Способы монтажа пролётных строений
Разрезные балочные стальные пролетные строения соединяют в балочно-неразрезную систему для обеспечения устойчивости при навесной сборке и продольной надвижке. Применяемый здесь стык главных балок со сплошной стенкой устраивают подобно монтажным стыкам элементов балок на горизонтальных и вертикальных накладках с использованием высокопрочных болтов или совместно пробок и болтов. Пролетные строения со сквозными главными фермами соединяют посредством верхних и нижних соединительных элементов. Как сами элементы, так и их прикрепления имеют конструкцию, подобную конструкции элементов и прикреплений поясов ферм.
Конструктивное оформление опорных узлов ферм в связи с примыканием нижних соединительных элементов имеет следующие особенности (рис. 26.13, а). Из-за недостаточной площади концевых участков фасонок разместить необходимое число скреплений (болтов, заклепок) здесь не удается и соединительный элемент заводят за центр узла. Ввиду этого непосредственно после снятия соединительного элемента наружные и внутренние фасонки оказываются на значительной длине не связанными между собой и не закрепленными к нижним поясам, что неблагоприятно отражается на устойчивости фасонок при действии сжимающих напряжений от усилий в опорном раскосе и от опорного давления. Чтобы не подвергать фасонки опасности потери устойчивости в большинстве случаев предпочитают не извлекать соединительные элементы, а обрезать их у торцов фасонок, оставляя концы элементов в узлах. Такое решение, однако, исключает возможностьоборачиваемости этих элементов и приводят к увеличению расхода металла на их изготовление.
Удачное решение нижнего соединительного элемента представляет конструкция, показанная на рис. 26.13, б. Здесь через нижний соединительный элемент передаются только сжимающие усилия, поэтому элемент выполнен в виде тангенциально-клиновой опорной части, закрепленной к торцам фасонок. Посредством клиньев компенсируют отклонения расстояний между осями опорных узлов и отклонения размеров фасонок, а также перемещения опорных узлов вследствие температурных деформаций пролетных строений. При такой конструкции нижнего соединительного элемента не создается помех для оформления опорного узла с постановкой всех скреплений и диафрагм и обеспечивается удобное снятие соединительных элементов.
Конструкция верхних соединительных элементов подобна конструкции нижних —здесь также для размещения необходимого числа скреплений элемент заводят на центр узла. Поскольку и в данном случае в фасонках под действием усилий в опорном раскосе в верхнем поясе возникают сжимающие напряжения, снимать соединительные элементы нужно с большой осторожностью и устанавливать сразу же вслед за снятием элементов диафрагмы и скрепления.
В случае развития узловых фасонок, что в верхних узлах может быть выполнено без затруднений, нет необходимости заводить верхний соединительный элемент за центр узла. Конструкция получается более надежной, так как площади незакрепленных участков фасонок после снятия соединительных элементов уменьшаются.
Перед снятием соединительных элементов их необходимо разгрузить. Для этого передний конец пролетного строения поддомкрачивают на капитальной опоре. Развиваемые домкратом усилия/3 определяют расчетом уравнения
где £ Мод —сумма моментов относительно моментной точки для рассматриваемого соединительного элемента от сосредоточенных и распределенных нагрузок на пролетном строении, включая его собственный вес;
Мр — момент относительно той же точки, создаваемый усилием домкрата.
Развиваемые домкратом усилия Р контролируют по показаниям их манометров и дополнительно проверяют по соответствию между расчетными и действительными перемещениями поддомкрачиваемого конца пролетного строения.
При снятии нижних соединительных элементов тангенциально- клинового типа надобность в контроле усилий и перемещений отпадает, так как разгрузка соединительных элементов определяется по освобождению клиньев.
Необходимость в усилении пролетных строений на стадии монтажа возникает в случаях, когда несущая способность элементовоказывается недостаточной при действии монтажных нагрузок. Основные способы усиления — увеличение сечений элементов, уменьшение свободной длины и изменение статической схемы сооружения. Добавлением металла усиливают преимущественно пояса главных ферм в корне консолей, образуемых в процессе навесной сборки или продольной надвижки. Необходимая по монтажным нагрузкам площадь сечения может быть предусмотрена проектом пролетного строения, однако это приводит к дополнительной затрате металла, не нужного на стадии эксплуатации. Более рационально увеличение сечений путем устройства накладных элементов, снимаемых по окончании монтажа пролетного строения.
Конструкцию накладных элементов для усиления нижних поясов коробчатого сечения, например (рис. 26.14) можно выполнить в виде листов, присоединяемых к вертикальным листам основного сечения снаружи с помощью болтов через прокладки. В узлах такие накладные элементы заводят на фасонки и прикрепляют высокопрочными болтами. Так как при этом добавляется еще одна плоскость трения, то несущая способность болтов соответственно возрастет и становится достаточной для прикрепления накладных элементов. Увеличение числа болтов на монтажные нагрузки не требуется.
Число болтов, остающихся при снятии накладных элементов, должно быть достаточным для прикрепления основных элементов поясов с учетом действующих на этой стадии усилий. В момент снятия накладные элементы должны быть разгружены от действующих и инк усилий. Для зтого, так же как и при снятии элементов соединения, конец собранного пролетного строения поддомкрачивают на капитальной опоре. Развиваемые домкратами усилия и перемещения конца пролетного строения определяют расчетом.
При действии монтажных нагрузок возможно возникновение сжимающих усилий в элементах, которые на стадии эксплуатации работают на растяжение. Например, при продольной перекатке, а также во всех случаях опирания пролетного строения в дополнительных узлах главных ферм на вспомогательные конструкции, в подвесках возникают сжимающие усилия. Так как гибкость подвесок значительна, их несущая способность при сжатии обычно оказывается недостаточной.В этомслучае наиболее простойспособусиления — это уменьшение свободной длины подвесок установкой элементов усиления (рис. 26.15).
Статическую схему пролетных строений чаще всего изменяют вводя шпренгель. Этот прием, обеспечивающий уменьшение моментов и поперечных сил, передающихся на основную конструкцию, наиболее часто применяют при продольной надвижке (рис. 26.16) или навесной сборке пролетных строений со сплошными главными балками. Для устройства вантов шпренгеля применяют пучки высокопрочной проволоки или канаты, прикрепляемые к балкам с помощью клиновых анкеров или концевых муфт, аналогичных муфтам канатов вантовых мостов.
Чтобы обеспечить наиболее благоприятное распределение напряжений в системе на различных стадиях монтажа, усилия в шпренгеле регулируют домкратами, установленными в опорных узлах пнлона или у мест закрепления вантов к балкам.