Прочитайте текст, выполните задания, напишите рецензию.

(1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2) Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3) На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4) И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. (5) У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. (6) А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. (7) Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост. (8) Тот, кто не растет, умирает! – таков закон жизни. (9) Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. (10) Здесь можно было прорасти.(11) Но нельзя выжить. (12) Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. (13) В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. (14) Я запустил пальцы под влажную шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: (15) «Вот оно в чем дело!» (16) Эта елочка ловко устроилась на пеньке. (17) Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. (18) Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание. (19) Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. (20) Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. (21)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни. (22) Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а когда они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, - я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне. ( по В.Астафьеву)

Выполните задания: В1. Из предложений 1-3 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом. В2. Из предложения 12 выпишите производный (-ые) предлог (-и).

В 3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «какая-то уверенность» (предложение 13). В4. Среди предложений 19-22 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.

В5. Среди предложений1-7 найдите предложение с обособленным распространенным определением. В 6. 6.Среди предложений 14-20 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. В7. Среди предложений 4-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм одного и того же слова.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Прошлое, отжившее всегда хранит и вскармливает настоящее, отдавая ему свою живительную силу. Чтобы точнее донести эту мысль читателям, автор широко употребляет такие лексические средства, как ___(«елочка», «хиленькие», «на кончиках лапок», «на тоненьком стволике», «в вершинке» и др.), ___(«мягкою шапкою лежал», «веером развернула», «белым шильцем впился» и др.), позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе автора эмоции, подчеркнуть созидательность жизни. Своеобразие авторской речи создается также использованием такого синтаксического средства, как ______(в предложениях 5,6,12,13 и др.), перерастающего в последнем предложении в ___, что позволяет острее ощутить радость жизни».

Список терминов: 1) парцелляция 2) сравнение 3)риторический вопрос 4)книжная лексика 5) однородные члены предложения 6) ирония 7) фразеологизм 8) градация 9) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Наши рекомендации