Хранение и раздача жидкого топлива
8.3.1. Виды заправочных пунктов
Склады нефтепродуктов делят на две группы: склады снабженческих организаций (нефтебаз); склады предприятий и автозаправочные станции (АЗС).
Автозаправочные станции предназначены для заправки нефтепродуктами транспортных средств (кроме гусеничных, а также на пневмоходу, у которых отсутствуют искрогасители). На отдельных АЗС организуется продажа масел, запасных частей, принадлежностей к транспортным средствам, прием отработанных масел и мелкой тары из-под нефтепродуктов, а также ТО и мойка машин. Автозаправочные станции делятся на стационарные, контейнерные и передвижные.
Стационарные АЗС включают в себя долговременные, капитальные сооружения повышенной взрывопожароопасности. В состав АЗС (или нефтехозяйства предприятия) входит резервуарный парк, приемочная площадка, маслосклад, операторская, стационарные посты заправки и мобильные заправочные агрегаты.
Контейнерные АЗС главным образом располагаются на предприятиях, на стоянках и местах сосредоточения машин. Контейнерные АЗС имеют обычно ограниченную номенклатуру ТСМ (обычно 1—2 вида топлива и масла) и могут выполняться в виде блок-пункта или контейнера хранения топлива и контейнера управления (операторной). Станция контейнерного типа может обеспечивать заправку машин методом самообслуживания. Для работы с установкой машинистам выдают специальные кодовые ключи или карточки.
Передвижные АЗС (ПАЗС) предназначены для доставки и заправки нефтепродуктами машин на местах их работы и сосредоточения (например, в полевых условиях), на территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров. Передвижные АЗС монтируют на шасси грузовых автомобилей, прицепах и полуприцепах, ПАЗС занимают промежуточное положение между автотопливозаправщиками (АТЗ) и маслозаправщиками.
Автотопливозаправщики могут выполнять следующие операции: производить заправку баков машин; заполнять собственную цистерну из резервуара; перекачивать топливо из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну.
8.3.2 Технологическое оборудование заправочных станций
Состав оборудования АЗС зависит от ее назначения и мощности. Могут применять тарный и резервуарный способы хранения ТСМ. При тарном хранении применяют стальные бочки разного типа вместимостью обычно 50; 100; 200 и 275 л, канистры, фляги. На складах резервуарного хранения обычно используют стальные цилиндрические резервуары горизонтального (цистерны) и вертикального исполнения. Резервуары горизонтального исполнения обычно имеют емкость 5...75 м3, а вертикального - 5...25 м3 до 10 тыс. м3. В особых условиях, например, в полевых парках, могут применяться резинотканевые резервуары.
В зависимости от способа установки резервуары изготавливают для наземного, заглубленного и подземного хранения топлива, оснащая их различным оборудованием.
Каждый подземный резервуар имеет следующие устройства: всасывающее (для подачи нефтепродуктов к заправочным колонкам); сливное (для приема нефтепродуктов из автоцистерн); замерное (для измерения уровня жидкости в резервуаре и взятия проб); дыхательное (для поддержания необходимого давления и разряжения в резервуаре) и другое оборудование. Плавающий топливоприемник устанавливают на приемно-раздаточной трубе резервуара при его зачистке (для хранения дизельного топлива). Резервуары для хранения масел могут иметь дополнительно устройства для разогрева масла.
Топливораздаточные колонки с дистанционным и ручным управлением служат для заправки машин закрытым способом. По типу отпускаемого ТСМ колонки могут быть топливо-, масло- и смесераздаточными.
Топливораздаточные колонки (рис. 8.2) снабжают топливораз-даточными кранами с автоматическим и ручным прекращением выдачи жидкости. Краны имеют вращающиеся присоединения к топливораздаточному рукаву, предотвращающие перекручивание шланга, а также разрывную муфту, предотвращающую повреждение колонки при движении машины с невынутым краном из бака.
Заправочные пункты обеспечиваются также и другим необходимым вспомогательным оборудованием: мотопомпами (для перекачки топлива в незначительных объемах с одновременной фильтрацией и регистрацией объемов); фильтрами; трубопроводами и арматурой (вентили, краны, быстроразъемные муфты, клапаны); переносными и стационарными подогревателями и т. п.
8.3.3. Основные технологические операции и документация
На складах ТСМ выполняют следующие операции: прием н хранение ТСМ; перекачивание жидкости из цистерн в расходные; резервуары; перекачивание жидкости из одного резервуара в другой (для осмотра и ремонта); заправка машин, передвижных мастерских, заправщиков, переливание ТСМ в мелкую тару; сбор и восстановление качества отработанных масел.
При приеме нефтепродуктов измеряют уровень и температуру нефтепродукта, отбирают пробу, проверяют наличие воды (перед сливом нефтепродукта из цистерны, если она не опломбирована). Нефтепродукты сливают из цистерны закрытым способом через сливной фильтр самотеком или под напором. Принятые нефтепродукты хранят в маркированных и калиброванных резервуарах. Масла и смазочные материалы в таре хранятся в специально отведенных местах АЗС на стеллажах.
При заправке ТСМ на АЗС применяют автоматизированную систему учета ТСМ на основе комплекса, в состав которого входят:
контрольно-кассовый аппарат (с принтером, электронным журналом для хранения информации, устройством приема платежных карт);
система автоматического замера уровня топлива в резервуарах;
пульт дистанционного управления колонками;
персональный компьютер для управления процессом отпуска и учета ТСМ, ведения документации заправочного пункта.
На каждой АЗС имеется следующая документация:
паспорт АЗС с технологической и электрической схемой;
формуляры и техническое описание на топливо- и маслораздаточные колонки;
паспорта и градуировочные таблицы на резервуары;
журнал учета поступивших нефтепродуктов;
инструкции по мерам безопасности, пожарной безопасности, сбору отработанных нефтепродуктов и др.