Хранение твердого и жидкого топлива

Топливное хозяйство промышленных котельных установок состоит из устройств и сооружений для разгрузки, хранения, складирования и подачи топлива к котельным агрегатам. Снаб­жение предприятий твердым и жидким топливом осуществля­ется железнодорожным, водным или автомобильным транспор­том. На предприятии обычно устраивается расходный склад твердого топлива. Размеры расходного склада зависят от мест добычи топлива и наличия собственного резервного склада. На

резервном складе, как правило, необходим не менее чем двух­недельный запас топлива помимо специальных запасов, уста­навливаемых особыми инструкциями. Если резервный склад удален от предприятия, устраивают расходный «клад с запа­сом не менее трехсуточного. Основную часть топлива, посту­пающего на предприятие, рационально направлять в бункера котлов, постоянно возобновляя запас топлива ига расходном складе.

При эксплуатации складов серьезное внимание должно быть обращено на хранение топлива. При хранении на складе топ­ливо увлажняется, выветривается, смешивается с грунтом, за­грязняется, что снижает его теплоту сгорания. Топливо с боль­шим выходом летучих при проникновении в него воздуха и влаги способно самовозгораться, что может привести к пожару и потере значительных количеств топлива. Во избежание са­мовозгорания топлива хранение его производят в штабелях. При этом все угли с большим выходом летучих и сланцы при штабелевании уплотняют путем укатки. Если хранение угля будет продолжаться более двух месяцев, следует производить послойную укатку при штабелевании. При хранение от 16 дней до двух месяцев производят укатку только поверхности шта­белей.

При эксплуатации необходимо контролировать состояние штабелей путем внешнего осмотра и измерения Температуры в штабелях. Признаками самовозгорания являются: повыше­ние температуры, наличие пятен на увлажненной поверхности штабеля. Если появились признаки самовозгорания топлива, то необходимо в первую очередь начать подачу топлива из этого штабеля в бункера котлов, но без очагов огня во избежание пожара в котельном цехе. Не следует заливать очаги горения в штабеле водой, так как это интенсифицирует процесс само­возгорания. Для ликвидации очагов горения штабель вскры­вают, переносят очаги горения на специальную площадку и на ней заливают водой. Запасы топлива на резервных складах необходимо все время обновлять, расходуя в первую оче­редь штабеля, в которых температура поднялась до 40— 60 °С.

В зависимости от размеров топливных складов для выпол­нения погрузочно-разгрузочных работ применяют различные механизмы: грейферные краны, автопогрузчики, передвижные ленточные транспортеры и т. д.

Жидкое топливо в промышленных котельных установках может использоваться как основное, резервное и аварийное. Мазутное хозяйство промышленного предприятия обеспечивает прием и слив мазута из железнодорожных и автомобильных цистерн, хранение и обработку мазута и подачу его к форсун­кам. Слив мазута из цистерн должен быть произведен в корот­кие сроки, например, из автоцистерн при механизированном сливе за 1 ч, при немеханизированном сливе за 2 ч.

Для слива мазута его приходится разогревать специаль­ными переносными подогревателями или острым паром. Чаще всего разогрев мазута на сливе производят острым паром, так как это наиболее простой способ, . обеспечивающий быстрое опорожнение цистерн. В то же время происходит обводнение мазута, достигающее 6—10%. Разогрев острым паром произ­водят, подавая его по трубам с отверстиями на конце: по од­ной прямой трубе (штанга) и двум боковым изогнутым. Такой подогреватель опускают в цистерну почти до соприкосновения с ее нижней образующей. Штанги соединяют с паропроводом шлангами через крестовину, что позволяет регулировать по­дачу пара в каждый шланг. Для разогрева применяют сухой насыщенный или немного перегретый пар с давлением не выше 0,6—0,8 МПа. Перед пуском пара в цистерну следует хорошо продуть паропровод, а затем постепенно подавать пар в штанги, не допуская выброса мазута через верхний люк цистерны. Во избежание перелива мазута через верхний люк цистерны часть мазута можно спустить через сливной прибор. Полный выпуск недостаточно прогретого мазута не рекомендуется, так как это затруднит размыв мазута в углах цистерны.

Хранение мазута производят в специальных резервуарах, которые могут быть наземными, полуподземными и подзем­ными. Резервуары для хранения мазута выполняют железобе­тонными или стальными. Распространены стальные вертикаль­ные резервуары с конусной кровлей. В настоящее время в со­ответствии со СНиПП-35—76 при проектировании мазутного хозяйства рекомендуется устанавливать железобетонные резер­вуары (подземные и наземные). Применение стальных резер­вуаров допускается только с разрешения Госстроя СССР. Для хранения основного и резервного топлива следует устанав­ливать не менее двух резервуаров, а для хранения аварийного топлива допускается установка одного резервуара.

В состав мазутного хозяйства входят также резервуары для жидких присадок. Для слива и хранения жидких присадок ус­танавливается не менее двух резервуаров общей емкостью не менее 0,5 % емкости резервуаров для хранения мазута. При хранении мазута в подземных резервуарах промежуточная ем­кость не устанавливается и слив мазута из цистерн произво­дится непосредственно в резервуары.

Эксплуатация резервуаров заключается в. систематическом наблюдении за всеми узлами и своевременной ликвидации об­наруженных неисправностей. При эксплуатации резервуаров и их оборудования необходимо:

а) проверить плотность всех соединений (фланцев, сальник
ков арматуры, мест Примыкания арматуры к корпусу резер­вуара) ;

б) следить за состоянием окраски;

в) следить за осадкой резервуара, принимая немедленные
меры в случае неравномерной осадки;

г) поддерживать чистоту на территории установки резер­вуаров, очищая ее в зимнее время от снега;

д) наполнение и опорожнение резервуаров производить по­
степенно;

е) не допускать вибрации трубопроводов, соединенных с ре­зервуаром;

ж) перед пуском пара в подогреватели, установленные
в резервуаре, производить их дренаж во избежание гидравли­ческих ударов;

з) систематически контролировать качество конденсата по­догревателей, установленных в резервуаре, чтобы своевре­менно выявить неплотность в подогревателях;

и) при переходе на новый резервуар сначала полностью открыть задвижку, установленную на трубопроводе от резер­вуара к насосу, и только после этого отключить действующий резервуар;

к) при наполнении или опорожнении резервуара произво­дить измерение уровня топлива в нем не реже чем через два часа; при подходе к верхнему уровню снизить подачу мазута до минимальной, установив непрерывный контроль во избежа­ние переполнения резервуара.

При эксплуатации резервуаров необходимо периодически производить их очистку от осадков, которые образуются при хранении мазута. Очистка резервуаров чаще всего произво­дится вручную. Однако такая очистка очень трудоемка и опасна. В последнее время начал применяться механизирован­ный способ очистки с применением препаратов МЛ. Моющие препараты значительно облегчают труд и позволяют обойтись без предварительной пропарки очищаемого резервуара.

Ремонт резервуаров бывает осмотровой, текущий и капи­тальный. Осмотровой ремонт производится без опорожнения резервуара не реже двух раз в год. Он заключается в проверке состояния корпуса, кровли и находящегося снаружи оборудо­вания и в ликвидации выявленных дефектов.

Текущий ремонт производится не реже одного раза в 2 года и заключается в очистке внутренней поверхности, ремонте кор­пуса и днища, замене или ремонте оборудования, испытании на прочность и плотность отдельных узлов, окраске резер­вуара. Капитальный ремонт производится по мере необходи­мости в зависимости от состояния резервуара по данным ос-мотрового и текущего ремонтов.

Наши рекомендации