Качество продукции, показатели и оценка его уровня
Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые способности. Показатель качества продукции – количественная оценка одного или нескольких свойств продукции.
Для оценки качества продукции используется система показателей, которые включают в себя показатели след. групп:
1. Единичные, характеризующие одно из свойств продукции(включает такие показатели как: назначение, надёжность и долговечность, транспортабельность, технологичность, эргонометрические показатели, эстетические, а также экономические показатели и т.д.);
2. Обобщающие – характеризуют общий уровень качества продукции, объём и долю прогрессивных видов продукции;
3. Комплексные – характеризуют несколько свойств продукции, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией продукции.
В каждой отрасли промышленности применяются свои специфические комплексные показатели.
Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции с соответствующими базовыми образцами. Базовый образец должен сочетать в себе столько и такие технические и экономические показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром.
Выбор базового образца для сравнения является сложным решением вопроса о приведении экспортного изделия в соответствие с показателями потребности предполагаемого потребителя. Необходимо обеспечить максимальную близость классификационных показателей образца и сравниваемого изделия.
В качестве базовых образцов могут выступать:
на стадии разработки:
1. Перспективная модель машины или оборудования, показатели которой основаны на самых современных достижениях науки и техники и будут наиболее полно отвечать конкретной потребности в реальном будущем;
2.Поставляемое на товарный мировой рынок изделие, обладающее наиболее высокими техническими показателями и имеющее тенденцию к снижению его экономических показателей на перспективу;
на стадии изготовления и реализации:
3. Лучшие зарубежные изделия, поставляемые на конкретный рынок, показатели качества которых отвечают самым высоким требованиям, а затраты потребителя, связанные с его приобретением и эксплуатацией, являются наиболее низкими по сравнению с другими аналогичными изделиями;
4. Изделие, пользующееся наибольшим спросом на рынке конкретной страны или определенного региона и не обязательно обладающее наивысшими показателями (в зависимости от уровня экономического развития страны и платежеспособности потребителя).
Исходную информацию о значениях показателей базового образца составляют: национальные и международные стандарты, технические регламенты, правительственные постановления, юридические нормы поставки товара в страну, результаты испытаний изделий и т.д.
Для оценки технического уровня и качества продукции используют дифференциальный, обобщающий, смешанный и комплексный методы.
Дифференциальный метод, или метод относительных показателей, основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий.
Смешанный метод — сочетание дифференциального и обобщающего методов. Он применяется в случае, если обобщающий показатель качества недостаточно полно учитывает все существенные свойства изделия и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных групп свойств. При смешанном методе оценки выполняются следующие действия:
· часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой группы определяют соответствующий обобщающий показатель. Отдельные важные показатели не объединяют в группы, а применяют их в дальнейшем анализе как единичные;
· на основе получаемой совокупности обобщенных и единичных показателей оценивают уровень качества изделий дифференциальным методом.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию, т. е. определяется интегральный показатель качества продукции.