Моделирование из полосок бумаги
Цель урока:учить анализировать конструкции изделий из полосок бумаги; совершенствовать навык разметки полосок с помощью линейки; формировать умение изготавливать изделия сложной формы из полосок бумаги способом плетения.
Методический комментарий.Учитель напоминает учащимся, что в 1-м и 2-м классах они изготавливали изделия из полосок бумаги, демонстрирует несколько объемных и плоскостных работ, аналогичных тем, которые дети выполняли в предыдущие годы обучения. В ряд демонстрируемых изделий следует включить и новые, выполненные плетением. Учащиеся кратко описывают известную им технологию изготовления поделок из полосок бумаги (нарезать полоски, скрутить или сложить из них фигурки, склеить полоски), отмечают изделия, с технологией изготовления которых они не знакомы. Учитель предлагает ребятам пофантазировать и придумать, каким способом можно изготовить такие поделки. Он отмечает, что в 1-м и 2-м классах при выполнении изделий из полосок бумаги учащиеся использовали клей, чтобы соединить полоски между собой, т. е. применяли клеевое соединение. Новый способ соединения полосок бумаги выполняется без клея и называется плетением.
В 3-м классе школьники знакомятся со способом выполнения прямого плетения из полосок бумаги. Следует продемонстрировать им не только бумажные плетенки, но и ткань, плетенки из соломы, ниток и провести параллель между ними. Учитель объясняет, почему такая плетенка называется шахматной. При необходимости следует показать ребятам шахматную доску.
Затем ученики подготавливают необходимые для плетения детали из цветной бумаги. Надо напомнить детям последовательность разметки полосок и акцентировать необходимость точного выполнения разметки и разрезания, так как от этого зависит качество готового изделия. Следует также повторить, что разметка выполняется с изнаночной (нецветной) стороны цветной бумаги. Учащиеся под руководством учителя определяют правила разметки: отсчет сантиметров по линейке (треугольнику) следует начинать от деления с отметкой "О", которое необходимо располагать непосредственно на краю листа бумаги, без отступа; разметку надо выполнять остро заточенным карандашом; необходимо плотно прижимать карандаш к боковой стороне линейки; карандаш следует немного наклонять в сторону движения.
При разметке ученики часто допускают ошибки, связанные с неправильным расположением треугольника на листе бумаги. Следует повторить, что одну сторону треугольника надо совместить с краем листа бумаги.
Можно напомнить детям, что при резании по прямой следует смотреть на концы ножниц, направляя их по размеченной линии. Перед выполнением операции резания дети рассказывают правила безопасности при обращении с ножницами.
Учащиеся размечают лист бумаги на полоски шириной 1 см с помощью треугольника и карандаша (рис. 12).
Приложив треугольник к краю листа и прижав его левой рукой, дети ставят на бумаге метки в виде точек или маленьких черточек на расстоянии 1 см друг от друга. Это же действие повторяют на другом краю листа бумаги. В результате на листе появляются два ряда меток. Затем учащиеся прикладывают линейку к двум первым меткам и проводят линию карандашом. Следует проконтролировать правильное положение карандаша.
Для облегчения выполнения плетенки бумагу одного цвета нарезают на отдельные полоски, а лист другого цвета складывают пополам и разрезают частично, так, чтобы полоски остались соединены. В учебном пособии приведены соответствующие иллюстрации, показывающие процесс разметки и разрезания листа бумаги. Следует особо обратить внимание учащихся на необходимость делать разрезы только до ограничительной линии.
Затем ученики тренируются в выполнении шахматного плетения из полосок бумаги. У них могут возникнуть затруднения при вплетании второй полоски. Надо заострить внимание учащихся на том, что полоски заплетаются чередуясь. Если вплетание первой полоски начиналось сверху (над второй полосой основы), то следующая полоска начинает вплетаться снизу (под второй полосой основы). Первая полоса основы пропускается, чтобы изделие
выглядело аккуратнее. Последовательность выполнения плетения проиллюстрирована в учебном пособии. Данные иллюстрации можно использовать в качестве инструкционной карты.
Учитель демонстрирует учащимся изделия, выполненные с применением различных плетенок из бумаги. Это могут быть закладки, открытки, аппликации, сувенирные корзинки и т. п. Можно предложить учащимся рассмотреть несколько закладок для книг с различными плетенками и подумать, как они изготавливаются, провести аналогии с выполнением шахматного переплетения.
В учебном пособии приведены варианты изделий с применением плетенок из полосок бумаги, а также алгоритмы их выполнения. Учащиеся могут изготовить одно из предложенных изделий или придумать и выполнить свой вариант изделия с плетением из полосок бумаги.