Верны ли следующие утверждения?
1. Ограниченность ресурсов обусловлена безграничностью материальных потребностей общества
2. Кривая производственных возможностей характеризует альтернативные издержки, альтернативный выбор
3. Предпринимательскими способностями обладают все лица трудоспособного возраста
4. Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950-е гг. нельзя было считать ресурсом.
5. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.
6. Технический прогресс не имеет границ, так же, как бесконечна Вселенная. Следовательно, тезис об ограниченности ресурсов ошибочен: если ресурсы иссякнут на Земле, человек найдет их в космосе.
7. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.
8. Полученный вами в банке кредит можно считать капиталом.
9. Проблема ограниченности ресурсов существует только для индивида, но не для общества в целом.
10. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.
11. Альтернативные затраты на учебу в институте включают плату за обучение и расходы на учебники.
12. Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от линии производственных возможностей.
Выполните задания и ответьте на вопросы
№1
Определить величину производственных возможностей производства двух видов продуктов А и Б при использовании двух видов ресурсов. Общее количество первого ресурса в неделю – 640 ед., второго – 400 ед. Единица продукта А требует затрат 4 ед. первого ресурса и 5 ед. второго. Единица продукции Б – соответственно 4ед. и 1ед. ресурсов.
Решение
Пусть х и у – количество единиц продуктов А и Б соответственно, которое можно произвести из наличных ресурсов при данной технологии. Исходя из общего количества ресурсов и норм затрат каждого ресурса для производства единицы продукции каждого вида (по условию задачи), имеем следующую систему уравнений:
4х + 4у = 640
5х + у = 400
4х = 640 – 4у х = 640/4 – у у = 160 – у
5*(160 – у) + у = 400
800 – 5у + у = 400
-4у = 400 – 800
-4у = -400
у = 100
х = 160 – у
х = 160 – 100
х = 60
Количество продукта А составляет 60ед., продукта Б – 100ед.
№2
Начертить кривую производственных возможностей изготовления продуктов А и Б при использовании двух видов ресурсов (труда и капитала). В течение недели может быть использовано 360 человеко-часов труда и 40ед. капитала. Производство единицы товара А требует 8 ед. капитала, единицы товара Б – 1ед. труда и 1ед. капитала.
Решение
А = 5 = 40 / 8
Б = 40 = 40 / 1
№3
Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на производство стола, а Иван — 2 ч на производство табуретки и 1 ч на производство стола.
О п р е д е л и т е :
1) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 ч;
2) как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов;
3) каковы альтернативные стоимости производства стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана.
Решение
Табуретки
Василий = 8 / 1 = 8
Иван = 8 / 2 = 4
Всего = 8 + 4 = 12
Столы
Василий = 8 / 2 = 4
Иван = 8 / 1 = 8
Всего = 4 + 8 = 12
Новая технологи
Столы = 8 + 8 = 16
№4
Технология позволяет производить 2 табуретки за 1 чел./ч и 3 стола за 2 чел./ч.
О п р е д е л и т е :
1) как будет выглядеть кривая производственных возможностей бригады из 5 чел. в рамках 40-часовой рабочей недели;
2) как изменится кривая производственных возможностей, если вдвое сократятся трудозатраты на производство табуреток и на четверть продолжительность рабочей недели;
3) каковы альтернативные затраты на производство 1 табуретки в первом случае и альтернативные затраты на производство 1 стола во втором случае.
,№5
Живущий в деревне пенсионер Старосоветский умеет выращивать картофель и варить квас. На выращивание 1 кг картофеля он тратит 0,5 дня труда и 1 рубль капитала, на изготовление 1 л кваса — 0,1 дня и 2 рубля капитала.
Нарисуйте его кривую производственных возможностей за год, если выращиванием картофеля он может заниматься только в течение б месяцев в году, а его ежегодная пенсия составляет б тыс. рублей.
№6
Программист Петрова зарабатывает в час 10 грн. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8грн. за килограмм нужно стоять час, за говядиной по 12грн. за килограмм очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?
Решение
Альтернативная ценность времени Петровой-старшей равна нулю. Поэтому для нее рациональным выбором выступает очередь. Альтернативная ценность времени программиста Петровой – 10грн/час. Поэтому полная цена говядины по 8грн/кг для нее равна
8х + 10, где х – объем покупки
Решим неравенство
8х+10á12х
хñ2,5кг
Следовательно, для программиста Петровой при покупке мяса больше 2,5кг стоять в очереди рационально.
№7
Фирма продает два типа теннисных мячей, покупая их по 3долл. и по 2долл. за 1 штуку. Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90долл. Чем определяется ее форма и местоположение?
№8
Робинзон и Пятница оказываются на необитаемом острове. Их основные занятия – собирать кокосовые орехи и ловить рыбу. Робинзон может за 1 час собрать 10 кокосовых орехов или поймать 2 рыбы. Пятница может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности между Робинзоном и Пятнцией, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы производились эффективно? Сколько рыбы будет поймано и сколько кокосов собрано, если Робинзон и Пятница будут работать по 3 часа в день?
Решение
Определим альтернативную стоимость 1 кокоса:
Для Робинзона = 2 / 10 = 0,2 рыбы
Для Пятницы = 10/30 = 0,33 рыбы
Определим альтернативную стоимость 1 рыбы:
Для Робинзона = 10 / 2 = 5 кокосов
Для Пятницы = 30 / 10 = 3 кокоса
Эффективное разделение труда предполагает, что Робинзон будет собирать кокосы, а Пятница – ловить рыбу, поскольку альтернативные издержки 1 кокоса для Робинзона – 0,2 рыбы, для Пятнцы – 0,33 рыбы. Напротив, альтернативные издержки одной рыбы меньше для Пятницы, чем у Робинзона (соответственно 3 и 5).
Определим сколько орехов и рыбы соберут при эффективном разделении труда:
Орехов = 10*3 = 30штук
Рыбы = 10 * 3 = 30 штук
При эффективном разделении труда за день будет поймано 30 рыб и собрано 30 кокосов.
№9
Марья Ивановна посвящает день домашнему хозяйству. Она тратит на стирку рубашки 15мин., а на мытье окна – 45мин. Нарисуйте линию производственных возможностей Марьи Ивановны в рамках 9-часового рабочего дня.
№10
Ответьте на следующие вопросы, используя приведенную ниже кривую производственных возможностей:
1) Если выпуск товаров x и y соответствует точке C, то чему равны издержки упущенной возможности дополнительной единицы товара x?
2) Если производство товаров x и y последовательно проходит этапы, соответствующие точкам A, B, C, D, E, F, то чему будут равны издержки упущенной возможности выпуска очередных единиц товара x?
3) Состояние выпуска товаров описывается точкой D. Если трудовые ресурсы будут использоваться не в полной мере, т.е. возникнет безработица, то этому случаю будет соответствовать точка:
а) C; б) E; в) L; г) K.
4) Как изменится вид кривой производственных возможностей, если в производстве товара x и товара y произойдут серьезные технологические сдвиги?
5) Приведет ли к сдвигу кривой производственных возможностей снижение уровня безработицы?
6) Первоначально состояние производства соответствует точке D. Если в стране произойдет экономический рост, то какая точка будет определять состояние выпуска товаров x и y?
а) N, б) L, в) M, г) нет однозначного ответа.
7)Может ли кривая производственных возможностей представлять собой прямую линию?