Подготовка элементов к монтажу

К монтажным работам относят: 1) транспортирование кон­струкций от завода-изготовителя до приобъектного склада метал­ла; 2) подготовку элементов на складе и их подачу к месту монтажа; 3), собственно монтаж — сборка пролетных строений и установка их в пролет. Если пролетные строения доставляют с завода в целом виде (цельноперевозимые пролетные строения), то монтаж сводит­ся к установке в пролет. При сборке конструкций в проектном по­ложении в пролете операция установки исключается. Необходи­мость в двух этих операциях, т. е. в сборке и установке возникает в случае сборки пролетных строений на берегу (в частности, на на­сыпи подхода).

Пролетные строения собирают на сплошных подмостях, полу- навеспым и навесным способами. Основные способы установки в пролет — это продольная и поперечная передвижка, а также пере­возка па плавучих опорах. В случаях, когда уровень сборки, пере­движки и перевозки пролетных строений отличается от проектного уровня их установки на мосту, возникает необходимость в подъеме конструкций и их опускании. Пролетные строения со сплошными главными балками п ездой поверху обычно собирают на насыпях подходов и устанавливают в пролет продольной надвижкой; зна­чительно реже (и только при больших пролетах) для этих конструк­ций применяют полуиавесной или навесной способ в пролете. Для сквозных пролетных строений, напротив, характерна полунавссная и навеснаи сборка в пролете, в то время как надвижку применяют относительно редко.

Выбор способа монтажа зависит от многих факторов, к ос­новным из которых относятся: система пролетных строений и их размеры, объем и сроки выполнения монтажных работ, наличие тех или иных видов монтажного оборудования, а также местные условия, такие как гидрологический режим реки, геологические и климатические условия в районе перехода, расположение строи­тельной площадки, способ подачи конструкций и др. Заметное влияние на технологию монтажных работ оказывают вид и техно­логия устройства монтажных соединений элементов конструкций.

Все эти факторы учитывают при разработке вариантов монта­жа и их технико-экономического обоснования для выбора оптималь­ного решения. Все эти факторы учитывают при разработке вариантов монта­жа и их технико-экономического обоснования для выбора оптималь­ного решения.

Поступающие на строительную площадку конструкции разме­щают на складах, где выполняют ряд технологических опе­раций, предшествующих монтажу: 1) элементы принимают, про­веряя соответствие их марок и числа заводским спецификациям; 2) выявляют и выправляют деформации, возникающие при пере­возке и погрузочно-разгрузочных работах; на видных местах нано­сят на элементы дополнительную марку, облегчающую проведение последующих монтажных операций; 4) очищают элементы от ржав­чины и загрязнений; 5) производят их укрупнительную сборку.

Выявленные деформации в зависимости от их размера правят холодном или горячим способом (см. п. 24.3). Для правки приме­няют винтовые или гидравлические домкраты в сочетании с прис­пособлениями в виде скоб, хомутов и струбцин. Отклонения разме­ров элементов после правки не должны превышать допускаемых, установленных Строительными нормами и правилами.

В результате очистки элементов должно быть обеспечено соот­ветствие состояния их поверхностей в зоне монтажных соединений правилам устройства соединений, а в остальных местах — прави­лам окраски. Под окраску подготавливают элементы, очищая заг­рунтованные на заводе поверхности от случайных загрязнений с помощью проволочных щеток.

Цель выполняемой на складе металла укрупнительной сборки конструкций — уменьшение объемов монтажных работ в пролетах моста. Схему укрупнительной сборки назначают в соответствии с типом пролетных строений, видом монтажных соединений и схемой членения конструкций на заводские отправочные марки, а также с типами и параметрами монтажного оборудования. Укрупненные элементы называют монтажными марками.

Так, отправочные марки стальных коробчатых пролетных строе­ний ортотропной конструкции включают обычно двутавровые глав­ные балки, элементы ортотропного настила проезжей части и эле­менты нижних плит. В данном случае возможны две принципиаль­но различные схемы укрупнения. По первой схеме, применяе­мой при последующем поэлементном монтаже пролетных строений монтажными кранами, укрупнение состоит в сборке и соединении элементов главных балок с увеличением их длины и веса, а также в сборке и соединении элементов настилов и плит. Длину и массу элементов назначают с учетом грузоподъемности кранов. По второй схеме, применяемой при последующей перевозке секций пролетных строений в пролеты моста на плавучих опорах или с помощью пла­вучих кранов, укрупнение состоит в сборке и соединении отправоч­ных марок в коробчатые элементы значительной длины, измеряе­мой десятками метров, и массы, измеряемой сотнями тонн.

Находят применение комбинированные решения по монтажным соединениям. Так, при укрупнительной сборке элементы можно сое­динять на сварке, а затем при монтаже применять технологически более простые соединения па высокопрочных болтах.

В случае пролетных строений со сквозными главными фермами укрупнительная сборка состоит в присоединении к поясам ферм фа- сонок и стыковых накладок, соединении балок проезжей части в блоки с устройством связей и пр. Назначая схемы укрупнительной сборки, имеют в виду принятую последовательность сборки пролет­ного строения с таким расчетом, чтобы устанавливаемый элемент можно было завести свободным концом между фасонками, закреп­ленными к элементу, установленному ранее (рис. 26.1). При этом монтажные соединения элементов устраивают частично на складе металла и частично — при сборке пролетного строения. В резуль­тате укрупнительной сборки упрощается технология взаимною сое­динения устанавливаемых элементов, так как сложные работы по устройству монтажных соединений выполняются частично в более благоприятных условиях на складе металла. Повышается также производительность транспортных средств и монтажных кранов вследствие уменьшения числа подач элементов и их подъемов.

Завершающая операция на складе — обстройка элемен­тов рабочими подмостями и страховочными приспособлениями, облегчающими работу монтажников и обеспечивающими ее безо­пасность. Для обслуживания складов металла применяют стрело­вые полноповоротные (пневмо- колесные, гусеничные, железно­дорожные) или козловые к р а - н ы. Большие объемы монтажных работ оправдывают повышенные расходы на сборку козловых кра­нов и устройство для них под­крановых путей.

Конструкции складируют по принципу совместного хранения одноименных элементов. Если склад обслуживается полнопо­воротным краном, то более тя-

желые элементы укладывают ближе к подкрановым путям, сообразуясь с грузоподъемностью крана (рис. 26.2). При применении козлового крана это ограничение исключается, поэтому он представляет собой более удобное оборудование.

Работу на складе нужно организовывать так, чгобы умень­шить число подъемно-транспортных операций. Этому соответствует схема склада, при которой очистку и укрупнительную сборку эле­ментов выполняют в местах их хранения (рис. 26.3, а). Такая схе­ма требует свободного размещения элементов с оставлением между

ними достаточных (не менее 1 м) проходов, укладки элементов в один ярус и сравнительно высоких (не менее 0,7—0,8 м) стеллажей для возможности обработки элементов снизу. Установку для песко­струйной очистки элементов оборудуют в виде передвижного поста на трейлере или железнодорожной платформе. Поскольку при сво­бодном размещении элементов увеличиваются размеры склада, об­работку металла в местах хранения применяют в тех случаях, ког­да склад имеет достаточно свободной площади.

Если склад расположен в стесненных условиях (рис. 26.3, б), применяют схему с последовательной подачей элементов от мест хранения на площадку очистки, а оттуда — к месту укрупнитель­ной сборки. Элементы могут быть уложены в два-три яруса с более узкими проходами и низкими (0,25—0,3 м) стеллажами, обеспечи­вающими возможность заводки стропов для подъема. Для песко­струйной очистки применяют стационарные установки. Число подъ­емно-транспортных операций при устройстве склада по такой стес­ненной схеме возрастает, но площадь склада уменьшается.

Наиболее благоприятно расположение склада, при котором путь подачи элементов со склада металла к монтажному крану проходит непрерывной располагается примерно водном уровне (рис. 26.4,а). Такое расположение возможно при готовых подходах к мосту. Если подходы не готовы, склад располагают в низком уровне (рис. 26.4, б), а для подъема элементов в уровень путей подачи металла на пролетном строении применяют кран-перегружатель 1. Необхо­димость в кране-перегружателе возникает и в тех случаях, когда элементы к монтажному крану подают по воде.

Наши рекомендации