Типовой технологический процесс водной мойки танков

2.3.1. Технологический процесс полной мойки танков судна водой или водным раствором химпрепарата состоит из комплекса технологических операций, назначение и последовательность выполнения которых приведены в схеме на рис. 6.

2.3.2. Для обеспечения нормального проведения моечного процесса должно быть проверено техническое состояние труб, арматуры и контрольно-измерительных приборов системы мойки, зачистной и грузовой систем.

Для обеспечения контроля за рабочими параметрами моющей воды необходимо убедиться в наличии и исправности манометров и термометров на палубной моечной магистрали.

До подсоединения шлангов с моечными машинками необходимо прокачать моечную магистраль чистой забортной водой.

2.3.3. Подготавливается рабочий и запасной комплекты исправных переносных моечных машинок (запасной комплект рекомендуется в размере 100% рабочего).

При наличии в составе моечной системы стационарных моечных машинок подготавливаются переносные приводы к ним.

Переносные моечные машинки и приводы к стационарным машинкам должны быть проверены в действии в соответствии с инструкциями по обслуживанию.

Подготавливается рабочий и запасной комплект моечных рукавов и рукавных соединений по числу переносных машинок.

Должно быть проверено наличие меток на рукавах, показывающих заданные положения моечных машинок по высоте от верхней палубы до оси вращения сопл.

При отсутствии меток их необходимо нанести нефтеводостойкой краской.

Метки должны соответствовать рабочему положению моечных машинок по высоте танка: верхнее – на середине расстояния между палубой и верхним бортовым стрингером (или шельфом) и днищем.

При наличии шланговых лебедок вооружаются и проверяются в действии шланговые лебедки с каждого борта судна.

2.3.4. Запас моющей воды или раствора химпрепарата приготавливается в специальных отстойных танках либо в грузовом танке, используемом в качестве отстойного.

Перед заполнением танки следует промыть холодной или горячей забортной водой со сбросом промывочной воды в грузовой танк.

Заполнять танки следует до максимально допустимого уровня с целью обеспечения наибольшей продолжительности проточного отстоя промывочной воды. Высота уровня воды должна быть не менее 5 м.

Если предполагается мойка горячей забортной водой по замкнутому циклу, то заполнение танка следует производить через водоподогреватель при включенных змеевиках подогрева в танке.

Температуру подогрева забортной воды в танке рекомендуется поддерживать в пределах 40 – 50oC.

Для производства химико-механизированной мойки в отстойных танках приготовляется раствор моющего химпрепарата.

Выбор концентрации моющего препарата, необходимое количество моющего раствора, температура нагрева и способ приготовления- раствора определяют в соответствии с утвержденной инструкцией по применению используемого препарата.

Концентрация химпрепарата в моющем растворе определяется в зависимости от вида перевозимого груза, назначения мойки, степени загрязнения танков, количества ступеней отстоя.

В среднем она находится в пределах 0,1 – 0,3 %.

После разведения химпрепарата моющий раствор следует в течение 1,5 – 2,0 ч прокачивать моечным или зачистным насосом по замкнутому контуру: отстойный танк – насос – отстойный танк.

2.3.5. Перед началом мойки судну следует придать дифферент на корму.

В процессе мойки судну следует придать технологический крен 1,5 – 2,0о на тот борт, со стороны которого расположены приемные патрубки зачистного трубопровода замываемых танков.

2.3.6. Перебалластировка выполняется с целью обеспечения остойчивости судна при сливе грязного балласта из танков, в которые он был принят в порту выгрузки, для подготовки этих танков к мойке.

Перебалластировка заключается в приеме чистого балласта в группу танков, в которых произведена мойка и слив грязного балласта из танков, забаластированных в порту выгрузки, в море вне запретной зоны.

Варианты схемы балластировки судна и последующей перебалластировки его в процессе мойки должны выбираться с учетом возможности построения технологических графиков моечных работ, предусмотренных п. 2.7, с наиболее рациональным использованием рабочего времени.

При этом, если выбранный вариант схем балластировки отличается от предусмотренных имеющейся на судне Информацией об остойчивости судна, то должен быть произведен и одобрен в соответствии с требованиями Регистра СССР дополнительный для этих схем расчет остойчивости и прочности судна.

Слив грязного балласта производится поэтапно.

Вначале сливают грузовыми насосами за борт отстоявшийся балласт с разрешенным для сброса нефтесодержанием. По мере уменьшения уровня воды производительность слива снижают.

При достижении уровня балласта в танках примерно до 1 м слив грузовыми насосами прекращают, а оставшийся балласт сливают зачистныминасосами через отстойные танки за борт с соблюдением мер по контролю за чистотой сброса, установленных Правилами сброса нефтяных смесей (см. п. 2.3.12).

2.3.7. Промывку грузового трубопровода рекомендуется производить во время приема балласта при выходе из порта выгрузки со сбросом промывочной воды в грузовые танки.

Промывку производят путем поочередной прокачки забортной водой с помощью грузовых насосов отдельных участков грузового трубопровода.

Порядок промывки участков грузового трубопровода определяется в зависимости от его схемы для конкретного типа судна.

Промывку днищевых грузовых трубопроводов и приемных патрубков в незабалластированных танках производят перед началом мойки их под чистый балласт путем поочередного открытия на 1 – 2 мин приемных клинкетов.

Промывочную воду из танков при необходимости сливают зачистными насосами в один из грузовых танков с грязным балластом, либо сливают за борт через отстойные танки в процессе последующей мойки танков по разомкнутому циклу.

Промывку палубных магистралей и наливных стояков производят путем прокачки их забортной водой грузовыми насосами при давлении нагнетания не менее 0,5 МПа (5 кгс/см2).

Для возможности промывки путем принудительной циркуляции воды по замкнутому контуру всех палубных поперечных труб приемо-oтливные патрубки соединяют между собой при помощи специальных съемных перемычек (гибких либо жестких) так, чтобы обеспечить возможность последовательной прокачки водой всех участков.

Производить промывку участков грузового трубопровода со сливом нефтесодержащей воды непосредственно за борт запрещается.

Концевые участки грузового трубопровода, которые нельзя промыть по замкнутому контуру, например кормовую магистраль, следует промыть у причала со сливом воды в береговые приемные сооружения.

При перебалластировке, перед приемом чистого балласта в помытые танки, вторично промывают грузовой трубопровод в танках со сбросом воды в один из непромытых танков.

2.3.8. Процесс мойки грузовых танков состоит из следующих одновременно выполняемых операций:

· механизированной мойки;

· удаления из танков промывочной воды и отмываемых остатков в отстойные танки;

· отстоя промывочной воды;

· контролируемого слива промывочной воды за борт (при разомкнутом цикле).

2.3.9. Для обеспечения процесса механизированной мойки периодически должны выполняться нижеперечисленные вспомогательные oneрации.

При мойке стационарными моечными машинками выполняются:

· разноска съемных приводов моечных машинок и установка их на подготовляемых к работе машинках;

· установка стволов машинок в исходное (нижнее) положение и проверка исправности их в действии.

При мойке переносными моечными машинками выполняются:

· разноска шлангов с моечными машинками к моечным горловинам замываемых танков;

· перемещение моечных машинок в рабочем диапазоне по высоте танка.

Операции по разноске шлангов и перемещению моечных машинок в рабочем диапазоне по высоте танка могут выполняться:

· механизированным способом с помощью передвижной шланговой лебедки с автоматизированным управлением спуска и подъема;

· ручным способом (при отсутствии шланговых лебедок).

Время, затрачиваемое на перенос к моечной горловине одного шланга с моечной машинкой ручным способом, в среднем принимается 5 мин.

Механизированная мойка переборок и днища танков производится путем гидродинамического воздействия на слой налипших на стенках нефтеостатков высоконапорными моющими струями, перемещаемыми в заданных направлениях при, помощи переносных или стационарных моечных машинок.

В качестве моющей жидкости применяют холодную или горячую забортную воду либо водный раствор моющего химпрепарата.

Для обеспечения эффективного ударного действия моющей струи на замываемые поверхности в необходимом радиусе действия минимальное давление, в МПа (кгс/см2), в палубной моечной магистрали должно быть не ниже указанного в табл. 2.

Таблица 2

Тип моечных машинок Дейдвед судна, тыс. т
до 5 oт 15 до 20 oт 35 до 50 от 100 до 150
Переносные 0,7(7) 0,85(8,5) 0,9 – 1,0 (9 – 10) 1,0(10)
Стационарные 0,8 (8) 0,8 (8) 0,9 (9)

Давление моющей жидкости допускается принимать ниже приведенных в табл. 2 значений при использовании в качестве моечного одного из грузовых насосов:

при мойке переносными моечными машинками – на 0,1 МПа (1 кгс/см2); при мойке стационарными односопловыми моечными машинками на среднетоннажных танкерах (дедвейтом 35 – 50 тыс. т) – на 0,2 МПа (2 кгс/см2)

Рекомендуется определять температуру моющей забортной воды в зависимости от вида и характеристики отмываемых остатков груза в соответствии с табл. 3.

Таблица 3

Вид и характеристика груза Температура моющей воды в моечной магистрали, С Примечание
Нефтепродукты: светлые Без подогрева При температуре забортной воды выше температуры застывания нефтепродуктов тепродуктов
темные (за исключением высоковязких парафинистых мазутов) 65 – 75  
мазуты высоковязкие парафинистые 80 – 90  
Нефть сырая: высоковязкая низкопарафинистая 70 – 75    
высокопарафинистая Не менее 75, либо до 50 В интервале температур между 50 – 70' возможно выделение пара- финов, растворенных в легких фракциях нефти, и стойкое отложение их на стенках после смыва легких фракций, а также коагуляции парафина в промывочной воде

При мойке раствором химпрепарата температура моющего раствора определяется в соответствии с утвержденной инструкцией по применению используемого химпрепарата.

При наличии в танках антикоррозийных покрытий температура моющей жидкости должна быть не выше разрешенной техническими условиями на эти покрытия. При отсутствии указанных ТУ температура нагрева моющей жидкости должна быть не выше 65'C.

Количество одновременно работающих моечных машинок следует выбирать с учетом возможности непрерывного и полного удаления зачистными средствами промывочной воды из замываемых танков, а в случае подогрева

моечной воды – и с учетом пропускной способности водоподогревателей.

Рекомендуется определять количество одновременно работающих моечных машинок с таким расчетом, чтобы суммарный расход моющей воды не превышал 70% производительности всех зачистных средств, работающих на удаление промывочной воды.

В соответствии с рекомендацией Международной палаты судоходства (МПС) количество работающих переносных моечных машинок в одном танке в условиях мойки в неконтролируемой газовой среде с целью взрывобезопасности должно быть для моечных машинок с расходом воды до 50 м3/ч – не более 4, свыше 50 м3/ч – не более 3.

Переносные моечные машинки заводят в танк через моечные горловины и поочередно устанавливают в различных по уровню рабочих положениях в соответствии с метками, нанесенными на моечных рукавах, как указано

в п. 2.3.3.

Время работы моечных машинок в каждом положении зависит от:

· целевого назначения мойки;

· положения моечной машинки по высоте;

· сложности конструктивного набора в танках, особенно днищевого;

· вида перевезенного перед мойкой груза;

· степени загрязненности танка.

Рекомендованная продолжительность работы переносных моечных машинок на разных уровнях в танках с учетом вышеперечисленных факторов приведена в табл. 4.

Таблица 4.

Целевое назначение мойки Продолжительность работы моечных машинок на разных уровнях танка в циклах и мин  
Верхнее и промежуточное положение машинок Нижнее положение машинок для танков с покрытием
антикоррозионным без антикоррозионного
цикл мин цикл мин цикл мин
Под балластный переход 2-3 40-60
Профилактическая, под ремонт или смену вида груза 1-2   20-40 2-3 40-60 3-6 60-120

П р и м е ч а н и е. Продолжительность цикла – время, за которое сопло моечной машинки описывает полную сферу, – принято для переносных моечных машинок типа ММ-4А равным 20 мин.

При непрерывном возвратно-поступательном перемещении моечной машинки по высоте танка с помощью автоматизированной шланговой лебедки продолжительность работы моечной машинки в пределах одного полного цикла спуска – подъема составляет 2,0 – 2,5 ч.

При необходимости увеличить время работы моечной машинки в отдельных положениях по высоте танка (например, у днища) производят остановку вертикального перемещения моечной машинки путем перекрытия запорного крана привода лебедки.

2.3.10. Удаление промывочной воды.

Удаление промывочной воды и остатков груза из замываемых танков производится по зачистному (или грузовому) трубопроводу зачистными (или грузовыми) насосами либо специально установленными для этой цели высокопроизводительными зачистными эжекторами.

Удаление промывочной воды из замываемого танка в процессе мойки должно быть непрерывным и по возможности полным.

Следует не допускать образования на днище танка большого слоя жидкости, препятствующего ударному воздействию моющих струй на донные отложения.

Уровень промывочной воды в танке по замерам через мерительную трубу не должен превышать 8 – 10 см.

Необходимую интенсивность стока и удаления промывочной воды с днища танка следует обеспечивать путем достаточных дифферента и крена судна в сторону расположения зачистных приемных патрубков (предусмотренных п. 2.3.5) и обеспечения бесперебойной работы зачистных средств с производительностью, превышающей не менее чем на 30% суммарный расход воды одновременно работающих моечных машинок.

При одновременной мойке двух танков удаление промывочной воды из каждого танка должно производиться самостоятельным зачистным средством по разным магистралям.

2.3.11. Сепарацию промывочной воды от нефти в процессе мойки осуществляют путем проточного гравитационного отстоя ее, т. е. непрерывного протекания с малой скоростью через один или систему отстойных танков.

При отсутствии на танкере специальных отстойных танков для этой цели рекомендуется использовать кормовой грузовой танк.

При использовании двух отстойных танков осуществляют двухступенчатый проточный отстой нефтеводяной смеси.

В этом случае промывочная вода из замываемого танка непрерывно подается зачистным насосом или эжектором в отстойный танк 1 ступени, где происходит отделение основного количества нефти из воды путем гравитационного отстоя ее в верхнем слое.

Отстоявшаяся в нижней части танка вода перетекает по переливной трубе в отстойный танк II ступени, где происходит последующее более полное отделение нефти от воды с целью возможности использования ее в качестве моющей – при замкнутом цикле либо слива за борт – при разомкнутом цикле.

При отсутствии возможности использования двух отстойных танков осуществляется одноступенчатый проточный отстой нефтеводяной смеси в пределах одного отстойного танка 1 ступени по вышеописанной схеме. Степень очистки нефтесодержащих вод зависит от продолжительности отстоя, количества ступеней отстоя, правильного расположения отверстий входа и выхода нефтесодержащей смеси в системе отстойных емкостей, продолжительности проточного отстоя, состояния моря, удельного веса содержащейся в воде нефти, подогрева смеси.

Продолжительность проточного отстоя (Т, ч) определяется по формуле (1) в зависимости от суммарной емкости отстойных танков (V, м3) и суммарного расхода моющей воды всеми одновременно работающими моечными машинками (Q, м3/ч):

T=V / Q (1)

Она должна определяться, с учетом других вышеперечисленных

факторов, в пределах:

· при спокойном состоянии моря – не менее 3 – 4 ч,

· при волнении моря, вызывающем качку судна, – не менее 6 – 8 ч.

При удалении промывочной воды из танков с помощью зачистных эжекторов продолжительность отстоя определяется по формуле (2)

T=V / (Q+Qэж)

где Qэж – количество рабочей воды, подаваемой на эжектор.

При наличии в отстойных танках змеевиков для лучшего отстоя нефтесодержащую смесь следует подогреть до температуры не менее 40'С.

2.3.12. В процессе мойки танков по разомкнутому циклу вне пределов запретной зоны производят непрерывный слив за борт отстоявшейся от нефти в системе отстойных танков промывочной воды.

Слив производят через верхний забортный отливной клапан самотеком в процессе проточного замещения непрерывно поступающей в отстойные танки промывочной воды. На судах, где отсутствует верхний забортный отливной клапан, слив производят через днищевый кингстон.

Слив промывочной воды из отстойного танка должен быть контролируемым по нефтесодержанию и осуществляться с соблюдением критерия, установленного Конвенцией, в части мгновенной интенсивности и количества слива нефти в любой очке открытого моря.

Рекомендуется определять допустимую мгновенную интенсивность слива нефти (критерий 60 л на милю) по графику в Приложении 1 (рекомендуемом) и допустимое количество сброса нефтесодержащих вод – по формуле

Q= K / a

где Q – допустимое количество сброса нефтесодержащих вод, м3,

а – нефтесодержание в сливаемом потоке, частей нефти на миллион частей воды (мг/л);

К – максимальное количество нефти, допустимое к сбросу, равное 1 / 15000 от общего количества данного вида груза, из которого образовался остаток, м3.

Пример:

Исходные данные:

объем перевезенного груза в танках, подлежащих мойке, равен 30000 м3,

a=200 мг/л; K= 30000/15000=2m3

Тогда

Q= K / a=2*106/200=10000m3

Нефтесодержание в сливаемом потоке следует определять при помощи судовой зкспресс-лаборатории (СЭЛ) путем отбора проб через специальное пробоотборное устройство и анализа их, либо с помощью специального прибора – детектора, контролирующего содержание нефти в потоке.

Необходимо также осуществлять на протяжении всего периода слива визуальное наблюдение за появлением нефти в сливаемом потоке и на поверхности моря в районе слива.

При обнаружении нефти необходимо снизить интенсивность мойки, т. е. уменьшить число одновременно работающих моечных машинок.

2.3.13. Вентиляцию танков производят после механизированной мойки с целью дальнейшего удаления взрывоопасных и токсичных паров нефти из воздушной среды танка.

Вентиляцию следует производить путем:

· естественного вентилирования танка через открытые отверстия всех моечных горловин и сходных люков;

· принудительного нагнетания в танк чистого атмосферного воздуха с целью вытеснения и разбавления паров нефти в воздушной среде танка. Принудительную вентиляцию осуществляют с помощью переносных нагнетательных воздуходувок взрывобезопасного исполнения, устанавливаемых на моечных горловинах;

· стационарных вентиляторов через грузовой трубопровод;

· вентиляторов системы инертных газов.

Эффективность принудительной вентиляции зависит от соответствия производительности вентиляторов размерам вентилируемого танка.

Контроль за воздушной средой см. п. 2.6.

2.3.14. Методы контроля качества мойки см. п. 2.6.2.

Трудноотмываемые участки днища и переборок, обнаруженные в результате осмотра, следует домывать моечными машинками путем заводки и установки их в местах, обеспечивающих доступ моечных струй к непромытым участкам.

При необходимости, по усмотрению капитана, домывочные работы отдельных участков днища допускается производить ручным способом, с помощью шланга со стволом ручной домывки с соблюдением требований п. 4.19 – 4.25.

2.3.15. Слив отстоявшейся воды из отстойных танков производится после мойки всех грузовых танков с двухступенчатым отстоем промывочной воды с целью уменьшения объема нефтесодержащей воды и размещения ее в одном отстойном танке.

В случае мойки с одноступенчатым отстоем слив воды в море из отстойного танка 1 ступени в рейсе не производится, если в этом нет острой необходимости, а осуществляется на стоянке у причала в береговые приемные сооружения вместе со сливом нефтеостатков.

Слив за борт чистой воды из отстойных танков производится периодически после статического отстоя ее, т. е. в непроточных условиях.

Слив следует производить только после достаточной продолжительности отстоя, определяемой по разделению нефтесодержащих вод на три различные друг от друга фазы:

· водную фазу – в нижней части танков;

· нефтеводяную эмульсию – в районе раздела фаз;

· нефтяную фазу – в верхней части танков.

Продолжительность отстоя зависит от удельного веса содержащегося в воде нефтепродукта, состояния моря и находится в пределах 12 – 48 ч.

Определение поверхности раздела вода/нефть рекомендуется производить с помощью пробоотборных кранов, установленных в районе вероятной для определенного танка границы раздела, а также специального прибора для определения границы раздела вода/нефть.

2.3.16. Оставшуюся в отстойном танке II ступени после слива чистой воды нефтеводяную эмульсию следует перекачать в отстойный танк 1 ступени с целью опорожнения и подготовки его для мойки.

2.3.17. Выбор места и способа мойки отстойного танка II ступени зависит от района нахождения танкера и способа предшествующей мойки грузовых танков.

В рейсе мойка отстойного танка II ступени производится с одноступенчатым проточным отстоем промывочной жидкости в отстойном танке 1 ступени.

Если нет острой необходимости, то мойка отстойного танка II ступени в рейсе не производится и выполняется у причала по разомкнутому циклу со сливом, промывочной воды на очистные сооружения.

Способ выполнения мойки должен быть таким, какой применялся при мойке грузовых танков, т. е. замкнутый – при мойке раствором химпрепарата и разомкнутый – при мойке забортной водой.

На комплекс технологических операций, из которых состоит мойка отстойного танка II ступени, распространяются требования, предусмотренные для мойки грузовых танков п. 2.3.9.

2.3.18. Слив нефтеостатков и нефтесодержащих вод из отстойного танка 1 ступени с целью последующей мойки его следует производить на стоянке в очистные сооружения или специально выделенные плавсредства.

Если в качестве отстойного танка I ступени использовался грузовой танк, то слив собранных в нем нефтеостатков может осуществляться в другие грузовые танки перед их наливом путем вовлечения этих остатков в груз.

2.3.19. Мойка отстойного танка 1 ступени. После опорожнения и зачистки танка от нефтеостатков производится механизированная мойка его забортной водой по разомкнутому циклу со сливом промывочной воды без отстоя в очистные сооружения.

На танкерах, имеющих цистерну для сброса отмытых остатков груза, мойка танка I ступени может производиться в рейсе с непроточным периодическим отстоем промывочной воды и сливом за борт за пределами запретной зоны.

Мойка производится в соответствии с требованиями п. 2.3.9.

Наши рекомендации