Основные категории инновационного менеджмента
Инновация – конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.
Критерии инновации: новизна, товарность, рыночная востребованность, наукоемкость, статус интеллектуальной собственности, эффект.
Инновационная деятельность — комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность.
Инновационный климат - это интегральная оценка состояния компонентов внешней инновационной среды.
Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Инновационный климат - это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели.
Классификационные подходы к группировке и организации инноваций.
В наиболее общей форме инновации с точки зрения их структурной характеристики, т.е. с позиций сферы деятельности предприятия, которой инновационное изменение касается, можно системно классифицировать следующим образом.
Инновации «на входе» в предприятие (например, целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, знаний работников и других ресурсов).
Инновации «на выходе» из предприятия (о целевых качественных или количественных изменениях в результатах производственно-хозяйственной деятельности, какими являются изделия, услуги, технологии).
Инновации структуры предприятия, т.е. ее отдельных элементов и их взаимных связей (о целевых изменениях в производственных, обслуживающих и вспомогательных процессах, причем как по качеству или количеству, так и по организации и способу обеспечения).
Группировка по содержанию и значимости изменений в результатах деятельности предприятия и отдельных его подразделений.
Технологические ИН, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологий и материалов.
Производственные ИН, ориентированные на расширение производственных мощностей.
Экономические ИН, которые направлены на изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности.
Торговые ИН, направленные на целевые изменения в торговой деятельности.
Социальные ИН, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения.
ИН в области управления, нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений.
Подходы разных авторов к классификации инноваций.
Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» - мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).
Ю.В. Яковец: базисные инновации, улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники (технологии), заменяющих устаревшие модели более эффективными;
микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений;
псевдоинновации направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники.
Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву
Классификационный признак | Классификационные группировки инноваций |
1. Область применения | Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др. |
2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация | Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные |
3. Степень интенсивности | «Бум», равномерная, слабая, массовая |
4. Темпы осуществления инноваций | Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные |
5. Масштабы инноваций | Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие |
6. Результативность | Высокая, низкая, средняя |
7. Эффективность инноваций | Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой
1.Причина возникновения: реактивные, стратегические |
3.Характер удовлетворяемых потребностей: ориентирование на существующие потребности, ориентирование на формирование новых потребностей |
2. Предмет и сфера приложения: продуктовые, рыночные, инновации-процессы |
Классификация инноваций по А.И. Пригожину
Классификационный признак | Вид инновации |
1. По распространенности | Единичные и диффузные продуктовые |
2. По месту в производственном цикле | Сырьевые, обеспечивающие, |
3. По преемственности | Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения |
4. По охвату ожидаемой доли рынка | Локальные, системные, стратегические. |
5. По инновационному потенциалу и степени новизны | Радикальные, комбинаторные, совершенствующие |
Классификация инновационных процессов и нововведений в инновационном менеджменте.
Базовые признаки объектов классификации | Группирование по установленным признакам |
1. Содержание новаций, инновационных процессов | Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные |
2. Степень новизны | Абсолютная, относительная, условная, частная |
3. Варианты организации | Плановые внутриорганизационные (функциональная параллельно-последовательная реализация); проектные внутриорганизационные (процессный подход), программные межорганизационные (комплексный подход), венчурные (автономизация), конкурсные (параллельная реализация) |
4. Потенциал нововведений | Эпохальные, базисные, улучшающие, микроинновации, псевдоинновации, антиинновации |
5. Сроки реализации | Сверхдпительные (более 10 лет), долгосрочные (5-10 лет), среднесрочные (3-5 лет), краткосрочные (до 3 лет), мини-проекты (до 1 года) |
6. Уровень разработки и распространения нововведений | Глобальный, международный, национальный, региональный, отраслевой, межорганизационный, внутриорганизационный, локальный |
7. Сферы разработки и распространения нововведений | Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые |
8. Особенности характера нововведений | Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги |
Рассматривая инновационный процесс, следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.
Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие.
Инициация инновации - научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.
Диффузия инновации - процесс распространения инновации за счет фирм - последователей (имитаторов).
Сущность диффузных процессов определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, сфере услуг. В конечном счете, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве.
Одним из рыночных регуляторов диффузных процессов является трансфер инноваций – законодательное разрешение на передачу права использования инноваций, как носителей новых ценностей, другим субъектам инновационной деятельности.
Методология принятия решений в инновационном менеджменте: мозговой штурм, синектика (те же правила, что и в мозг. штурме, только привлекаются специалисты из различных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема), метод ассоциаций и аналогий (используются прямая, личная и символическая виды аналогий: прямая аналогия — сравнение характеристик нового продукта (процесса) с параметрами аналогичного продукта (процесса); личная аналогия — вживание в образ, при котором разработчики новой продукции отождествляют себя с потребителями данной продукции и используют собственные ощущения для определения запросов покупателей; символическая аналогия — обобщенная аналогия, в которой используются символы (например, экономико-математические модели), метод фокальных объектов (суть метода состоит в присвоении признаков случайно выбранных объектов к изменяемому объекту, который лежит как бы в фокусе переноса.)