В «Новом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой под изложением понимается «письменный пересказ чего-либо своими словами с учебной целью имеет»
Термин «изложение» обозначает один из основных видов творческих работ, создаваемых на уроках русского языка в начальной школе.
В методическом пособии Антонины Николаевны Матвеевой «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе» говориться, что изложение ставит целью проверить речевые умения:
- письменно передавать чужой текст без искажения главной мысли и пропуска важных моментов;
- связывать части текста в одно целое, правильно строить предложения, употреблять слова, избегать речевых ошибок при передаче содержания чужого текста.
Обучение изложению в начальной школе обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению.
При обучении изложению различаются следующие виды работы:
1) воспроизведение прочитанного по вопросам;
2) связный пересказ прочитанного;
3) придумывание заглавий;
4) составление плана к прочитанному;
5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов; творческие работы по прочитанному (сочинения, близкие по тематике к прочитанному).
Кустарева В.А. в учебнике «Методика преподавания русского языка» указывает, что воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объему и легких по содержанию прозаических, произведений — рассказов или статей.
Например, в книге для чтения в I классе «Родная речь».
После прочтения всего рассказа учитель задает детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного: «О ком вы прочитали? Как …?»
Затем рассказ читается по частям. После чтения первых трех предложений (первой части) детям задается вопрос: «…?»
По прочтении следующей части (второй) может быть поставлен вопрос: «Как Лена убрала в комнате?» После чтения последнего абзаца учитель спрашивает: «Как мама отнеслась к тому, что сделала Лена?»
Воспроизведя содержание рассказа по данным вопросам, необходимо остановиться на самых существенных моментах. Таким образом, они уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.
Прочитанный детьми рассказ может быть озаглавлен ими по-другому, не так, как это сделано в книге для чтения, например: «….», «….».
После того как дети пересказали содержание прочитанного текста, они могут приступить к изложению.
Изложение обычно бывает короче устного пересказа и должно быть построено по плану, отдельные части изложения связаны друг с другом.
Навыки составления плана требуют умения обобщать в двух-трех словах основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как
- придумывание заглавий к неозаглавленным текстам или к частям текста,
- нахождение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием к части прочитанного рассказа.
Работа над планом важна для умственного развития детей: он учит детей производить анализ и синтез, абстрагировать и обобщать, отделять главное от второстепенного и т. д.
Таким образом, пересказ, составление плана прочитанного текста готовят детей к изложению.