Практическое занятие 7. Анализ объемов производства и продаж продукции
Задание на лабораторную работу.
Используя исходные данные варианта, выданного преподавателем, провести:
· анализ выполнения производственной программы по ассортименту;
· анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов;
· анализ выполнения договорных обязательств.
Порядок выполнения работы:
1. Работа выполняется в MS Excel.
2. Внести в таблицы заданий 7.1-7.4 исходные данные своего варианта (см. Приложение 3). Номер варианта соответствует номеру в списке группы.
3. Заполнить оставшиеся графы таблиц расчетными данными.
4. Подготовить вопросы к защите лабораторной работы.
Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства продукции влияет на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, рентабельность, объем товарной продукции в стоимостном видении. Объем товарной и реализованной продукции может возрастать без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.
Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения влияния на экономические показатели используется несколько методов:
1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:
DВП(D) = Q1(∑D1i * p0i - ∑D0i * p0i)
или
DВП(D) = Q1(∑Q1 * D1i - ∑ Q1* D0i)
где ВП — выпуск продукции в стоимостном выражении; Q — выпуск продукции в натуральном выражении; D — удельный вес изделия i-ro наименования; р — цена за единицу.
2. Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выл нения плана:
DВП(D) = ∑Q1i * p0i - ∑ Q0i * p0i * ВПЛ,
где ВПЛ — процент выполнения плана.
3. Метод средних цен:
DВП(D) = [∑(D1i - D0i ) * p0i ] * Q1
Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
1 . Объем реализованной продукции (балансовая взаимозависимость показателей движения готовой продукции):
Np = N ЗАП.1 + Nв – N ЗАП.11
где Np — объем реализованной продукции; N ЗАП.1, N ЗАП.11 – запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; Nв — объем выпуска продукции.
2. Выполнение договорных обязательство по поставкам продукции (в процентах):
Кп = (N0 - Nн) / N0 * 100%
где Кп — искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %; N0 — плановый объем продукции для заключения договоров, тыс. руб.; Nн — недопоставка продукции по договорам, тыс. руб.
Анализ прироста объема, выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резервов)
1. Приращение продукции в результате создания дополнительных рабочих мест:
DВП (РМ) =DМ * В0 ,
где DМ — дополнительные рабочие места; Во — среднегодовая выработка рабочего, тыс. руб.
2. Приращение объема продукции от ввода нового оборудования:
DВП (ОФ) =∑Тji * вji,
где n — количество единиц вновь вводимого оборудования; Тji — полезное время работы каждого вида, оборудования, машино-час; вji - выработка продукции за 1 машиночас каждого вида оборудования, руб.
3. Приращение продукции от ликвидации потерь рабочего времени:
DВП (Тпот) =Тпот * в,
где Тпот — количество потерянных часов рабочего времени; в — среднечасовая выработка.
4. Приращение продукции от ликвидации потери времени работы оборудования рассчитывается аналогично п. 3.
5. Приращение продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда:
DВП (НТП) =∑Т1i * В1i - ∑Т0i * B0i,
где T1i — время работы в отчетном периоде i-го вида оборудования; Во, B1 — выработка продукции до и после внедрения новых технологий.
6. Приращение выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда (по трудовым ресурсам):
DВП (Вч) =DВч * Т1у,
где DВч – прирост среднечасовой выработки в результате улучшения организации производства и труда; Т1у — количество часов, отработанное всеми рабочими.
7. Приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий:
DВП (М) =∑ (Н1i - Ноi) * ро * Q1,
где H1, Но — нормы расхода сырья и материалов соответственно до внедрения i-го мероприятия по плану с учетом предполагаемого внедрения этого мероприятия; ро — плановая цена единицы сырья и материалов; Q1 — планируемый выпуск продукции.
По каждому направлению и блоку анализа проводится комплекс расчетов, результаты которых объединяются в таблице. Проведенный анализ позволяет оценить возможность организации по увеличению выпуска продукции, а также выявить диспропорции в использовании ресурсов, которые приводят к снижению финансовых результатов.
Вопросы к защите лабораторной работы:
1. Факторы, влияющие на изменение затрат на оплату труда в составе себестоимости продукции
2. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производства и продаж
3. Анализ объема и структуры готовой продукции
4. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы
5. Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
6. Анализ технического уровня и качества продукции
7. Анализ резервов роста объема производства
8. Анализ прироста объема, выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резервов)
9. Оценка и прогнозирование объема (выручки) продаж
Задание 7.1. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту
Выполнение плана по ассортименту
Изделие | Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. | Удельный вес выпуска, % | Выполнение плана, % | Отклонение удельного веса, +/- | Засчитывается в выполнение плана | ||
план | факт | план | факт | ||||
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Итого |
Оценка выполнения плана по ассортименту
Способ оценки | Расчет | Значение |
Наименьший процент | ||
Средний процент | ||
Удельный вес изделия по которому план выполнен |
7.2. Задание: анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы
Изделие | Плановая цена, руб. | Выпуск продукции, шт. | Удельный вес продукции, % | Изменение удельного веса, +/- | Процент выполнения плана | ||
план | факт | план | факт | ||||
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Итого |
Результаты расчетов
Метод | Расчет | Значение |
Метод прямого счета | ||
Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана | ||
Метод средних цен |
7.3. Задание: анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
Анализ факторов изменения объема реализации (тыс. руб.)
Показатель | План | Факт | Влияние факторов объем реализации |
1. Остаток готовой продукции на начало года | |||
2. Выпуск товарной продукции | |||
3. Остаток готовой продукции на конец года | |||
4. Отгрузка продукции (стр.1 + стр,2 _ стр.3) | |||
5. Остаток товаров отгруженных: а) на начало года б) на конец года | |||
6. Прочие поступления (списания), кроме выпуска продукции | +2,2 | ||
7. Реализация продукции за год (стр.4 + стр.5а - стр.5б ± стр.6) |
Задание: Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, тыс.руб.
Отчетный период | Производство продукции для заключения договоров по плану | Недопоставлено продукции по договорным обязательствам | Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, % | |||
за отчетный месяц | за период с начала года | за отчетный месяц | за период с начала года | за отчетный месяц | за период с начала года | |
Январь | — | — | ||||
Февраль | — | — | ||||
Март | — | — | ||||
Апрель | — | — | ||||
кай | — | — | ||||
Июнь | — | — | ||||
Июль | ' — | — | ||||
Август | — | — | ||||
Сентябрь | — | — | ||||
Октябрь | ||||||
Ноябрь | ||||||
Декабрь | 3,5 | 9,5 |
Практическое занятие 8. Анализ и управление расходами на производство и продажу продукции
Задание на лабораторную работу.
Используя исходные данные варианта, выданного преподавателем, провести:
· Факторный анализ отклонений фактической себестоимости от нормативной.
Порядок выполнения работы:
1. Работа выполняется в MS Excel.
2. Внести в таблицы задания 8.1 исходные данные своего варианта (см. Приложение 3). Номер варианта соответствует номеру в списке группы.
1. Заполнить оставшиеся графы таблиц расчетными данными.
2. Подготовить вопросы к защите лабораторной работы.
Анализ себестоимости продукции
Себестоимость продукции — обобщающий показатель производственной, деятельности организации, который зависит от объема выпуска продукции, потребляемых ресурсов и эффективности их использования. Эффективность использования отдельных видов ресурсов измеряется показателями материалоотдачи, фондоотдачи, производительности труда (выработки) и другими относительными показателями. Эффективность использования ресурсов в совокупности можно оценить с помощью показателя себестоимости единицы, продукции или расходов на один рубль производимой продукции.
Объектом учета и анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдельных изделий, узлов и деталей, отдельных технологических процессов и операций. Для организаций с массовым характером производства и узкой номенклатурой выпускаемых изделий объектом учета может быть, деталь. В этом случае целесообразно проводить анализ себестоимости единицы продукции по видам изделий. При серийном производстве возрастает номенклатура, и невозможным становится подетальный учет и анализ затрат, поэтому изучаются затраты на типовое изделие или узел (на планово-учетную единицу). При единичном производстве объектом учета и анализа становится заказ.
Одно из направлений анализа себестоимости — анализ себестоимости единицы продукции или расходов на один рубль товарной продукции.
Независимо от типа и условий производства, себестоимость товарной продукции можно представить как сумму произведений себестоимости единицы продукции по каждому наименованию выпускаемой продукции и количества изделий, а объем товарной продукции — как произведение количества продукции по каждому изделию на соответствующие цены. Себестоимость 1 руб. товарной продукции определяется по формуле:
Ус = ∑ qi * сi / ∑qi * рi ,
где Ус - себестоимость 1 руб. товарной продукции (уровень затрат);
qi - объем выпуска изделий в натуральных показателях i-го наименования;
сi - расходы или себестоимость одного изделия (единицы продукции);
рi - цена одного изделия;
n - количество наименований изделий в номенклатуре.
В свою очередь объем выпуска продукции в натуральных показателях может быть представлен как произведение общего объема выпуска по сопоставимому перечню изделий (Qобщ) на удельный вес соответствующего изделия в общем объеме выпуска (Di,):
qi = Qобщ * Di.
Тогда расчет себестоимости 1 руб. товарной продукции (Ус) имеет вид:
Ус = ∑ Qобщ * Di * сi / ∑ Qобщ * Di * рi = ∑ Di * сi / ∑ Di * рi.
В свою очередь, на себестоимость изделий каждого наименования влияет удельная величина затрат каждого вида. Условно эту зависимость можно представить:
сi = ∑ zj * pj
pj — величина затрат, ресурсов;
zj — цена за единицу ресурса j-го вида.
.