Тепловой метод сборки колесных пар
2.5.3.1 Тепловой метод сборки может быть применяют на колесных парах, у которых предусмотрены каналы для подачи масла под давлением в зону соединения оси со ступицей (маслосъем).
2.5.3.2 Сопрягаемые детали должны соответствовать ремонтной документации на них.
Диаметры, отклонения от профиля продольного и поперечного сечения и шероховатость поверхностей отверстия ступицы и подступичной части оси должны фиксироваться в технологическом (производственном) паспорте на колесную пару.
2.5.3.3 Сопряжение оси с колёсным центром (колесом) производится в приспособлении, обеспечивающем правильное положение колеса на оси. Значение натяга при посадке колеса или колесного центра должно быть в пределах от 0,85∙10–3 до 1,4∙10–3 диаметра сопрягаемых деталей, при посадке зубчатого колеса – от 0,5∙10–3 до 0,7∙10–3 диаметра сопрягаемых деталей.
2.5.3.4 На подступичную часть оси после окончательной механической обработки (накатывания роликом, шлифовки) и дефектоскопирования должно быть нанесено антикоррозионное покрытие.
2.5.3.5 В качестве антикоррозионного покрытия посадочных поверхностей осей применяют олифу натуральную по ГОСТ 7931, термически обработанные растительные масла - подсолнечное по ГОСТ 1129 или льняное по ГОСТ 5791. Допускается использовать другие антикоррозионные покрытия, выдержавшие испытания на устойчивость к фреттинг-коррозии сопрягаемых деталей.
2.5.3.6 Поверхности оси, подлежащие покрытию, предварительно обезжиривают и просушивают.
2.5.3.7 Температура окружающей среды при нанесении покрытия на ось должна быть от 15 до 30 °С.
2.5.3.8 Нанесенное покрытие должно быть высушено в печи с выдержкой от 3,5 до 4 ч при температуре от 130 до 140 °С. Сушка открытым пламенем не допускается.
2.5.3.9 Допускается сушка нанесенного покрытия с использованием тепла колеса (колесного центра) и индукционного нагревателя. Сборку соединения колесо-ось при этом проводят не ранее, чем через 2 ч после нанесения покрытия на ось. В течение времени от 3,5 до 4 ч в зоне соединения колеса с осью необходимо поддерживать температуру от 130 до 140 °С.
2.5.3.10 Процесс сушки нанесенного покрытия проводят с автоматической записью диаграммы контроля температуры сушки. На диаграмме указывают заводской номер оси и дату. Эти данные удостоверяют отметкой службы технического контроля.
2.5.3.11 Допускается в качестве антикоррозионного покрытия использовать лак Ф–40 по ТУ6–06–246.
2.5.3.12 Поверхности осей, подлежащие покрытию, предварительно обезжиривают и просушивают
2.5.3.13 При нанесении покрытия на ось температура окружающей среды должна быть от 15 до 30 °С.
2.5.3.14 Лак Ф-40 наносят на поверхность оси краскораспылителем перед насадкой колеса на ось.
2.5.3.15 Для распыления лака применяют сжатый воздух по ГОСТ 9.010, группа 1.
2.5.3.16 Лак наносят на посадочные поверхности вращающейся в центрах оси при следующих условиях:
- давление воздуха в распылителе - от 3×105 до 4×105 Па;
- диаметр сопла распылителя - 1,8 мм;
- условная вязкость лака Ф-40 - время непрерывного истечения от 12 до 15 c по В3-4 ГОСТ 8420;
- число оборотов оси в центрах токарного станка - 100 об/мин, подача - от 10 до 12 мм/об;
- расстояние от сопла распылителя до покрываемой поверхности - от 200 до 350 мм;
- хлопья лака, образующиеся при его нанесении, не должны попадать на посадочную поверхность;
- число проходов распылителя - от 8 до 10.
2.5.3.17 Лак Ф-40 подвергают отвердению при температуре от 160 до 180 °С и выдержке от 1,0 до 1,5 ч при этой температуре. Отвердение лака открытым пламенем не допускается.
2.5.3.18 Допускается отвердение лака с использованием тепла колеса (колесного центра) и индукционного нагревателя. Сборку соединения колесо-ось при этом проводят не ранее, чем через 2 ч после нанесения лака на ось. В течение времени от от 1,0 до 1,5 ч в зоне соединения колеса с осью необходимо поддерживать температуру от 160 до 180 °С.
2.5.3.19 Процесс отвердения лака проводят с автоматической записью диаграммы контроля температуры отвердения. На диаграмме указывают заводской номер оси и дату сборки соединения.
2.5.3.20 После отвердения лака образовавшееся покрытие подлежит осмотру. Покрытие должно быть ровным, гладким. При наличии дефектов (подтеков, несплошностей, засорений, пузырей) покрытие должно быть снято ацетоном и нанесено вновь.
Покрытие должно быть светло-коричневого цвета, толщиной от 10 до 25 мкм.
2.5.3.21 При отвердении лака с использованием тепла колеса (колесного центра) осмотр покрытия на наличие подтеков, несплошностей, засорений, пузырей производить сразу после нанесения лака.
2.5.3.22 Детали (колесные центры, составные или цельнокатаные колеса), устанавливаемые на ось колесной пары, кроме зубчатых колес и внутренних колец подшипников, равномерно нагревают до температуры от 240 до 260 °С. Температура нагрева зубчатых колес из легированных сталей должна быть не более 200 °С. Допускается температура нагрева зубчатых колес из стали марки 55 (Ф) не более 260 °С.
2.5.3.23 Нагрев рекомендуется производить специальными индукционными электронагревателями, в электрических печах или газовыми нагревателями, которые должны быть обеспечены автоматическим их отключением по достижении заданной температуры нагрева ступицы колеса и записью температуры нагрева во времени на диаграммной ленте прибора.
Температуру измеряют с помощью термопары, помещенной на ступице в отверстие под маслосъем. Температура нагрева под посадку и для полимеризации должна записываться автоматически на протяжении всего процесса.
2.5.3.24 При сборке оси с колёсным центром (колесом) должно обеспечиваться соосное положение сопрягаемых деталей, исключающее возможность повреждения слоя покрытия.
2.5.3.25 Охлаждение колесных пар после сборки должно быть осуществлено естественным путем.
2.5.3.26 Каждую колесную пару проверяют на качество сопряжения оси с колесным центром, цельнокатаным колесом, ступицей зубчатого колеса, зубчатым колесом на гидравлическом прессе путем трехкратного приложения наибольшего осевого усилия, указанного в таблице 12 (допускаемая погрешность ± 2 тс) с выдержкой не менее 5 с, с записью диаграммы. При этом сдвиг оси на ступице не допускается.
2.5.3.27 На бланке диаграммы с записью температуры и проверки на сдвиг соединения колёсного центра (колеса) с осью должны быть записаны следующие данные:
- порядковые номера диаграмм в текущем году;
- дата тепловой сборки и проверки на сдвиг;
- тип колесной пары;
- номер оси;
- тип и номер колесного центра, зубчатого колеса;
- диаметр подступичной части оси и отверстия ступицы колёсного центра (колеса) с точностью до 0,01 мм;
- величина натяга и конечное давление в кН (тс);
- с бандажом или без него;
- ступица наплавлена или нет;
- первая или повторная тепловая сборка.
На диаграммах температуры и проверки на сдвиг делают надпись «принята», на непринятой – «брак» с указанием причин брака.
На забракованной диаграмме должны быть те же данные, что и на принятой.
2.5.3.28 Принятые диаграммы с записью температуры и контрольных проверок на прочность после приемки колесных пар хранить по 2.5.2.18.