Водный транспорт. Широкое применение водного транспорта в нашей стране предо­пределено тем, что по протяженности водных путей Россия занимает первое место в мире

Широкое применение водного транспорта в нашей стране предо­пределено тем, что по протяженности водных путей Россия занимает первое место в мире. Длина береговой морской линии России, вклю­чая острова, составляет около 100 тыс. км. В нашей стране свыше 600 крупных и средних озер, а суммарная протяженность рек составляет около 3 млн км. Каналы имени Москвы, Волго-Донской, Беломорско-Балтийский и Волго-Балтийский связывают водные пути Европейской части России и порты Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного морей.

Для перевозки нефтегрузов используются сухогрузные и налив­ные суда. Сухогрузными судамигруз перевозится непосредственно

130 Часть I. Основы нефтегазового дела

Водный транспорт. Широкое применение водного транспорта в нашей стране предо­пределено тем, что по протяженности водных путей Россия занимает первое место в мире - student2.ru на палубе (в основном, в бочках). Нефтеналивные судаперевозят нефть и нефтепродукты в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе.

Различают следующие типы нефтеналивных судов: 1) танкеры морские и речные;

2) баржи морские (лихтеры) и речные.

Танкер — это самоходное судно, корпус которого системой про­дольных и поперечных переборок разделен на отсеки. Различают но­совой (форпик), кормовой (ахтерпик) и грузовые отсеки (танки). Для предотвращения попадания паров нефти и нефтепродуктов в хозяй­ственные и машинное отделения грузовые танки отделены от носово­го и кормового отсеков специальными глухими отсеками (кофферда­мами). Для сбора продуктов испарения нефтегрузов и регулирования давления в танках на палубе танкера устроена специальная газоотвод­ная система с дыхательными клапанами.

Все грузовые танки соединены между собой трубопроводами, про­ходящими от насосного отделения по днищу танка. Кроме того, они оборудуются подогревателями, установками для вентиляции и про-паривания танков, средствами пожаротушения и др.

Речные танкеры в отличие от морских имеют относительно неболь­шую грузоподъемность.

Баржи отличаются от танкеров тем, что не имеют собственных насосов.

Морские баржи (лихтеры) обычно служат для перевозок нефти и нефтепродуктов, когда танкеры не могут подойти непосредственно к причалам для погрузки-выгрузки. Их грузоподъемность составляет 10 000 т и более.

Речные баржи служат для перевозки нефтепродуктов по внутрен­ним водным путям. Поэтому их корпус менее прочен, чем у морских барж. Они бывают самоходными и несамоходными. Последние пере­мещаются буксирами.

Характеристика типов танкеров, применяемых в настоящее время для перевозки сжиженных углеводородных газов, приведена в табл. 3.1.1.

Транспортирование сжиженных углеводородных газов танкерами является одним из наиболее дешевых видов водного транспорта.

Достоинствамиводного транспорта являются:

1) относительная дешевизна перевозок;

2) неограниченная пропускная способность водных путей (особен­но морских);

3) возможность завоза нефтепродуктов в отдаленные районы стра­
ны, не связанные железной дорогой с НПЗ.

Глава 3. Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа 131

Водный транспорт. Широкое применение водного транспорта в нашей стране предо­пределено тем, что по протяженности водных путей Россия занимает первое место в мире - student2.ru

К недостаткамводного транспорта относятся:

1) сезонность перевозок по речным и частично морским путям, что
вызывает необходимость создавать большие запасы нефте-
грузов;

2) медленное продвижение грузов (особенно вверх по течению
рек);

3) невозможность полностью использовать тоннаж судов при не­
обходимости переброски специальных нефтепродуктов в не­
больших количествах;

4) порожние рейсы судов в обратном направлении.

Наши рекомендации