Логистический аудит в отдельных функциональных областях логистики и в цепи поставок
Под логистическим аудитом можно понимать проводимую независимой стороной оценку всех аспектов цепи поставок компании, определение «сильных» и «слабых» сторон логистической системы предприятия, отслеживание тенденций, влияющих на их формирование, проведение анализа случаев неэффективного использования ресурсов, определение уровня конкурентоспособности логистической системы предприятия.
Для проведения логистического аудита на предприятии создается команда, в которую включают представителей как служб логистики, так и других функциональных подразделений . На предварительном этапе команда в течение 2...3 дней изучает области продаж (розничные и оптовые клиенты), складирования (склады сырья и материалов, готовой продукции), производства. По окончании предварительного этапа можно переходить непосредственно к процедуре логистического аудита, который по форме можно разделить на внешний и внутренний. Есть разные мнения о том, какому из этих подходов следует отдать предпочтение на начальном этапе, но при работе с неформализованной структурой внутренней логистики более логичным будет проведение аудита внутри предприятия.
Процедура внутреннего аудита включает:
• интервью с представителями функциональных направлений по вопросам, имеющим отношение к логистике (транспорт, склады, запасы, поставки, система управления, мотивация);
• обработку выборки документов предприятия (первичная документация, различные файлы, отчеты как внутренние, так и внешние);
• сбор данных по договорам для проведения статистического анализа и точного описания работы существующей логистической системы.
В ходе проводимого системного анализа выстраивается система операционных показателей, которые можно разделить на четыре группы:
• показатели эффективности обслуживания клиентов (внутренних и внешних клиентов) и оценки качества сервиса;
• показатели, связанные с затратами на выполнение логистических функций (затраты на закупки, поставки, транспорт, склады, складирование, запасы).
• показатели использования активов (складские сооружения, собственный парк подвижного состава).
• показатели бенчмаркинга – изучение лучшего в практике конкурентов заказчика в областях, касающихся логистики.
Имея на руках результаты внутреннего аудита, команда может переходить к аудиту внешнему, в процессе которого изучают ожидания и требования клиентов с целью определения показателей работы компании, рассматривают приемы, используемые конкурентами, а также уровни требуемого обслуживания.
54. Показатели логистической деятельности.
Показатели логистической деятельности отражают в сжатой форме состояние функционирования Л. Показатели м.б. прямыми или косвенными. Косвенные показатели связаны с финансами, например, рентабельность или период окупаемости. Но они имеют ряд существенных недостатков: отражают прошлые результаты (результаты фин.деят-ти), медленно реагируют на изменения, зависят от ряда бухгалтерских приемов, не учитывают важных аспектов логистики, не показывают конкретные проблемы и способы их устранения. Должны рассматриваться в динамике. Косвенные пок-ли не позволяют внести изменения, для возможности – используются прямые.
Прямые показатели. К ним относятся: пропускная способность, мощность (Км=использ мощн/проектн мощн), производительность, комплекс показателей складской деятельности.
Чаще всего используют показатель производительности. Выделяют:
общая производительность =общая пропускная способность/общее кол-во исп-ых ресурсов. Недостатки: использование денежных единиц измерения для сопоставления числителя и знаменателя, что приводит к зависимости от данных б/у; трудности точного определения значений для всех используемых составляющих, особенно нематериальных, т.к. квалификация сотрудников, состояние окружающей среды, репутация фирмы и т.д.; невозможность выделения наиболее важных факторов;
частная производительность – отношение общей пропускной способности к числу единиц конкретного использованного ресурса, а именно
выделяют 4 типа частной производительности, связывающие пропуск. спос-ть с разными типами ресурсов:
1) произ-ть оборудования: число рейсов фургона; расстояние, кот пролетел самолет;2) произ-ть труда: число доставок продукции на одного сотрудника; число перевезенных тонн за одну смену; число заказов, отгруженных за час работы;3)- производительность капитала: число хранящейся продукции на каждую денежную единицу инвестиций; число доставок на каждую единицу капитала; 4)- энергетическая производительность: число доставок на литр топлива; объем хранимой продукции на киловатт-час эл-ии.
Также могут использоваться более конкретные показатели. Например, показатели транспортной деятельности: надежность доставки, общее время и расстояние доставки, затраты на доставку и др. Показатели складской деятельности: средний объем запасов, оборачиваемость запасов (= годовая пропуск. способность / ср. общ. значение запасов), время выполнения заказа и др.