Самостоятельная работа студентов
Цели занятия
1.1.Закрепить теоретические знания по основным положениям нормативной документации, регламентирующей фармацевтический порядок, санитарный режим и виды внутриаптечного контроля
1.1.1.Термины и определения.
1.1.2.Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек.
1.1.3.Санитарные требования к помещениям и оборудованию асептического блока.
1.1.4.Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек.
1.1.5.Последовательность действий при подготовке к работе по приготовлению стерильных и нестерильных лекарственных средств.
1.1.6.Санитарные требования при изготовлении нестерильных лекарственных форм.
1.1.7.Санитарные требования при изготовлении лекарственных средств в асептических условиях.
1.2.Выработать у студентов правила соблюдения санитарного режима и фармацевтического порядка при изготовлении лекарственных форм.
1.3.Воспитать у студентов профессиональную ответственность, трудовую дисциплину и навыки общения в коллективе аптеки.
1.4.Формировать гуманистические аспекты деятельности провизора-технолога.
Материальное оснащение
2.1. Рецепты и требования, поступившие в аптеку на изготовление лекарственных средств (анализ рецептов, принятых на изготовление лекарственных средств производится ежедневно преподавателем кафедры совместно с провизором-технологом и провизором-аналитиком ).
2.2.Учебные классы на 8 посадочных мест по 3 - 5 рабочих места в производственных помещениях аптек.
2.2.1.Учебные классы оснащены столами, стульями, справочной и учебной литературой, нормативной и нормативно-технической документацией и др.
2.2.2.Рабочие места оснащены соответствующим оборудованием, набором лекарственных и вспомогательных веществ, измерительными приборами, посудой и др.
Основные вопросы темы для самоподготовки
3.1. Основные направления государственного нормирования качества лекарственных средств.
3.2. Законодательная основа изготовления лекарственных средств.
3.3. Требование к образовательному уровню специалистов, занятых в технологическом процессе.
3. 4. Регламентирование состава лекарственных средств.
3.5. Нормирование условий изготовления.
3.6. Проблема микробной контаминации лекарственных средств. Нормы микробной контаминации для нестерильных лекарственных средств. Номенклатура дезинфицирующих растворов, используемых в аптеках.
3.7. Требование нормативных документов к отделке производственных помещений аптеки, их уборке, уходу за аптечным оборудованием.
3.8. Требование к личной гигиене сотрудников аптек.
3.9. Особенности работы в асептическом блоке.
3.10. Техника безопасности на рабочих местах.
3.11. Нормирование качества лекарств и вспомогательных веществ, используемых в технологическом процессе. Приемочный контроль. Предупредительные мероприятия. 3.12. Нормирование технологического процесса. Нормативная документация (приказы и постановления МЗ РБ, инструкции, информационные письма и др.), регламентирующие изготовление лекарственных средств. Виды внутриаптечного контроля. Постадийный контроль качества в процессе изготовления.
Самостоятельная работа студентов
1.Записать в дневнике рецепт. Сделать расчет (заполнить обратную сторону паспорта письменного контроля, обосновать оптимальную технологию под руководством преподавателя в учебном классе).
2.Поочередно приготовить по предложенным рецептам лекарственные формы под контролем провизора-технолога и преподавателя (периодически) в ассистентской комнате, в асептическом блоке, оформить к отпуску.
3.Записать в дневнике свойства ингредиентов, теоретическое обоснование и приготовление лекарственного средства, оформление, привести образец заполнения лицевой стороны паспортного письменного контроля.
Занятие № 2 «Современные подходы к изготовлению твердых лекарственных форм в условиях аптек (порошки, сборы) в условиях аптек, их ассортимент.»
Цели занятия
1.Закрепить теоретические знания и совершенствовать практические навыки и умения по технологии твердых лекарственных форм (порошки, сборы) в условиях аптек:
2.Приготовление простых и сложных порошков, дозированных и недозированных, из трудноизмельчаемых и с малой объемной массой лекарственных веществ.
3.Приготовление порошков с сильнодействующими и ядовитыми веществами. тритурации.
4.Приготовление порошков с экстрактами, красящими и пахучими веществами.
5.Несовместимые сочетания лекарственных веществ в сложных порошках. Пути их преодоления.
6.Упаковка. Оформление к отпуску.
7.Оценка качества. Хранение.
8.Направления совершенствования технологии порошков: использование полуфабрикатов, средств малой механизации и др.
9.Приготовление сборов.
10.Выработать у студентов правила соблюдения санитарного режима и фармацевтического порядка при изготовлении лекарственных форм.
11.Воспитать у студентов профессиональную ответственность, трудовую дисциплину и навыки общения в коллективе аптеки.
12.Формировать гуманистические аспекты деятельности провизора-технолога.
Материальное оснащение
2.1. Рецепты и требования, поступившие в аптеку на изготовление лекарственных средств (анализ рецептов, принятых на изготовление лекарственных средств производится ежедневно преподавателем кафедры совместно с провизором-технологом и провизором-аналитиком ).
2.2.Учебные классы на 8 посадочных мест по 3 - 5 рабочих места в производственных помещениях аптек.
2.2.1.Учебные классы оснащены столами, стульями, справочной и учебной литературой, нормативной и нормативно-технической документацией и др.
2.2.2.Рабочие места оснащены соответствующим оборудованием, набором лекарственных и вспомогательных веществ, измерительными приборами, посудой и др.
Основные вопросы темы для самоподготовки
1. Классификация лекарственных форм по агрегатному состоянию Твердые лекарственные формы, изготовляемые в аптеке.
2. Порошки как лекарственная форма. Определение. Характеристика. Историческая справка.
3. Требования ГФ к порошкам. Классификация порошков по составу (дозированные и недозированные) способы выписывания, применение.
4. Биофармацевтическая оценка порошков как лекарственной формы, влияние степени дисперсности на терапевтическую активность.
5. Стадии изготовления порошков. Контроль на стадиях изготовления. Теоретические основы процесса измельчения и смешивания. Основные физико-химические факторы (свободная удельная поверхность, энергия Гиббса), влияющие на процесс измельчения порошков и характер дисперсности.
6. Общие правила приготовления сложных порошков. Особые случаи приготовления сложных порошков. Особенности приготовления косметических порошков.
7. Приборы и аппараты, используемые при приготовлении порошков. Дозирование порошков по массе и объему установленной навески.
8. Несовместимые сочетания ингредиентов в сложных порошках и пути их преодоления.
9. Упаковка, оформление порошков к отпуску. Оценка качества. Хранение.
10.Направление совершенствования порошков: использование полуфабрикатов, механизация технологического процесса, снижение гигроскопичности, применение новых упаковочных материалов и др. Унификация рецептуры и перевод порошков в мелкосерийное или промышленное производство.
11.Приготовление сборов.