Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности
К факторам, которые влияют на критический объем продаж, относятся:
-цена единицы продукции;
-переменные затраты на единицу продукции;
-постоянные затраты на единицу продукции;
-постоянные затраты.
Взаимосвязь перечисленных факторов и обобщающего показателя можно выразить следующей уже известной формулой.: Ккр = Зпост / (цi - зперi)
Если рассматривать последовательно изменение значения только одного из перечисленных факторов, то точка безубыточности будет рассчитываться следующим образом.
При изменении цены реализации продукции критический объем реализации будет равен:
Вкр(ц) = Зпост0 / (ц1 – зпер0) (2.40)
где Вкр(ц) – объем реализации в точке безубыточности при цене (ц1), руб.
Изменение точки безубыточности за счет отклонений в цене реализации (∆Вкр(ц)) составит:
∆Вкр(ц) = Вкр(ц1) - Вкр(ц0) (2.41)
где Вкр(ц1) и Вкр(ц0) – объемы реализации в точке безубыточности при ценах ц1 и ц0, руб.
При изменении переменных затрат на единицу продукции точка безубыточности составит:
Вкр(пер) =Зпост0 / (ц0 – зпер1) (2.42)
где Вкр(пер) – объем реализации в точке безубыточности при переменных затратах (зпер1), руб.
Изменение точки безубыточности за счет изменения переменных затрат на единицу продукции (∆Вкр(пер)) равняется:
∆Вкр(пер) = Вкр(пер1) - Вкр(пер0) (2.43)
где Вкр(пер1) и Вкр(пер0) – объемы реализации в точке безубыточности при при уровне переменных затрат до реализации мероприятия (зпер0) и после реализации мероприятия (зпер1), руб.
При изменении постоянных затрат точка безубыточности будет равняться:
Ккр(пост) = Зпост1 / (ц0 – зпер0) (2.44)
где Вкр(пост) – объем реализации в точке безубыточности при постоянных затратах (Зпост1), руб.
Изменение точки безубыточности за счет изменения постоянных затрат (∆Вкр(пост)) составляет:
∆Вкр(пост) = Вкр(пост1) - Вкр(пост0) (2.45)
Влияние перечисленных факторов на точку безубыточности можно проанализировать, используя расчеты, приведенные в таблице2.8. Очевидно, что наиболее чувствительно точка безубыточности реагирует на изменение продажной цены единицы продукции. При этом указанные показатели находятся в обратной зависимости. Если предприятие работает в режиме, близком к его полной производственной мощности, то его руководство практически не имеет возможности управлять ценой в сторону ее понижения, поскольку объем продаж, который необходим для обеспечения окупаемости затрат, резко увеличивается и может выйти за рамки производственных мощностей предприятия. При низкой загрузке мощностей предприятия снижение цены продажи может рассматриваться как фактор, способный повысить прибыльность работы предприятия за счет возможного увеличения выпуска и реализации продукции. Высока также чувствительность точки безубыточности к изменению переменных затрат на единицу продукции. Между данным фактором и обобщающим показателем имеется прямая зависимость. Даже незначительный рост переменных затрат отрицательно сказывается на результатах работы предприятия.
Увеличение постоянных затрат приводит к более высокому уровню точки безубыточности и наоборот.
Таблица 2.8
Анализ влияния факторов на изменение точки безубыточности
Продукция А | Продукция Б | ||||||
Факторы | Ккр, ед. | Факторы | Ккр, ед. | ||||
ц | зпер | Зпост | ц | зпер | Зпост | ||
Базовые условия | Базовые условия | ||||||
Изменение цены реализации | Изменение цены реализации | ||||||
153 (снизилась на 15%) | 495 (возросла на 50%) | 170 (снизилась на 15%) | 3089 (возросла на 150%) | ||||
207 (возросла на 15%) | 245 (снизилась на 75%) | 230 (возросла на 15%) | 772 (снизилась на 38%) | ||||
Изменение переменных затрат на единицу изделия | Изменение переменных затрат на единицу изделия | ||||||
85 (снизились на 15%) | 276 (снизилась на 16%) | 128 (снизились на 15%) | 858 (снизилась на 31%) | ||||
115 (возросли на 15%) | 403 (возросла на 23%) | 173 (возросли на 15%) | 2288 (возросла на 85%) | ||||
Изменение постоянных затрат | Изменение постоянных затрат | ||||||
22281 (снизились на 15%) | 279 (снизилась на 15%) | 52519 (снизились на 15%) | 1050 (снизилась на 15%) | ||||
30145 (возросли на 15%) | 377 (возросла на 15%) | 71055 (возросли на 15%) | 1421 (возросла на 15%) |
Проведение анализа влияния на точку безубыточности одного изделия всех факторов осуществляется с использованием приема цепных подстановок в определенной последовательности. При этом показатели с индексом «0» обозначают значения базисного периода, а с индексом «1» - текущего (отчетного). Сначала определяется изменение точки безубыточности за счет изменения уровня постоянных затрат, затем за счет изменения цен продажи и за счет изменения переменных затрат на единицу изделия.
Ккр(усл1) = Зпост1 / (ц0 – зпер0);
Ккр(усл2) = Зпост1 / (ц1 – зпер0);
Ккр(усл3) = Зпост1 / (ц1 – зпер1) = Ккр1 (2.46)
Изменение точки безубыточности составит за счет изменения:
а)суммы постоянных затрат Ккр(усл1) – Ккр0
б)цены реализации продукции Ккр(усл2) – Ккр(усл1)
в)переменных затрат Ккр(усл3) – Ккр(усл2) (2.47)
Для предприятий с многономенклатурным производством анализ влияния факторов на безубыточный объем продаж должен учитывать также и структурные сдвиги в ассортименте продукции. Учет влияния изменений в ассортименте продукции в стоимостном выражении проводится по следующей формуле.
Вкр = Зпост / ∑(уi * (цi – зперi) / цi) = Зпост / ∑(уi * (1 – зперi / цi) (2.48)
где уi = кi * цi / ∑(кi * цi) – удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки от реализации.
Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия проведем по исходным данным, аккумулированным в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Исходные данные для расчета влияния факторов на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия
Показатели | По плану | Фактически |
Постоянные затраты предприятия, тыс.р. | ||
Удельные переменные затраты, тыс.р. | ||
Изделие А | ||
Изделие Б | ||
Изделие В | ||
Цена реализации единицы, тыс.р. | ||
Изделие А | ||
Изделие Б | ||
Изделие В | ||
Количество реализованной продукции, единиц | ||
Изделие А | ||
Изделие Б | ||
Изделие В | ||
Удельный вес в общей сумме выручки | ||
Изделие А | 0,29 | 0,36 |
Изделие Б | 0,53 | 0,30 |
Изделие В | 0,18 | 0,24 |
Согласно плановым данным уровень точки безубыточности в стоимостном выражении составит:
Вкр0 = ------------------------------------------------------------------------------ =
0,29 * (1 – 10 / 17) + 0,53 * (1 – 15 / 19) + 0,18 * (1 – 12 / 16)
= ------------------------------------- = 3623,2 тыс.руб.
0,119 + 0,112 + 0,045
По фактическим данным точка безубыточности в стоимостном выражении будет равна:
Вкр1 = ------------------------------------------------------------------------------ =
0,36 * (1 – 11 / 16) + 0,30 * (1 – 13/ 18) + 0,34 * (1 – 14 / 20)
= --------------------------------- = 4033,6 тыс.руб.
0,1125 + 0,083 + 0,102
Изменение точки безубыточности (∆Вкр) равно:
∆Вкр = Вкр1 – Вкр0 = 4033,6 – 3623,2 = +410,4 тыс.руб.
Расчет влияния по факторам проведем способом цепных подстановок в следующей последовательности.
1.Влияние изменений в объеме реализации и структуре продукции.
По продукции А:
Зпост0
Вусл1 = --------------------------------------------------------------------------------------=
уа1 * (1 – з пер а0 / ца0) +уб0 * (1 – з пер б0 / цб0) + ув0 * (1 – з пер в0 / цв0)
= ---------------------------------------------------------------------------- =
0,36 * (1 – 10 / 17) + 0,53 * (1 – 15 / 19) + 0,18 * (1 – 12 / 16)
= ----------- = 3278,7 тыс.руб.
0,305
Влияние изменений в объеме и структуре по продукции А равняется:
Вусл1 – Вкр0 = 3278,7 – 3623,2 = -344,5 тыс.р.
2.По продукции Б:
Зпост0
Вусл2 = --------------------------------------------------------------------------------------=
уа1 * (1 – з пер а0 / ца0) +уб1 * (1 – з пер б0 / цб0) + ув0 * (1 – з пер в0 / цв0)
= ---------------------------------------------------------------------------- =
0,36 * (1 – 10 / 17) + 0, 30 * (1 – 15 / 19) + 0,18 * (1 – 12 / 16)
= ----------- = 3906,25 тыс.руб.
0,256
Влияние изменений в объеме и структуре по продукции Б равняется:
Вусл2 – Вкр1 = 3906,25 - 3278,7 = 627,55 тыс.руб.
3.По продукции В:
Зпост0
Вусл3 = --------------------------------------------------------------------------------------=
уа1 * (1 – з пер а0 / ца0) +уб1 * (1 – з пер б0 / цб0) + ув1 *(1 – з пер в0 / цв0)
= ---------------------------------------------------------------------------- =
0,36 * (1 – 10 / 17) + 0, 30 * (1 – 15 / 19) + 0,34 * (1 – 12 / 16)
= ----------- = 3378,4 тыс.руб.
0,256
Влияние изменений в объеме и структуре по продукции В равняется:
Вусл3 – Вкр2 = 3378,4 - 3906,25 = -527,85 тыс.руб.
Итого по фактору изменений в объеме и структуре продукции влияние на точку безубыточности составляет:
(-344,5) + 627,55 + (-527,85) = -244,8 тыс.р.
Рассмотрим влияние фактора удельных переменных затрат на точку безубыточности в стоимостном выражении.
1.По продукции А:
Вусл4 = ---------------------------------------------------- = 3636,4 тыс.руб.
0,36 * (1 – 11 / 17) + 0,063 + 0,085
Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции А равно:
Вусл4 – Вусл3 = 3636,4 – 3378,4 = 258,0 тыс.руб.
2.По продукции Б:
Вусл5 = ---------------------------------------------------- = 3260,5 тыс.руб.
0,127 + 0,3 * (1 – 13 / 19) + 0,085
Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции Б равно:
Вусл5 – Вусл4 = 3260,5 - 3636,4 = -375,9 тыс.руб.
3.По продукции В:
Вусл6 = ---------------------------------------------------- = 3785,01 тыс.руб.
0,127 +0,0947 + 0,34 * (1 – 14 / 16)
Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции В равно:
Вусл6 – Вусл5 =3785,01 - 3260,5 = 524,51 тыс.руб.
Итого по фактору изменения удельных переменных затрат влияние на точку безубыточности составляет:
258,0 + (-375,9) + 524,51 = 406,61 тыс.р.
Рассмотрим влияние фактора изменения цены реализации продукции.
1.По продукции А:
Вусл7 = ---------------------------------------------------- = 4004,8 тыс.руб.
0,36 * (1 – 11 / 16) + 0,0947 + 0,0425
Влияние изменения цены реализации продукции А равно:
Вусл7 – Вусл6 =4004,8 - 3785,01 = 219,79 тыс.руб.
2.По продукции Б:
Вусл8 = ---------------------------------------------------- = 4196,39 тыс.руб.
0,1125 + 0,30 * (1 – 13 / 18) + 0,0425
Влияние изменения цены реализации продукции Б равно:
Вусл8 – Вусл7 =4196,39 - 4004,8 = 191,59 тыс.руб.
3.По продукции В:
Вусл9 = ---------------------------------------------------- = 3361,34 тыс.руб.
0,1125 + 0,083 + 0,34 * (1 – 14 / 20)
Влияние изменения цены реализации продукции В равно:
Вусл9 – Вусл8 =3361,34 – 4196,39 = -835,05 тыс.руб.
Итого по фактору изменения цены реализации влияние на точку безубыточности равно:
219,79 + 191,59 + (-835,05) = -423,67 тыс.руб.
Покажем влияние на уровень точки безубыточности изменения величины постоянных затрат.
Вусл10 = 1200 / 0,2975 = 4033,6 тыс.руб.
Влияние изменения постоянных затрат на изменение точки безубыточности составляет:
Вусл10 – Вусл9 = 4033,6 – 3361,34 = 627,26 тыс.руб.
В целом предприятию изменения точки безубыточности составили:
Снижение за счет изменений в объеме и структуре продукции равно - 244,8 тыс.руб.
Рост за счет изменения удельных переменных затрат – + 406,61 тыс.руб.
Снижение за счет изменения цен реализации равняется - 423,67 тыс.руб.
Рост за счет увеличения постоянных расходов – + 672,26 тыс.руб.
Общее изменение составило - +410,4 тыс.р. = (-244,8) + 406,61 + (-423,67) +
+ 672,26
На анализируемом предприятии основной причиной, вызвавшей отклонение фактической критической выручки от реализации от плановой величины, стало увеличение постоянных расходов. За счет этого фактора точка безубыточности возросла на 672,26 тыс.руб.
Определение объема продаж в целях получения запланированной предприятием суммы прибыли
Рассмотрим проблему определения объема продаж при запланированной величине прибыли сначала на примере монономенклатурного предприятия. Если руководство предприятия ставит задачу получить определенную сумму прибыли, то выручку от реализации (Вп) при заданной величине прибыли (П) можно рассчитать по уже известной формуле.
Объем производства и реализации продукции в натуральном выражении (Кп), при котором предприятие получит прибыль в запланированной величине, тогда составит:
Если запланированная величина прибыли устанавливается с учетом налоговых платежей, то формула объема продаж примет вид:
Зпост + (П / (1 –СН))
Кп = ----------------------------- (2.49)
дм
где СН – ставка налога на прибыль.
Методика определения объема продаж при запланированной сумме прибыли для многономенклатурных предприятий состоит в следующем:
1.Объем продаж в стоимостном выражении, соответствующий запланированной величине прибыли (Вп), определяется по формуле:
Вп = (Зпост + П) / дм0 * В0 (2.50)
где В0 – объем реализации в базисном периоде, руб.;
дм0 – маржинальный доход на единицу продукции в базисном периоде, руб.
Вп = (300000 + 400000) / 230000 * 800000 = 2434782 руб.
2.Объем продаж в натуральном выражении, необходимый для получения запланированной прибыли (Кпi), равен:
Кпi = К * кi (2.51)
где К = (Зпост +П) / Дм
кi – объем продаж i–того изделия в натуральном выражении.
Используя данные таблицы 2.6 и условие, согласно которому запланированная сумма прибыли должна составить 400000 руб. (до ее налогообложения), рассчитаем необходимый объем продаж.
К = (Зпост +П) / Дм = (300000 + 400000) / 230000 = 3,04348
Тогда можно определить, величины объема продаж в натуральном выражении по каждому виду выпускаемой и реализуемой продукции, чтобы получить запланированную сумму прибыли.
КпА = 3,04348 * 500 = 1522 ед.
КпА = 3,04348 * 800 = 2435 ед.
КпА = 3,04348 * 1000 = 3043 ед.
КпА = 3,04348 * 200 = 609 ед.
Поскольку функционирование предприятия в реальных экономических условиях связано с рядом ограничений: объем выпуска продукции разных видов задается производственными возможностями предприятия, объемом портфеля заказов, которые следует учитывать при определении объема выпуска. Последовательность решения задачи по определению объема продаж для получения запланированной величины прибыли должна быть такой:
-продукция ранжируется по уровню рентабельности, который определяется как соотношение удельного маржинального дохода и цены реализации единицы продукции конкретного вида;
-определяются ограничения, обусловленные возможностями производства и сбыта, т.е. выявляется максимальный объем производства каждого вида продукции;
-на основе ранжирования продукции и определения ограничений по объему ее выпуска набирается ассортимент продукции с использованием следующего методического подхода: приоритет отдается продукции с максимальной рентабельностью, объем ее производства устанавливается в полном размере, возможном с учетом имеющихся ограничений, одновременно рассчитываются маржинальный доход и прибыль. Их значения сравниваются с запланированными величинами.
Используем данный методический подход к рассматриваемому примеру. Предположим, что максимально возможный объем производства с учетом портфеля заказов и производственных мощностей предприятия составит по продукции А – 1250 единиц, по продукции Б – 2400 единиц, по продукции В – 2000 единиц, по продукции Г – 700 единиц.
Проведем ранжирование продукции по уровню рентабельности6
Продукция А: 80 / 180 = 0,44 1 место
Продукция Б: 50 / 200 = 0,25 3 место
Продукция В: 30 / 70 = 0,43 2 место
Продукция Г: 600 / 2400 = 0,25 4 место
Отсюда, выпуск продукции для получения прибыли в сумме 400000 руб. при величине постоянных затрат, равной 300000 руб. будет равен:
Количество , Общий маржинальный Прибыль,
единиц доход, руб. руб.
Продукция А 1250 80 * 1250 = 100000 -200000
Продукция Б 2000 30 * 2000 = 60000 -140000
Продукция В 2400 50 * 2400 = 120000 -20000
Продукция Г 700 600 * 700 = 420000 400000
Количество последнего вида продукции (Г) определяется делением недостающей до запланированной суммы прибыли на удельный маржинальный доход данного вида продукции.
Проверку правильности расчетов проведем в таблице 2.10.