содержаться команда Select Master (Выделить главный объект), если это клон, или команда Select Clone (Выделить клон), если это оригинал. При выборе верхней строки контекстного меню на рисунке автоматически будут выделены управляющий объект или все клоны. Если удалить объект- оригинал, будут удалены все его клоны.
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ, ГРУППИРОВАНИЕ И ВЫРАВНИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ
Для точного размещения , поворота, масштабирования, преобразования размеров объекта удобно пользоватьcя кнопками панели атрибутов или Docker-панелью Transformation .
1. Для того, чтобы применить последовательно одни и те же преобразования Position (Положение), Rotation (Поворот), Scale&Mirror (Масштаб и отражение), Skew (Наклон) к нескольким объектам, нужно установить требуемые параметры на панели Transformation, а затем последовательно выбирать объекты и нажимать кнопку Apply.
Команда Apply To Duplicate (Применить к дубликату) обеспечивает одновременное преобразование и дублирование исходного объекта. Если вы хотите поменять центр смещения, включите поле Relative Position (Относительное).
Для многократного повтора последней операции нужно при выделенном объекте несколько раз нажать кнопку ApplyTo Duplicate или воспользоваться “горячими” клавишами < Ctrl>+<R>.
2. Последовательно нарисованные объекты расположены по уровням (один над другим). Порядок их расположения можно изменить командой Order (Порядок) из меню Arrange (Монтаж), выделив нужный объект или несколько объектов.
Менять порядок расположения объектов можно кнопками To Front (На передний план) и To Back (На задний план) панели атрибутов или комбинацией клавиш <Shift>+<Page Up> и <Shift>+<Page Down>.
Передвинуть объект на один уровень можно комбинацией клавиш <Ctrl>+<Page Up> или <Ctrl>+ <Page Down>.
3. Для объединения объектов в группу выделите их окном с помощью инструмента Pick или последовательно выделите нужные объекты, удерживая клавишу <Shift>, и воспользуйтесь кнопкой Group (Сгруппировать) на панели атрибутов.
Для выделения отдельного объекта группы щелкните на нем мышью, удерживая клавишу <Ctrl>. Выбранный объект будет маркирован черными кружочками, а не квадратиками. Можно поменять параметры выделенного объекта группы. При этом связь в группе не нарушится.
Разбивается группа командой Ungroup (Разгруппировать).
4. Для выравнивания объектов маркируйте их, при этом объект, по которому вы хотите выровнять все остальные, должен выделен последним. Выберите команду Align (Выровнять) меню Arrange (Монтаж) или кнопку Align на панели атрибутов. Выберите в диалоговом окне нужную схему выравнивания. Можно установить опции сразу в двух областях. Кнопка Preview обеспечивает предварительный просмотр. Предварительный просмотр отменяется кнопкой Reset (Сброс).
Команда Distribute (Распределение) позволяет равномерно распределить объекты.
Можно выравнивать объекты с помощью “горячих” клавиш:
<T> выравнивает по верхнему краю;
<B> - по нижнему;
<R> - вправо;
<L> - влево;
<C> - по горизонтали по центру;
<E> - по вертикали по центру;
<P> - по центру страницы.
5. Выполните выравнивание объектов как показано на рисунке с минимальным количеством операций.
КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ