Информационные технологии в физической культуре
В настоящее время этап формирования концепции информационного обеспечения всей области физической культуры и спорта характеризуется как начальный. Компьютеризация области физической культуры и спорта практически до начала XXI века носила спорадический характер, а в качестве аппаратурно-программного обеспечения использовались в основном либо стандартная медицинская аппаратура, имеющая собственное программное обеспечение, либо аппаратура, создаваемая для решения узких задач, также с оригинальным программным обеспечением.
Развитие компьютерной техники и опыт, накопленный при их применении в различных видах спорта, явились предпосылками включения дисциплины «Информационные технологии в физической культуре» в государственные образовательные стандарты подготовки специалистов по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
Применение информационных технологий в качестве инструмента решения поставленных задач позволяет оптимизировать учебно-тренировочный процесс, сделать его индивидуальным для каждого занимающегося физической культурой, спортом.
Специфическую важность приобретает индивидуализация услуг в системе физкультурно-оздоровительного и спортивного сервиса.
Создание же индивидуально разработанных режимов физических упражнений, технических и тактических действий спортсменов, видов и форм его психологической подготовки в каждом виде спорта и физической культуры, профессиональной области деятельности человека возможно только лишь на основе баз данных, обрабатываемых ИТ.
Судейство в спорте – одна из сложнейших отраслей деятельности. Электронная система слежения за действиями спортсменов позволяет вести более объективную оценку этих действий. Информационные технологии, применяемые в организации и проведении соревнований, позволяют не только объективно оценивать выступления в некоторых видах спорта, но и более точно оценивать, например, скоростные характеристики атлетов. В настоящее время на крупных международных соревнованиях используется аппаратура, позволяющая оценивать время прохождения дистанции атлетов с точностью до одной десятитысячной секунды.
Тренерская деятельность, скрытая, как правило, от глаз многочисленных зрителей, требует учета множества факторов, как касающихся непосредственно спортсмена и его спортивного развития, так и условия проведения тренировок, соревнований, реабилитационных мероприятий. Информационные системы и технологии призваны учитывать многие факторы: скорректировать методику подготовки атлета и определить новые, более эффективные, для конкретных условий, формы и средства учебно-тренировочного процесса.
Преподавательская деятельность (учебный процесс в вузах физической культуры, спорта и туризма) последние годы не только интенсивно насыщается тестирующими и учебными программами, которые могут решать некоторые вопросы, связанные со вступительными, промежуточными и выпускными экзаменами, а также с планированием и контролем учебного и учебно-тренировочного процессов в вузах.
Одними из перспективных направлений в научно-исследовательской деятельности в физической культуре и спорте в настоящее время могут считаться:
- разработка концепции прогнозирования спортивной карьеры;
- разработка концепции физического воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, лиц зрелого, пожилого и старческого возраста;
- создание банка данных элитных спортсменов;
- комплексное определение критериев спортивной пригодности;
- уровень достижений;
- темп повышения результатов;
- стабильность достижений;
- комплексное определение уровня здоровья, физической подготовленности;
- психологическое тестирование;
- определение уровней тренированности и выявление оптимальных режимов тренировки;
- создание нового спортивного инвентаря и оборудования;
- совершенствование научного обеспечения подготовки спортивных резервов и сборных команд Российской Федерации к международным соревнованиям;
- контроль эффективности внедрения научно-исследовательских разработок в систему спортивных соревнований;
- выявление путей совершенствования управления учебно-тренировочным процессом в физической культуре и спорте и т. д.
Когда же о спорте говорят как об одной из прибыльных отраслей деятельности человека, то за ценой победы здесь стоят конкретные цифры, отражающие те материальные, человеческие и информационные ресурсы, которые были затрачены для достижения победы. В настоящее время цена победы на престижных соревнованиях, исчисляемая в денежном эквиваленте, достигает значительных сумм. Существенно удешевить этот процесс возможно с применением, в том числе, и информационных технологий.