Структурная схема организации бюджетного процесса Организация информационных потоков между участниками бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Федеральный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Он отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Представленная на рис. 31 схема функционального взаимодействия и организационная структура бюджетного процесса отражает комплекс основных коммуникационных связей и информационных потоков бюджетных средств между подразделениями исполнительной и законодательной власти, казначейством, муниципальными организациями, государственными
учреждениями.
Рис. 31. Организация информационных потоков между важнейшими участниками бюджетного процесса (муниципальный уровень управления).
Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровням иерархии. Это не только обусловливает сложившуюся организацию функционирования бюджетного процесса, но и создает условия для формирования движения денежных, финансовых и информационных потоков.
Управление формированием и исполнением бюджета связано с обменом информацией между компонентами системы, а также их с окружающей средой. ЭИС бюджетной системы и органов налоговой службы является системой информационного обслуживания работников, занятых в этих структурах, и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче, обработке информации и формированию управленческих решений. Управляющие воздействия формируются на основе накопленной и функционирующей в системе информации, а также сведений, поступающих из внешней среды.
В соответствии со структурной организацией участников бюджетного процесса автоматизированная информационная технология бюджетирования представляет собой иерархическую многоуровневую систему организации бюджетных процессов, в которой могут быть выделены основные участники бюджетного процесса (рис. 32). Рассмотрим структуру АИТ более подробно.
Рис. 32. Структурная схема многоуровневой организации АИТ бюджетного процесса
Первый (верхний) уровень АИТ составляют руководители региона, осуществляющие контроль за работой автоматизированной информационной технологии бюджетного процесса.
Второй уровень представляет система взаимоотношений финансово-казначейского управления (ФКУ).
На основе сформированных в ФКУ взаимоотношений строится технологическое ядро системы, определяемое аппаратной и программной средой АИТ. Гибкость логических связей ядра определяется программными надстройками в центральном автоматизированном банке данных.
Третий уровень включает в себя распорядителей бюджета, органы исполнительной и законодательной власти и крупные государственные учреждения. В некоторых из них могут создаваться и функционировать локальные базы данных.
Четвертый уровень включает в себя широкий спектр государственных учреждений и предприятий (школы, детские сады, больницы, учреждения социальной защиты населения учреждения культуры, транспортные предприятий и т п.). Их взаимоотношения с ядром АИТ строятся через распорядителей. Для обслуживания мелких бюджетополучателей могут формироваться центры в территориально удаленных частях региона, где размещаются локальные базы данных.