Особенности разработки технологических процессов ремонта деталей. Выбор рационального способа ремонта
Проектирование технологических процессов ремонта деталей имеет такую последовательность: анализ технологического процесса изготовления новой детали; анализ данных о характере дефектов; выбор возможных способов устранения отдельных дефектов; наметки последовательности выполнения технологических операций с выбором технологических баз, технологического оборудования и оснастки; установление режимов работы с обоснованием операционных припусков и допусков на обработку; обоснование экономической эффективности принятого варианта; составление технологической документации на процесс ремонта детали.
При выборе наиболее рационального способа ремонта следует учитывать ряд исходных данных: размеры, форму и точность детали, материал детали и ее термическую обработку, условия работы детали в машине, характеристику дефектов, производственные возможности ремонтного предприятия и др.
Технико-экономическое обоснование способа ремонта должно базироваться на комплексном анализе технической, организационной, социальной целесообразности и экономической эффективности применения возможных вариантов технологии. Анализ технической целесообразности вариантов технологии позволяет выявить возможности ремонта деталей в соответствии с техническими требованиями на ремонт. Анализ организационной целесообразности вариантов выявляет возможности ремонта деталей в заданном объеме и в установленные сроки с учетом производственных возможностей ремонтного предприятия. Социальная целесообразность вариантов технологии оценивается рядом показателей: уровнем механизации и автоматизации производства, энерговооруженностью труда, соблюдением норм охраны труда и др. При анализе экономической эффективности сравниваемых вариантов технологии используют общую методику, изложенную в § 26. При сравнении экономической эффективности вариантов выявляют сначала частные показатели, к которым относят трудоемкость ремонта детали, материалоемкость, сокращение потребности в производственных площадях и др. Одним из критериев сравнительной оценки эффективности технологии ремонта является определение взаимосвязи долговечности детали с экономикой ее ремонта. Эта взаимосвязь в общем виде выражается соотношением
(14.1)
где Сн — стоимость новой детали; Сб — стоимость ремонта детали с применением базовой технологии, т. е. тот вариант, с которым проводят сравнение; Сi — стоимость ремонта детали по i-му новому варианту технологии; kб и ki — коэффициенты долговечности отремонтированной детали согласно базовой и i-й технологии; t — срок службы новой детали.
Наиболее объективно оптимальный вариант технологии может быть выявлен расчетом по общему показателю экономического эффекта и по сроку окупаемости капитальных вложений. Общий показатель экономического эффекта определяют по формуле
(14.2)
где Sб и Si — приведенные затраты на ремонт одной детали при применении базовой и новой i-й технологии ремонта; Ni,- — годовой объем ремонта деталей по i-й технологии в расчетном году в натуральных единицах.
Приведенные затраты подсчитывают по формуле
S = C + EnK, (14.3)
где С — себестоимость ремонта одной детали (ее определяют по формуле (6.20)); Еn — нормативный показатель эффективности капитальных вложений (Еn = 0,15); К — капитальные вложения в производственные фонды.
При Э > 0 новая технология эффективнее базовой.
Варианты технологии, сравниваемые по срокам окупаемости дополнительных капитальных вложений, оценивают по формуле
Ток = (Ki – Кб)/[(Сб - Сi) Ni] (14.4)
где Ki и Кб — капитальные вложения соответственно по новому и базовому вариантам; Сб и Сi — себестоимость ремонта одной детали при использовании соответственно базовой и i-й технологии.
При более полном расчете экономической эффективности сравниваемых вариантов технологии следует также учитывать годовые эксплуатационные издержки потребителя при использовании им деталей, отремонтированных по базовому и i-му вариантам в расчете на годовой объем продукции, производимой при помощи i-й технологии, а также сопутствующие капитальные вложения потребителя при использовании отремонтированных деталей по базовому и i-му вариантам.