Практическое занятие 7. Анализ объемов производства и продаж продукции

Задание на лабораторную работу.

Используя исходные данные варианта, выданного преподавателем, провести:

· анализ выполнения производственной программы по ассортименту;

· анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов;

· анализ выполнения договорных обязательств.

Порядок выполнения работы:

1. Работа выполняется в MS Excel.

2. Внести в таблицы заданий 7.1-7.4 исходные данные своего варианта (см. Приложение 3). Номер варианта соответствует номеру в списке группы.

3. Заполнить оставшиеся графы таблиц расчетными данными.

4. Подготовить вопросы к защите лабораторной работы.

Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определен­ных планом. Изменение структуры производства продукции влияет на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, рентабельность, объем товарной продукции в стоимостном ви­дении. Объем товарной и реализованной продукции может возрастать без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.

Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения влияния на экономические показатели используется несколько методов:

1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:

DВП(D) = Q1(∑D1i * p0i - ∑D0i * p0i)

или

DВП(D) = Q1(∑Q1 * D1i - ∑ Q1* D0i)

где ВП — выпуск продукции в стоимостном выражении; Q — выпуск продукции в натуральном выражении; D — удельный вес изделия i-ro наименования; р — цена за единицу.

2. Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выл нения плана:

DВП(D) = ∑Q1i * p0i - ∑ Q0i * p0i * ВПЛ,

где ВПЛ — процент выполнения плана.

3. Метод средних цен:

DВП(D) = [∑(D1i - D0i ) * p0i ] * Q1

Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции

1 . Объем реализованной продукции (балансовая взаимозависимость показателей движения готовой продукции):

Np = N ЗАП.1 + Nв – N ЗАП.11

где Np — объем реализованной продукции; N ЗАП.1, N ЗАП.11 – запасы го­товой продукции на начало и конец периода соответственно; Nв — объем выпуска продукции.

2. Выполнение договорных обязательство по поставкам продукции (в процентах):

Кп = (N0 - Nн) / N0 * 100%

где Кп — искомый процент выполнения плана договорных обяза­тельств, %; N0 — плановый объем продукции для заключения догово­ров, тыс. руб.; Nн — недопоставка продукции по договорам, тыс. руб.

Анализ прироста объема, выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резервов)

1. Приращение продукции в результате создания дополнительных рабочих мест:

DВП (РМ) =DМ * В0 ,

где DМ — дополнительные рабочие места; Во — среднегодовая выработка рабочего, тыс. руб.

2. Приращение объема продукции от ввода нового оборудования:

DВП (ОФ) =∑Тji * вji,

где n — количество единиц вновь вводимого оборудования; Тji — полезное время работы каждого вида, оборудования, машино-час; вji - выработка продукции за 1 машиночас каждого вида оборудования, руб.

3. Приращение продукции от ликвидации потерь рабочего вре­мени:

DВП (Тпот) =Тпот * в,

где Тпот — количество потерянных часов рабочего времени; в — сред­нечасовая выработка.

4. Приращение продукции от ликвидации потери времени рабо­ты оборудования рассчитывается аналогично п. 3.

5. Приращение продукции от внедрения мероприятий по со­вершенствованию технологии и организации производства и труда:

DВП (НТП) =∑Т1i * В1i - ∑Т0i * B0i,

где T1i — время работы в отчетном периоде i-го вида оборудования; Во, B1 — выработка продукции до и после внедрения новых технологий.

6. Приращение выпуска продукции в результате улучшения ор­ганизации производства и труда (по трудовым ресурсам):

DВП (Вч) =DВч * Т,

где DВч – прирост среднечасовой выработки в результате улучшения организации производства и труда; Т — количество часов, отрабо­танное всеми рабочими.

7. Приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий:

DВП (М) =∑ (Н1i - Ноi) * ро * Q1,

где H1, Но — нормы расхода сырья и материалов соответственно до внедрения i-го мероприятия по плану с учетом предполагаемого внедрения этого мероприятия; ро — плановая цена единицы сырья и материалов; Q1 — планируемый выпуск продукции.

По каждому направлению и блоку анализа проводится комплекс расчетов, результаты которых объединяются в таблице. Проведенный анализ позволяет оце­нить возможность организации по увеличению выпуска продукции, а также выявить диспропорции в использовании ресурсов, которые при­водят к снижению финансовых результатов.

Вопросы к защите лабораторной работы:

1. Факторы, влияющие на изменение затрат на оплату труда в составе себестоимости продукции

2. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производства и продаж

3. Анализ объема и структуры готовой продукции

4. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы

5. Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции

6. Анализ технического уровня и качества продукции

7. Анализ резервов роста объема производства

8. Анализ прироста объема, выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резервов)

9. Оценка и прогнозирование объема (выручки) продаж

Задание 7.1. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту

Выполнение плана по ассортименту

Изделие Объем выпуска продукции в сопоставимых це­нах, тыс. руб. Удельный вес выпуска, % Выполнение плана, % Отклонение удельного веса, +/- Засчитывается в выполнение плана
  план факт план факт      
А              
Б              
В              
Итого              

Оценка выполнения плана по ассортименту

Способ оценки Расчет Значение
Наименьший процент    
Средний процент    
Удельный вес изделия по которому план выполнен    

7.2. Задание: анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы

Изде­лие Плановая цена, руб. Выпуск про­дукции, шт. Удельный вес продукции, % Изменение удельного ве­са, +/- Процент выполнения плана
план факт план факт
А              
Б              
В              
Итого              

Результаты расчетов

Метод Расчет Значение
Метод прямого счета    
Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана    
Метод средних цен    

7.3. Задание: анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции

Анализ факторов изменения объема реализации (тыс. руб.)

Показатель План Факт Влияние факторов объем реализации
1. Остаток готовой продукции на начало года      
2. Выпуск товарной продукции      
3. Остаток готовой продукции на конец года      
4. Отгрузка продукции (стр.1 + стр,2 _ стр.3)      
5. Остаток товаров отгруженных: а) на начало года б) на конец года      
6. Прочие поступления (списа­ния), кроме выпуска продукции   +2,2  
7. Реализация продукции за год (стр.4 + стр.5а - стр.5б ± стр.6)      

Задание: Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, тыс.руб.

Отчет­ный период Производство про­дукции для заклю­чения договоров по плану Недопоставлено про­дукции по договорным обязательствам Выполнение дого­ворных обяза­тельств по постав­кам продукции, %
за от­четный месяц за период с начала года за от­четный месяц за период с начала года за от­четный месяц за период с начала года
Январь    
Февраль    
Март    
Апрель    
кай    
Июнь    
Июль ' —    
Август    
Сен­тябрь    
Октябрь    
Ноябрь    
Декабрь 3,5 9,5    

Практическое занятие 8. Анализ и управление расходами на производство и продажу продукции

Задание на лабораторную работу.

Используя исходные данные варианта, выданного преподавателем, провести:

· Факторный анализ отклонений фактической себестоимости от нормативной.

Порядок выполнения работы:

1. Работа выполняется в MS Excel.

2. Внести в таблицы задания 8.1 исходные данные своего варианта (см. Приложение 3). Номер варианта соответствует номеру в списке группы.

1. Заполнить оставшиеся графы таблиц расчетными данными.

2. Подготовить вопросы к защите лабораторной работы.

Анализ себестоимости продукции

Себестоимость продукции — обобщающий показатель произ­водственной, деятельности организации, который зависит от объе­ма выпуска продукции, потребляемых ресурсов и эффективности их использования. Эффективность использования отдельных ви­дов ресурсов измеряется показателями материалоотдачи, фондоот­дачи, производительности труда (выработки) и другими относи­тельными показателями. Эффективность использования ресурсов в совокупности можно оценить с помощью показателя себестои­мости единицы, продукции или расходов на один рубль произво­димой продукции.

Объектом учета и анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдель­ных изделий, узлов и деталей, отдельных технологических процессов и операций. Для организаций с массовым характером производства и узкой номенклатурой выпускаемых изделий объектом учета может быть, деталь. В этом случае целесообразно проводить анализ себестоимо­сти единицы продукции по видам изделий. При серийном произ­водстве возрастает номенклатура, и невозможным становится поде­тальный учет и анализ затрат, поэтому изучаются затраты на типо­вое изделие или узел (на планово-учетную единицу). При единич­ном производстве объектом учета и анализа становится заказ.

Одно из направлений анализа себестоимости — анализ себе­стоимости единицы продукции или расходов на один рубль товар­ной продукции.

Независимо от типа и условий производства, себестоимость то­варной продукции можно представить как сумму произведений се­бестоимости единицы продукции по каждому наименованию вы­пускаемой продукции и количества изделий, а объем товарной про­дукции — как произведение количества продукции по каждому из­делию на соответствующие цены. Себестоимость 1 руб. товарной продукции определяется по формуле:

Ус = ∑ qi * сi / ∑qi * рi ,

где Ус - себестоимость 1 руб. товарной продукции (уровень затрат);

qi - объем выпуска изделий в натуральных показателях i-го наименования;

сi - расходы или себестоимость одного изделия (единицы продукции);

рi - цена одного изделия;

n - количество наименований изделий в номенклатуре.

В свою очередь объем выпуска продукции в натуральных показателях может быть представлен как произведение общего объема выпуска по сопоставимому перечню изделий (Qобщ) на удельный вес соответствующего изделия в общем объеме выпуска (Di,):

qi = Qобщ * Di.

Тогда расчет себестоимости 1 руб. товарной продукции (Ус) имеет вид:

Ус = ∑ Qобщ * Di * сi / ∑ Qобщ * Di * рi = ∑ Di * сi / ∑ Di * рi­.

В свою очередь, на себестоимость изделий каждого наименования влияет удельная величина затрат каждого вида. Условно эту зависимость можно представить:

сi = ∑ zj * pj

pj — величина затрат, ресурсов;

zj — цена за единицу ресурса j-го вида.

.


Наши рекомендации