Информационные технологии управления и экономики
Понятие «информационная технология» тесно связано с понятием
«технология». И то, и другое понятия достаточно широко распространены
и имеют множество трактовок. Первично возникло понятие «технология»
и было распространено в связи с тем, что для человеческого общества основным предметом труда в течение длительного периода времени были в основном материальные ценности.
Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) –
совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния,
свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства.
В широком смысле – это комплекс научных и инженерных знаний,
воплощенных в приемах труда, технических, энергетических, трудовых и других факторах производства. Обычно технология рассматривается как система методов, правил, процедур, применяемых к какому-либо предмету с целью получения продукта. Технологии применяются для решения структурированных задач, где всегда имеются:
1) цель (то есть, выходная информация, которую необходимо получить);
2) исходные экономические показатели;
3) инструментарий – различные технические средства, не влияющие на методологию решения задачи и не меняющие содержание технологии,а лишь придающие ей новую форму.
Технология связана с тремя аспектами:
1) информационным –процессом описания принципов и методовпроизводства;
2) социальным –кадрами и их организацией в процессепроизводства;
3) инструментальным –орудиями труда,посредством которыхреализуется производство.
Кроме того, любая технология характеризуется тремя
составляющими:
1) объектом технологии –то есть тем,на что направленыдействия, осуществляемые в рамках технологии;
2) целью технологии –конечным результатом действий,
осуществляемых в рамках технологий; 3) средствами технологии и методами их применения – то есть
способами осуществления действий над объектом технологии для достижения цели.
Информационная технология (ИТ) – это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации, определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационная технология – методы и средства сбора, хранения,
обработки, передачи и представления информации, предназначенные для достижения поставленной цели в рамках имеющихся ресурсов.
При этом ИТ могут базироваться как на автоматизированных средствах, так и на не автоматизированных средствах. Степень автоматизации зависит от числа операций, в которых используются компьютерные и программные инструменты.
Особенности информационных технологий:
1) цель ИТ – получение информации;
2) объект (предмет обработки) – данные. Данные – вид информации, отличающийся высокой степенью форматированности, более четкой структуризацией, в отличие от таких более свободных структур,
как сообщение, факты (результаты наблюдений);
3) методы ИТ – методы обработки и передачи информации;
4) средства ИТ – разнообразные вычислительные комплексы
(технические, программные, информационные и др.), с помощью которых технология реализуется на заданном объекте;
5) процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с выбранной предметной областью;
6) управляющие воздействия на процессы осуществляются руководящим составом организации;
7) критерий оптимальности технологии – своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность и полнота.
Основная цель ИТ – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества.
Основное направление ИТ – целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры предприятия. Обработка и преобразование информации создает основу для принятия управленческого решения.
Представление и передача информации необходимы для создания
документов, являющихся правовой основой управленческих решений, и
осуществления документооборота.
Исходное «сырье» для системы управления любой организации,
учреждения, предприятия – это информационные ресурсы. При использовании соответствующей информационной технологии, получается конечный продукт – принятое управленческое решение на основе вновь полученной информации. Таким образом, эффективность работы любой организации определяется степенью использования информационных ресурсов. В свою очередь, выбор ИТ связан со следующими фактами:
1) областью функционирования организации;
2) типом организации;
3) типом деятельности организации;
4) принятой в организации моделью управления;
5) задачами управления;
6) информационной инфраструктурой организации.
Основной среди перечисленных фактов – первый (область функционирования). Здесь выделяют группы предприятий: органы власти,
государственные службы, государственные учреждения, сфера услуг,
транспортная сфера, предприятия связи, производственные предприятия по отраслям.
Следующий важнейший фактор для внедрения автоматизированной информационной технологии (АИТ) – мощность производственного потенциала, в соответствии с которой предприятия делятся на три группы:
малые, средние и большие.
На малых предприятиях внедрение АИТ – это чаще всего автоматизация задач БУ, накопление информации по отдельным видам бизнес-процессов, создание информационных БД по направления деятельности организации и создание телекоммуникационной среды для связи сотрудников между собой и другими организациями.
На средних предприятиях – важное значение имеет организация электронного документооборота в рамках конкретных бизнес-процессов предприятия. Круг решаемых функциональных задач значительно расширяется по сравнению с малыми предприятиями, поэтому другая ванная задача – организация автоматизированных хранилищ данных,
электронных архивов, позволяющих хранить информацию в различных форматах и предполагающих высокую степень структурированности,
возможности поиска, защиты информации от несанкционированного доступа.
На крупных предприятиях – АИТ строится на базе современных программных и аппаратных комплексов, включающих телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы,
развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей. АИТ имеет трехуровневую структуру: центральный сервер, локальный сервер, станции-клиенты в локальной сети.
Информационные технологии возникли как результат развития человеческого общества и сегодня их применение оказывает существенное воздействие на дальнейший переход общества из фазы постиндустриального в информационное.
Основные направления влияния ИТ на общество:
1. Эффективное использование информационных ресурсов общества – сегодня это наиболее важный стратегический фактор развития.
Эффективное использование ИР позволяет экономить другие ресурсы
(материальные и социальные).
2. Автоматизация и оптимизация информационных процессов в жизни общества. Все большее количество населения связано с обработкой информационных ресурсов.
3. ИТ выступает как компонента производственных и социальных технологий (системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, автоматизированные системы управления технологическими процессами).
4. Новое качество взаимодействия между людьми и в системах подготовки и распространения массовой информации (электронные телекоммуникации, электронная почта).
5. Центральное место в процессе интеллектуализации общества,
развития системы образования и культуры. Технологии e-Learning очень эффективны на любой стадии обучения, идеально вписываются в концепцию развития человеческого общества под лозунгом Long life learning.
6. Ключевая роль в процессе получения и накопления знаний, их управления (теории искусственного интеллекта, методы информационного моделирования, когнитивная компьютерная графика – позволяют найти решения плохо формализуемых задач, задач с нечеткими исходными данными, в неопределенных условиях).
7. Помощь в решении глобальных проблем человечества
(имитационное моделирование в сочетании с методами информационного космического мониторинга – прогнозирование многих кризисных ситуаций в районах социальной и политической напряженности, прогноз экологических бедствий, техногенных катастроф).
Рассмотрим несколько примеров классификации ИТ по различным основаниям. Классификация нужна для правильной оценки и понимания роли и места ИТ в жизни человеческого общества. Существует несколько видов классификаций в зависимости от выбранного критерия.
1. По назначению и характеру использования:
a. Обеспечивающие ИТ – технологии обработки информации,
которые могут использоваться как инструменты в различных предметных
областях для решения специализированных задач. Это технологии текстовой обработки, технологии работы с базами данных, технологии мультимедиа, технологии распознавания символов,
телекоммуникационные технологии, технологии защиты информации,
технологии разработки программного обеспечения.
b. Функциональные ИТ – технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области.
Строятся на основе обеспечивающих технологий в каждой предметной области, автоматизируют решение задач в этой области. Это офисные технологии, финансовые технологии, информационные технологии в образовании, промышленности, корпоративные ИТ, ИТ автоматизированного проектирования и др.
2. По типу пользовательского интерфейса:
a. Пакетные ИТ –операции по обработке информациипроизводятся в заранее определенной последовательности, без влияния пользователя. Это технологии электронной почты и формирования отчетности.
b. Диалоговые ИТ –пользователь имеет неограниченныевозможности взаимодействия с ИР для решения задач и принятия решений. Здесь отсутствует строго закрепленная последовательность действий.
c. Сетевые ИТ –обеспечивают доступ к территориальнораспределенным ИР.
3. По способу организации сетевого взаимодействия:
a. Локальные –обеспечивают доступ пользователей к ресурсамсети, расположенной на ограниченной территории.
b. Многоуровневые –архитектура сетей представлена в видеиерархических уровней, каждый решает только определенные
функциональные задачи. Происходит разграничение доступа к ресурсам
сети в зависимости от уровня иерархии.
c. Распределенные –сеть на территориально распределеннойтерритории с использованием единой инфраструктуры.
4. По принципу построения:
a. Функционально-ориентированные. В предметной областидеятельность специалистов разбивается на множество иерархически-
подчиненных функций, выполняемых ими в процессе решения профессиональных задач. Для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на рабочем месте пользователя, в рамках которой определяются исходные данные, процессы преобразования в результат, выделяются информационные потоки, отражающие передачу данных между разными функциями.
b. Объектно-ориентированные – система проектируется в виде классов и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложной системы отражается в виде иерархии классов, ее функционирование рассматривается как взаимодействие объектов,
конкретный процесс обработки информации – процесс последовательных взаимодействий.
5. По степени охвата задач управления:
a. ИТ обработки данных;
b. ИТ управления;
c. ИТ автоматизации офисной деятельности;
d. ИТ поддержки принятия решений;
e. ИТ экспертных систем.
6. По характеру диалога с пользователем:
a. Пассивные (справочные) –предоставляют информацию по
запросу.
b. Активные (советующие) –сами предоставляютинформацию, определяют рациональных технологический режим функционирования процесса, определяют управляющие воздействия по всем или отдельным параметрам процесса.
7. По способу управления технологией промышленного производства
a. Децентрализованные –при автоматизации технологическинезависимых объектов.
b. Централизованные –наоборот,при автоматизациитехнологически зависимых объектов.
c. Иерархические –функции управления разделены на
несколько взаимосвязанных уровней, улучшается обработка информации,
облегчается принятие решений специалистами каждого уровня.
В состав понятия технология обычно не включают инструменты ее реализации. Дело в том, что суть технологии должна быть инвариантна по отношению к инструментарию. Конечно, инструментарий может изменить форму, правила преобразований, но суть должна остаться неизменной.
Например, суть технологии формирования бухгалтерского баланса не меняется от того, если мы будем использовать для его формирования счеты, калькулятор или ПК. А если мы выбираем ПК, то установленное на нем ПО также не будет влиять на суть рассматриваемой технологии, а
только изменит ее форму. Здесь мы имеем дело с двумя составляющими инструментария ИТ: аппаратной и программной. Каждая из них сегодня представляет из себя мощные, быстро развивающиеся ветви науки и экономики.
Большое значение имеет понятие «платформа информационных технологий». В широком смысле под термином «платформа» понимается совокупность компонентов:
аппаратного решения; операционной системы;
прикладных программных решений и средств из разработки.
Платформа –совокупность взаимодействующих между собойаппаратных средств и операционной системы, под управлением которой функционируют прикладные программы и средства для их разработки.
В более узком смысле выделяют следующие виды платформ:
1) Аппаратная платформа. Это совокупность совместимых аппаратных решений с ориентированной на них операционной системой.
Сегодня представлены несколько основных платформ персональных компьютеров, которые отличаются как по назначению, так и по типу аппаратного и программного обеспечения (например, платформа IBM-
совместимых компьютеров, платформа Apple). Как правило, различные платформы несовместимы между собой.
2) Программная платформа.Это совокупность операционнойсистемы, средств разработки прикладных программных решений и прикладных программ, работающих под управлением этой операционной системы (Windows, UNIX).
3) Прикладная платформа.Это средства выполнения и комплекстехнологических решений, используемых в качестве основы для построения определенного круга прикладных программ. Фактически,
приложения базируются на нескольких платформах, используя многослойную среду. Ключевое качество прикладной платформы – достаточность ее средств для решения задач, стоящих перед бизнес-
приложениями. Другой важный момент – стандартизация. Наличие единой прикладной платформы для большого количества прикладных решений значительно облегчает работу пользователя.
В качестве примера прикладной платформы приведем систему «1С:
Предприятие». По сути, она является гибким, настраиваемым по требованиям пользователя конструктором, предоставляющим разработчику широкий спектр методов. То есть данная платформа
представляет собой набор различных механизмов, используемых для автоматизации экономической деятельности и не зависящих от конкретного законодательства и методологии учета.
Информационные технологии реализуются в информационных системах. В организациях существуют различные типы ИС: от традиционных ИС до сложных, работающих на базе локальных и глобальных компьютерных сетей.
Информационные технологии можно разделить на:
1) базовые;
2) прикладные;
3) технологии построения информационных систем.
Базовые ИТ основаны на реализации базовых информационныхпроцессов. Сегодняшний уровень развития данных технологий позволяет говорить о том, что они имеют самостоятельное научное и прикладное значение. Они предоставляют широкие возможности для извлечения,
формализации, моделирования, систематизации, интеграции,
транспортирования, обработки и применения информации и знаний. Кроме того, они стали важнейшей производственной сферой с устойчивой динамикой роста.
К ним относятся:
1) мультимедиа-технологии;
2) геоинформационные технологии;
3) технологии защиты информации;
4) CASE-технологии;
5) телекоммуникационные технологии;
6) технологии искусственного интеллекта.
Мультимедиа-технологии активно развиваются в настоящее время.
Данному процессу способствуют многочисленные разработки и исследования известных фирм: IBM, Apple, Motorola, Philips, Sony, Intel и
других. Область использования их многообразна: интерактивные обучающие и информационные системы, системы автоматизированного проектирования (САПР), сфера развлечений. Их характерными особенностями являются:
объединение многокомпонентной информационной среды
(текста, звука, графики, фото, видео) в однородном цифровом представлении;
обеспечение надежного и долговечного хранения больших объемов информации;
простота переработки информации.
Геоинформационные технологии предназначены для широкого внедрения в практику методов и средств работы с пространственно-
временными данными, представляемыми в виде системы электронных карт и предметно-ориентированных сред обработки разнородной информации для различных категорий пользователей. Основные области применения:
электронные карты, городское хозяйство, государственный земельный кадастр, экология, дистанционное зондирование, экономика, системы военного назначения. Наиболее известные геоинформационные системы
(ГИС): ER Mapper, ГеоДраф, ArGIS, ArcCAD, AtlasGIS и другие.
Технологии защиты информации призваны обезопасить пользователей от двух основных типов угроз:
отказы и нарушения работоспособности программных и технических средств;
преднамеренные угрозы, заранее планируемые злоумышленниками для нанесения вреда.
Основные задачи по защите от угроз:
запрещение несанкционированного доступа к ресурсам
вычислительных систем;
невозможность несанкционированного использования компьютерных ресурсов при осуществлении доступа;
своевременное обнаружение факта несанкционированных действий, устранение их причин и последствий.
CASE-технология (Computer Aided Software Engineering –
Компьютерное автоматизированное проектирование программного обеспечения) является своеобразной технологической «оснасткой»,
позволяющей осуществить автоматизированное проектирование информационных технологий. По сути это комплекс программных средств, поддерживающих процессы создания и сопровождения программного обеспечения, включая анализ и формулировку требований,
проектирование, генерацию кода, тестирование, документирование,
обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом. Существуют CASE-технологии, ориентированные на структурный подход, объектно-ориентированный подход и комбинированный подход (технологии семейства Rational Rose).
Прикладные ИТ имеют очень широкую сферу применения.Ониосновываются на стандартных моделях, методах и средствах и допускают возможность формулировки, постановки и реализации поставленных задач в терминологии предметной области пользователя.
Наиболее значимыми являются:
1) ИТ организационного управления (корпоративные информационные технологии);
2) ИТ промышленности и экономики;
3) ИТ в образовании;
4) ИТ автоматизированного проектирования.
ИТ ориентированы на пользователя. Рассмотрим в качестве
пользователей ИТ – сотрудников, находящихся на различных уровнях
управления. Известна типовая структура управления предприятием,
состоящая из трех уровней (стратегического, тактического, оперативного).
Каждому из них соответствуют ИТ. Если ИС предприятия создана в соответствии со стандартами открытых систем, то между различными уровнями иерархии можно будет обеспечить интеграцию информационных технологий (рис. 8).
Стратегический | • ESS(Executive Support Systems) | |
уровень | ||
• DSS(Decision Support Systems) | |
Тактический уровень | • MIS(Management Information |
Systems) |
Оперативный | • TPS(Transaction Processing |
уровень | Systems) |
Рис. 8. ИТ предприятия на различных уровнях управления
На оперативном уровне главной задачей является регистрация в базе данных всех событий, происходящих на предприятии и за его пределами.
Здесь применяются транзакционные технологии (TPS-технологии
Transaction Processing Systems). Они включают ряд базовых технологий таких, как:
1) OLTP-технология (On-Line Transaction Processing);
2) Web-технология;
3) интегрированные офисные технологии;
4) технологии поддержки потоков работ (workflow);
5) технологии поддержки потоков документов (dataflow).
Для реализации ИТ создаются автоматизированные рабочие места
(АРМ) бухгалтеров, менеджеров, начальников цехов и отделов,
кладовщиков, нормировщиков, кассиров и другие. Данные специалисты осуществляют непосредственный контакт с внешней средой: прием заказов, регистрация поступления материалов от поставщиков и передача их на склад, выписка счетов, нарядов на оплату труда.
АРМ (автоматизированное рабочее место) –частьинформационной системы, обособленная в соответствии со структурой управления объектом и существующей системой распределения целей и оформленная в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.
Результатом функционирования TPS-технологии будут стандартные документы: платежные поручения, счета, расходные и приходные накладные, отчеты, сводки, ведомости, то есть все документы,
позволяющие осуществлять оперативное управление всеми процессами предприятия. Данные технологии присутствуют на всех предприятиях, так как на всех предприятиях осуществляется оперативный ввод и обработка информации. Примером простейшей транзакционной системы OLTP-
технологии может служить любая бухгалтерская система, если на предприятии не внедрена одна из интегрированных информационных систем.
На тактическом уровне используют две основных технологии:
1) MIS-технология (Management Information Systems) –
предназначенная для автоматизации управленческой деятельности. Данная технология необходима для реализации функций планирования снабжения,
производства и реализации готовой продукции, финансового
планирования, контроля и составления отчетов для руководства. Здесь
можно выделить:
a. MRP-технологию (Material Requirements Planning) –
технологию планирования материальных ресурсов предприятия;
b. MRP II (Manufacturing Resource Planning) – интегрированная методология планирования, включающая также объемно-календарное планирование, планирование производственных мощностей и финансовое планирование;
c. ERP-технологию (Enterprise Resource Planning) –
осуществляющую интегрированное планирование всех «бизнес-ресурсов» предприятия. Ее отличительная черта – возможность выполнять как транзакционные функции, так и функции планирования финансовых затрат на проекты обновления оборудования и инвестиций в производство,
планирование ресурсов.
2) DSS-технология (Decision Support Systems) – технология поддержки принятия решений (СППР). Исходной информацией здесь служат специально накопленные за длительный период данные,
позволяющие определять тенденции развития процессов или событий в различных разрезах. Здесь можно выделить:
a. OLAP – технологию (On-Line Analytic Processing) –
технологию оперативной аналитической обработки;
b. Data Warehouse - технологию информационных хранилищ.
На стратегическом уровне используются системы поддержки руководства организации, в которых функционируют технологии ESS (Executive Support Systems) – технологии интеллектуальной обработки данных. Они используются в том случае, когда необходимо решать слабоструктурированные задачи, отличающиеся нечеткими характеристиками. Они ориентированы, в основном, на работу с внешними по отношению к предприятию данными, которые характеризуются
нечеткостью, неполнотой, противоречивостью. Например, информация о конкурентах, ситуации на рынке, перспективах изменения цен на сырье,
готовую продукцию, таможенные тарифы.
Здесь можно выделить технологии двух основных видов:
1) технологии Data Mining – технологии интеллектуального анализа данных. Используются при поиске закономерностей или связей между различными событиями, явлениями или процессами. Исходная информация поступает в основном в виде текстов на естественном языке,
не структурирована. Сюда можно отнести технологии нечетких систем –
для решения проблем, о которых невозможно получить полную и точную информацию, и технологии нейросетей – предназначенные для воспроизведения неосознаваемых мыслительных усилий человека;
2) системы обработки знаний – экспертные системы,
базирующиеся на таких моделях знаний как деревья вывода, деревья целей, семантические сети. Особое место здесь занимают знания,
позволяющие решать обратные задачи.
Персональный доступ к профессионально ориентированным прикладным и базовым информационным технологиям, осуществляется посредством автоматизированного рабочего места менеджера (АРМ).