Способы расчета годовых объемов работ ремонтных предприятий
Годовой объем работ — это суммарная трудоемкость (станкоемкость) выполнения годовой производственной программы. Годовые объемы работ предприятия ( ) и производственных участков определяются по формуле
(34.1)
где — трудоемкость ремонта i-го изделия; — годовая производственная программа ремонта i-х изделий.
Трудоемкости работ по ремонту изделий определяются по пронормированной технологии (по данным технологических маршрутных карт), а при их отсутствии — по укрупненным показателям. Распределение трудоемкостей работ по производственным участкам при наличии маршрутных карт осуществляется путем суммирования трудоемкостей всех технологических операций, выполняемых на участке. При отсутствии маршрутных карт трудоемкости работ определяются по нормативно-справочным данным для готовых изделий и распределяются по производственным участкам с учетом пропорций, установленных опытом проектирования АРП.
Для авторемонтных предприятий разработаны значения удельных технико-экономических показателей для эталонных условий и коэффициенты их корректирования, учитывающие производственные условия проектируемого предприятия.
При расчете по укрупненным показателям трудоемкость ремонта и другие технико-экономические показатели определяются по формуле
, (34.2)
где — трудоемкость для эталонных условий, чел. -ч; ... — коэффициенты приведения, учитывающие: годовую производственную программу АРП ( ); типы, модели и модификации автомобилей или агрегатов (k2); количество ремонтируемых на предприятии моделей агрегатов (автомобилей) (k3); соотношение в программе предприятия полнокомплектных автомобилей и комплектов агрегатов (только для предприятий, ремонтирующих полнокомплектные автомобили) (к4); соотношение между трудоемкостями капитального ремонта агрегатов, входящих в силовой агрегат и комплект прочих агрегатов ( ). Эталонными условиями являются следующие.
Годовая производственная программа, тыс. ед.
Капитальный ремонт:
полнокомплектных грузовых и легковых
автомобилей..............................................................................3
силовых агрегатов и прочих основных агрегатов
грузовых, легковых автомобилей и автобусов.....................20
автобусов на базе готовых комплектов агрегатов,
получаемых по кооперации.....................................................1
Тип и модель подвижного состава, агрегатов:
Автомобили легковые.........................среднего класса (ГАЗ-3110);
Автобусы.............................................среднего класса (ЛАЗ-695Н);
Автомобили грузовые............................средней грузоподъемности
от 3 до 5 т (ГАЗ-3307)
Структура годовой программы — капитальный ремонт агрегатов, автобусов одной модели, соотношение количества капитальных ремонтов автомобилей и комплектов товарных агрегатов 1:1.
Трудоемкость капитального ремонта, чел.-ч, для эталонных условий составляет:
Для полнокомплектных автомобилей:
грузовых.................................................................................155
легковых................................................................................360
Силовых агрегатов грузовых автомобилей и автобусов...............32
Прочих основных агрегатов грузовых автомобилей
и автобусов.......................................................................................16
Автобусов на базе комплектов готовых агрегатов......................620
Комплектов агрегатов легковых автомобилей..............................45
Коэффициенты приведения к1, учитывающие годовую производственную программу, для АРП по капитальному ремонту силовых и прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов, комплектов агрегатов легковых автомобилей составляют:
Годовая производственная
программа, тыс. шт........................10 20 30 40 60
к1......................................................1,18 1,00 0,93 0,91 0,88
Для АРП по капитальному ремонту полнокомплектных грузовых и легковых автомобилей их значения следующие:
Годовая производственная
программа, тыс. шт....................................3 5 7 10
к1..................................................................1,0 0,88 0,8 0,79
Для АРП по капитальному ремонту автобусов на базе готовых комплектов агрегатов, получаемых по кооперации, значения коэффициентов кх следующие:
Годовая производственная
программа, тыс.шт....................................0,5 1 1,5 2
к1..................................................................1,07 1,0 0,96 0,92
Значения коэффициентов приведения к2, учитывающих типы и модели подвижного состава и агрегатов, приведены в табл. 34.2.
Значения коэффициентов приведения к2, учитывающих типы и модели комплектов агрегатов легковых автомобилей, следующие:
Автомобили малого класса (ВАЗ, АЗЛК)....................................0,9
» среднего класса (ГАЗ-3110 «Волга»)................................1,0
Значения коэффициентов к3, учитывающих число ремонтируемых на предприятии моделей агрегатов (автомобилей), принимают равными при наличии в программе АРП:
Одной модели агрегата, автомобиля............................................1,0
Двух и более моделей.....................................................................1,05
Значения коэффициента к4, учитывающего соотношение в программе предприятия полнокомплектных автомобилей и комплектов агрегатов (только для предприятий, ремонтирующих полнокомплектные автомобили), принимают следующими:
Соотношение....................................................................................к4
1 : 0.................................................................................................1,03
1 : 1.................................................................................................1,00
1 : 2.................................................................................................0,97
Таблица 34.2
Значение коэффициентов приведения Л2, учитывающих тип подвижного состава, агрегатов
Класс подвижного состава | Модель- представитель | Предприятия по капитальному ремонту | ||
Силовых агрегатов грузовых автомобилей и автобусов | Прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов | Полнокомплектных грузовых автомобилей и автобусов на базе готовых комплектов агрегатов | ||
Грузовые автомобили грузоподъемностью: | ||||
малой от 1 до 3 т | ГАЗ-52-04 | 0,9 | 1,0 | 0,9 |
средней от 3 до 5 т | ГАЗ-3307 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
большой от 5 до 6 т | ЗИЛ-431410 ЗИЛ-433100 | 1,15 2,0 | 1,3 1,35 | 1,15 — |
большой от 6 до 8 т | МАЗ-5335 КамАЗ-5320 | 1,7 2,1 | 2,0 3,5 | 1,7 1,9 |
особо большой от 10 до 16 т | КрАЗ-250-010 | 2,1 | 3,3 | 2,0 |
Автобусы класса: | ||||
особо малого | РАФ-2203-01 | 0,9 | 0,6 | 0,4 |
малого | КАвЗ-3270 ПАЗ-3205 | 1,0 1,0 | 1,0 1,0 | 0,6 0,8 |
среднего | ЛАЗ-695Н ЛАЗ-42021 | 1,15 2,1 | 1,25 1,35 | 1,0 1,1 |
большого | ЛиАЗ-677М ЛиАЗ-5256 Икарус-260 | 1,7 2,5 2,4 | 1,3 1,35 1,3 | 1,2 1,3 1,37 |
особо большого | Икарус-280 | 2,4 | 1,55 | 1,9 |
Значения коэффициента к5, устанавливающего соотношение между трудоемкостями капитального ремонта агрегатов, входящих в силовой агрегат и комплект прочих агрегатов, приведены в табл. 34.3.
Годовые объемы отдельных j-х видов работ, выполняемых отдельными производственными участками, определяются по формуле
, (34.3)
где — доля j-го вида работ в общей трудоемкости ремонта i-го изделия, %. Значения величины приведены в табл. 34.4.
Таблица 34.3
Значение коэффициентов приведения к5, устанавливающих соотношение между трудоемкостями капитального ремонта агрегатов, входящих в силовой агрегат и комплект прочих агрегатов