Подготовка элементов к монтажу
К монтажным работам относят: 1) транспортирование конструкций от завода-изготовителя до приобъектного склада металла; 2) подготовку элементов на складе и их подачу к месту монтажа; 3), собственно монтаж — сборка пролетных строений и установка их в пролет. Если пролетные строения доставляют с завода в целом виде (цельноперевозимые пролетные строения), то монтаж сводится к установке в пролет. При сборке конструкций в проектном положении в пролете операция установки исключается. Необходимость в двух этих операциях, т. е. в сборке и установке возникает в случае сборки пролетных строений на берегу (в частности, на насыпи подхода).
Пролетные строения собирают на сплошных подмостях, полу- навеспым и навесным способами. Основные способы установки в пролет — это продольная и поперечная передвижка, а также перевозка па плавучих опорах. В случаях, когда уровень сборки, передвижки и перевозки пролетных строений отличается от проектного уровня их установки на мосту, возникает необходимость в подъеме конструкций и их опускании. Пролетные строения со сплошными главными балками п ездой поверху обычно собирают на насыпях подходов и устанавливают в пролет продольной надвижкой; значительно реже (и только при больших пролетах) для этих конструкций применяют полуиавесной или навесной способ в пролете. Для сквозных пролетных строений, напротив, характерна полунавссная и навеснаи сборка в пролете, в то время как надвижку применяют относительно редко.
Выбор способа монтажа зависит от многих факторов, к основным из которых относятся: система пролетных строений и их размеры, объем и сроки выполнения монтажных работ, наличие тех или иных видов монтажного оборудования, а также местные условия, такие как гидрологический режим реки, геологические и климатические условия в районе перехода, расположение строительной площадки, способ подачи конструкций и др. Заметное влияние на технологию монтажных работ оказывают вид и технология устройства монтажных соединений элементов конструкций.
Все эти факторы учитывают при разработке вариантов монтажа и их технико-экономического обоснования для выбора оптимального решения. Все эти факторы учитывают при разработке вариантов монтажа и их технико-экономического обоснования для выбора оптимального решения.
Поступающие на строительную площадку конструкции размещают на складах, где выполняют ряд технологических операций, предшествующих монтажу: 1) элементы принимают, проверяя соответствие их марок и числа заводским спецификациям; 2) выявляют и выправляют деформации, возникающие при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах; на видных местах наносят на элементы дополнительную марку, облегчающую проведение последующих монтажных операций; 4) очищают элементы от ржавчины и загрязнений; 5) производят их укрупнительную сборку.
Выявленные деформации в зависимости от их размера правят холодном или горячим способом (см. п. 24.3). Для правки применяют винтовые или гидравлические домкраты в сочетании с приспособлениями в виде скоб, хомутов и струбцин. Отклонения размеров элементов после правки не должны превышать допускаемых, установленных Строительными нормами и правилами.
В результате очистки элементов должно быть обеспечено соответствие состояния их поверхностей в зоне монтажных соединений правилам устройства соединений, а в остальных местах — правилам окраски. Под окраску подготавливают элементы, очищая загрунтованные на заводе поверхности от случайных загрязнений с помощью проволочных щеток.
Цель выполняемой на складе металла укрупнительной сборки конструкций — уменьшение объемов монтажных работ в пролетах моста. Схему укрупнительной сборки назначают в соответствии с типом пролетных строений, видом монтажных соединений и схемой членения конструкций на заводские отправочные марки, а также с типами и параметрами монтажного оборудования. Укрупненные элементы называют монтажными марками.
Так, отправочные марки стальных коробчатых пролетных строений ортотропной конструкции включают обычно двутавровые главные балки, элементы ортотропного настила проезжей части и элементы нижних плит. В данном случае возможны две принципиально различные схемы укрупнения. По первой схеме, применяемой при последующем поэлементном монтаже пролетных строений монтажными кранами, укрупнение состоит в сборке и соединении элементов главных балок с увеличением их длины и веса, а также в сборке и соединении элементов настилов и плит. Длину и массу элементов назначают с учетом грузоподъемности кранов. По второй схеме, применяемой при последующей перевозке секций пролетных строений в пролеты моста на плавучих опорах или с помощью плавучих кранов, укрупнение состоит в сборке и соединении отправочных марок в коробчатые элементы значительной длины, измеряемой десятками метров, и массы, измеряемой сотнями тонн.
Находят применение комбинированные решения по монтажным соединениям. Так, при укрупнительной сборке элементы можно соединять на сварке, а затем при монтаже применять технологически более простые соединения па высокопрочных болтах.
В случае пролетных строений со сквозными главными фермами укрупнительная сборка состоит в присоединении к поясам ферм фа- сонок и стыковых накладок, соединении балок проезжей части в блоки с устройством связей и пр. Назначая схемы укрупнительной сборки, имеют в виду принятую последовательность сборки пролетного строения с таким расчетом, чтобы устанавливаемый элемент можно было завести свободным концом между фасонками, закрепленными к элементу, установленному ранее (рис. 26.1). При этом монтажные соединения элементов устраивают частично на складе металла и частично — при сборке пролетного строения. В результате укрупнительной сборки упрощается технология взаимною соединения устанавливаемых элементов, так как сложные работы по устройству монтажных соединений выполняются частично в более благоприятных условиях на складе металла. Повышается также производительность транспортных средств и монтажных кранов вследствие уменьшения числа подач элементов и их подъемов.
Завершающая операция на складе — обстройка элементов рабочими подмостями и страховочными приспособлениями, облегчающими работу монтажников и обеспечивающими ее безопасность. Для обслуживания складов металла применяют стреловые полноповоротные (пневмо- колесные, гусеничные, железнодорожные) или козловые к р а - н ы. Большие объемы монтажных работ оправдывают повышенные расходы на сборку козловых кранов и устройство для них подкрановых путей.
Конструкции складируют по принципу совместного хранения одноименных элементов. Если склад обслуживается полноповоротным краном, то более тя-
желые элементы укладывают ближе к подкрановым путям, сообразуясь с грузоподъемностью крана (рис. 26.2). При применении козлового крана это ограничение исключается, поэтому он представляет собой более удобное оборудование.
Работу на складе нужно организовывать так, чгобы уменьшить число подъемно-транспортных операций. Этому соответствует схема склада, при которой очистку и укрупнительную сборку элементов выполняют в местах их хранения (рис. 26.3, а). Такая схема требует свободного размещения элементов с оставлением между
ними достаточных (не менее 1 м) проходов, укладки элементов в один ярус и сравнительно высоких (не менее 0,7—0,8 м) стеллажей для возможности обработки элементов снизу. Установку для пескоструйной очистки элементов оборудуют в виде передвижного поста на трейлере или железнодорожной платформе. Поскольку при свободном размещении элементов увеличиваются размеры склада, обработку металла в местах хранения применяют в тех случаях, когда склад имеет достаточно свободной площади.
Если склад расположен в стесненных условиях (рис. 26.3, б), применяют схему с последовательной подачей элементов от мест хранения на площадку очистки, а оттуда — к месту укрупнительной сборки. Элементы могут быть уложены в два-три яруса с более узкими проходами и низкими (0,25—0,3 м) стеллажами, обеспечивающими возможность заводки стропов для подъема. Для пескоструйной очистки применяют стационарные установки. Число подъемно-транспортных операций при устройстве склада по такой стесненной схеме возрастает, но площадь склада уменьшается.
Наиболее благоприятно расположение склада, при котором путь подачи элементов со склада металла к монтажному крану проходит непрерывной располагается примерно водном уровне (рис. 26.4,а). Такое расположение возможно при готовых подходах к мосту. Если подходы не готовы, склад располагают в низком уровне (рис. 26.4, б), а для подъема элементов в уровень путей подачи металла на пролетном строении применяют кран-перегружатель 1. Необходимость в кране-перегружателе возникает и в тех случаях, когда элементы к монтажному крану подают по воде.