Дифференцированные задания (по уровням) для работы в группах
Задание 1 (уровень У-2). Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки.
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
– Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?
Ответ. _________
Задание 2 (У-1).Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)
Задание 3 (У-1).Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.
Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.
Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.
Задание 4 (У-1).Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не.
1. (Не)сиди сложа руки, 2. (Не)поворчав, 3. Кто чужой радости (не)рад, 4. (Не)бравшись за топор, 5. (Не)годуя на руки, 6. Лодырю всегда | подумай о голове. избы (не)срубишь. так (не)будет и скуки. (не)здоровится. кошка куска (не)съест. тот сам себе враг. |
– О каком человеческом качестве говорится в большинстве пословиц? Вспомните и запишите пословицу на ту же тему. (Ответы.)
Задание 5 (У-3).Перестройте словосочетание таким образом, чтобы не писалось раздельно. Укажите, к какой части речи относится слово с не.
Ненужные сейчас учебники _______________.
Неизвестный нам автор ___________________.
Незнакомый зрителям актер ________________.
Очень неудачная поездка __________________.
Весьма неприятная встреча ________________.
Задание 6 (У-3).Составьте несколько тестов, предложив разные варианты ответов, один из которых должен быть правильным.
А. Не пишется раздельно (сформулируйте часть правила):
а); б); в); г).
Б. Не пишется слитно (сформулируйте часть правила):
а); б); в); г).
В. В каком из четырех слов допущена ошибка в написании не:
а); б); в); г)?
Г. В каком слове не пишется слитно (не заключите в скобки):
а); б); в); г)?
Задание 7(У-3).Раскройте скобки в предложенных примерах. Запишите объяснение слитного (раздельного) написания не. Один из вариантов должен быть правильный.
А. (Не)известный, а начинающий автор:
а);
б);
в).
Б. Абсолютно (не)известный автор:
а);
б);
в).
В. Никому (не)известный:
а);
б);
в).
Г. Автор (не)признан:
а);
б);
в).
Д. (Не)видимый мною горизонт:
а);
б);
г).
Задание 8(У-3).Следующие предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты.
1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.
2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли.
3. Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали.
4. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.
Задание 9(У-2).Выполните контрольный тест.
1. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
а) Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка.
б) (Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение.
в) Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание.
г) (Не)нужные нам сведения, (не)открытые страны.
д) Ничем (не)огороженное место, далеко (не)случайно.
2. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда.
а) Ничуть (не)интересен, весьма (не)глупый мальчик.
б) (Не)известное науке животное, совершенно (не)известная дорога.
в) Травы (не)кошены, дом (не)кирпичный.
г) Ветер (не)холодный, но сильный; задание совсем (не)выполнено.
д) Вовсе (не)нужные вещи, вещь никому (не)нужна.
Ответы: 1 – _________, 2 – _________.
Задание 10 (У-2).Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.
2. (Не)законченный портрет.
3. Рукопись (не)отредактирована.
4. (Не)решенная еще проблема.
5. (Не)исписанные листы.
6. (Не)запланированная на сегодня поездка.
7. Ничего (не)говорящий факт.
Задание 11 (У-2).Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.
1. (Не)вежда (не)навидит учение.
2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.
3. (Не)ряшливый человек смешон.
4. (Не)льзя объять (не)объятное.
5.?(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.
6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.
Ответ.________