Монтажно-тонировочный период
Запуск кинофильма в монтажно-тонировочный период оформляется приказом продюсера на основании акта об окончании съемочного периода и в соответствии с установленными сроками производства кинофильма.
Монтажно-тонировочный период,в его классической интерпретации должен представлять собой процесс монтажа готового изображения на основе монтажных листов, предоставленных режиссеру монтажа, и его озвучивания в профессиональных тонстудиях.
В современных условиях кинопроизводства, характеризуемых высокой интенсивностью использования достижений научно-технического прогресса и повышенной требовательностью зрителей к качеству изображения и спецэффектов, использованием производителями широкого спектра методов продвижения кинематографического продукта на рынок, в том числе сбыт сопутствующих товаров в виде компьютерных и телефонных игр, музыкальных композиций к кинофильму, рингтонов, детских игрушек, использование образов героев аудиовизуального произведения в рекламе и т.п., возникает необходимость определения данного периода производства более точным термином – «послесъемочный период», или более звучным для русского языка – «заключительный период», соответствующим английскому «post production».
Заключительный этап кинопроизводства состоит их четырех последовательных процессов: технологическая подготовка изображения, монтаж, озвучание, создание эталонной копии кинокартины.
При классическом способе фильмопроизводства технологическая подготовка предполагает, что из готового отснятого материала, без технического брака, – исходного негатива или позитива формируются копии, которые после процедуры свето- и цветокоррекции будут использоваться в дальнейшем процессе монтажа – склейки отдельно снятых кадров в эпизоды и готовый фильм. При этом такие копии могут быть как плёночными, так и на различных видеоносителях (как правило, в стандартах SVHS, BetaCam), в зависимости от используемого в дальнейшем монтажного оборудования.
Технологическая подготовка при цифровом способе производства, в свою очередь, определяет необходимость первичного монтажа эпизодов с целью дальнейшего их наполнения спецэффектами. Далее на данном этапе, в зависимости от запланированных параметров в режиссерском сценарии, происходит наполнение кадров спецэффектами – компьютерной графикой. Имеющийся опыт кинопроизводства позволяет авторам кинофильмов включать в состав кинокадра как искусственные персонажи, декорации, костюмы, прочие предметы (зритель видит, что эти персонажи и декорации нарисованные – неживые), так и натуральные, не снятые персонажи, декорации костюмы и прочие предметы (у зрителя не возникает ощущения, что эти персонажи неживые). Специалисты в области компьютерной графики и озвучания не исключают возможности создания в кадре образов актеров, которые уже умерли, но при этом воспринимаются зрителем как реально снимавшиеся в кинофильме.
Смешанный способ производства предусматривает в качестве первоначального действия заключительного этапа оцифровку изображения (цифровой интермедиэйт), имеющегося на кинопленке, его первоначальную технологическую обработку – очистку от царапин, свето- и цветокорректировку. Добавление искусственных или натуральных объектов.
После технологической подготовки исходного материала производят монтаж изображения в соответствии с разработанным режиссерским сценарием и монтажными листами. При этом кинокадр представляется как элемент художественного замысла, учитывающего психологию зрительского восприятия изображения. При осуществлении киномонтажа режиссер синтезирует действия во времени и пространстве, обобщает внешние проявления действия и выявляет внутренний смысл готового аудиовизуального произведения. Суть данного процесса не зависит от используемых технических средств монтажа.
Классический и смешанный способы кинопроизводства предполагают использование принципов линейного монтажа на специализированных монтажных столах, позволяющих получать изображение и звук непосредственно с кинопленки и предусматривающих ручную склейку изображения прозрачной липкой лентой, а также в студиях линейного монтажа видеоизображения, где осуществляется перезапись видеоизображения с одной видеокассеты на другую в заданной последовательности. Получаемое готовое изображение фиксируется в монтажном листе в разрезе шифров снятых кинокадров, которые они получили в процессе съемки. На основании полученного документа специалист монтажа производит склейку в нужной последовательности и длительности выбранных при режиссерском монтаже кадров исходного негатива, который служит основой для изготовления эталонной копии кинофильма, а также копии, предназначенной для процесса озвучания.
Здесь необходимо указать, что для классического и смешанного способов производства кинофильма характерно создание, обработка и использование промежуточных интернегативов и рабочих позитивных копий, что существенным образом влияет на бюджет кинокартины.
Цифровой способ производства позволяет производить копирование исходных материалов без существенных временных и финансовых затрат при дальнейшем использовании копий в процессе монтажа. При этом сам монтаж производится исключительно на студиях нелинейного монтажа, представляющих собой либо специализированные компьютерные рабочие места (например, компьютеры, производимые корпорацией Apple), либо достаточно мощные персональные компьютеры, совместимые с IBM PC, на которых установлено соответствующее программное обеспечение.
Необходимо отметить, что существующие в настоящее время студии линейного и нелинейного монтажа позволяют формировать простейшие спецэффекты – наплывы, затемнения, инвертирование цвета изображения и т.п., а также титры. Однако предполагается, что возможности студий нелинейного монтажа шире, в частности профессиональные программисты могут расширять стандартный встроенный набор. Кроме того, изображение, полученное в цифровом виде, полностью готово к дальнейшему использованию без каких-либо дополнительных трудовых, финансовых и временных затрат.
На втором этапе заключительного периода производства кинофильмов осуществляется озвучание кинокартины. К основным элементам звукового ряда аудиовизуального произведения относятся: звук, генерируемый в кадре, и закадровый звук.
Закадровый звук, как правило, характеризуется исполнением различных музыкальных произведений, которые подчеркивают (формируют) необходимый психоэмоциональный уровень ситуации, демонстрируемой на экране, а также закадровым текстом, предоставляющим зрителю необходимые пояснения по будущему развитию фабулы произведения или кадра, их оценке.
Звуки, генерируемые в кадре, разделяются на человеческую речь, произносимую актерами; шум, производимый людьми, животными и предметами; интершум, создаваемый окружающей героев внешней средой и необязательно видимый на экране (шум стадиона, города, природы, звуки, издаваемые животными и т.д.); музыку, производимую персонажами.
Здесь необходимо отметить, что интершум, фиксируемый при синхронной записи речи и шумов, производимых объектами, находящимися в кадре, как правило, не соответствует творческому решению создаваемого аудиовизуального произведения, кроме съемок документальных и кинохроникальных фильмов, и значительно уступает по качеству записи звука, осуществляемой в специализированных тонстудиях. В этой связи значительная часть кинофильмов проходит стадию озвучания в музыкальных студиях, защищенных от воздействия любых внешних шумов.
Существующие технологии записи звука позволяют формировать моносопровождение изображения (одноканальный), стереозвук – двухканальную и многоканальную запись звукоряда, обеспечивающую зрителю эффект присутствия. В настоящее время используется три основных способа фиксации звука для его последующего синхронного воспроизведения в процессе просмотра:
· оптическая фонограмма, размещаемая в непрозрачной, смежной с изображением области кинопленки в виде звуковой дорожки, ширина которой изменяется в соответствии с изменениями звука, использование которой предполагает, что по мере воспроизведения копии через кинопроекционную установку световой луч лампы кинопроектора, проходя через фонограмму, передает изменения на фотоэлемент, преобразующий световой сигнал в электрический, который затем усиливается, обрабатывается с помощью фильтров и преобразуется в звуковой;
· двойная оптическая фонограмма, предусматривающая размещение звука на двух дорожках в пространстве, выделенном для записи стандартной оптической звуковой дорожки, на которых размещается информация для левого и правого каналов (внутренний стереозвук), третьего (центрального) канала и, что наиболее важно, для четвертого канала (surround) объемного звучания окружающего звука и специальных эффектов в зале (технология Dolby);
· цифровая фонограмма, предполагающая запись и воспроизведение звукового ряда с трех компакт-дисков, синхронизированных с изображением с помощью временных кодов, фиксируемых по краю кадров кинопленки (технология DTS – Digital Theatre Systems).
Оптический звук имеет ряд преимуществ, которые определяют его универсальность. Прежде всего, это экономичность при производстве, так как оптическая фонограмма печатается на пленке вместе с изображением. Во-вторых, срок жизни звуковой дорожки такой же, как и изображения, и может быть достаточно продолжительным. И наконец, оптическая считывающая головка, установленная в проекторе, экономична и проста в обслуживании.
Преимущество оптического формата Dolby в том, что звуковые дорожки напечатаны одновременно с изображением, как и в технологии монокопий. Таким образом, себестоимость производства четырехканальной стереоверсии не отличается от монофонической копии (хотя запись, монтаж и дублирование звука на студии более дорогие). Данный формат уже доказал свою уникальную комбинацию высокого качества, надежности и практичности в кинотеатрах всего мира. Поскольку цифровая дорожка располагается на копии справа, формат не имеет ни одного из недостатков отдельных дисковых систем.
Технология Dolby Digital в настоящее время является самой распространенной. В Российской Федерации она стала внедряться примерно с 2002 года, так как достаточно удобна для использования и относительно недорогая.
На последнем этапе заключительного периода производства фильмов осуществляется непосредственное сведение исходных материалов изображения и звука в эталонную копию кинофильма. При классическом способе производства осуществляется печать на чистую негативную ленту синхронизированных изображения и звука. Смешанный способ производства также предполагает фиксацию на киноплёнку готового кинофильма, т.е. его перевод из цифрового формата в аналоговый с помощью процедуры цифрового интермедиэйта. Цифровой способ производства также обеспечивает синхронизацию звука и изображения, однако данный процесс требует существенно меньших затрат трудовых и финансовых ресурсов, так как цифровая копия кинофильма не предполагает использование кинопленки.