Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело»

Лесное хозяйство

Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело», направления «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» заочной формы обучения

Красноярск, 2006

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Лесное хозяйство

Методические указания к выполнению расчетных заданий, контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело», направления «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» всех форм обучения

Красноярск, 2006

Лесное хозяйство: Методические указания к выполнению расчетных заданий, контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело», направления «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» всех форм обучения

- Красноярск: СибГТУ, 2006. – 82 с.

© Составители:

к. с. – х. н., доцент Смольянов А.С.

к. с. – х. н., доцент Болотова А.С.

Утверждены на заседании кафедры лесной таксации, лесоустройства и геодезии 26.10.2005 г., протокол №3

Одобрены и рекомендованы к печати редакционно – издательским советом Сиб ГТУ 01.2006 г., протокол №

Рецензент: к. б. н., доцент О.П. Ковылина (секция методического совета СибГТУ).

Введение

Актуальность и причины ведения дисциплины «Лесное хозяйство» обусловлены тем, что в настоящее время вопросы пользования лесом приобрели большую актуальность в связи с мощным антропогенным воздействием на лесные экосистемы и необходимостью рационального использования лесов. Вопросы оценки, измерения лесных продуктов и лесоэксплуатации находятся в тесной и неразрывной связи. Это делает необходимым преподавание данного курса в цикле лесных дисциплин по специальности лесоинженерное дело.

Роль и место курса в структуре учебного плана определено в цикле специальных дисциплин. Курс «Лесное хозяйство» связан со многими дисциплинами лесной направленности, а особенно с курсом «Технология и оборудование лесопромышленного производства» и «Инженерная геодезия».

Целью и задачами курса «Лесное хозяйство» является профессиональная подготовка инженеров лесной промышленности в области знаний о происхождении и развитии леса, взаимоотношения его с окружающей средой, для оценки и учета лесных ресурсов и организации лесопользования.

Структура курса предусматривает изучение способов рубок главного и промежуточного пользования, лесовосстановления, методов оценки и учета отдельных срубленных деревьев, лесной продукции, совокупности растущих деревьев, насаждений, лесного и лесосечного фондов, методов проектирования главного и промежуточного пользования лесом.

Особенности изучения дисциплины обусловлены необходимостью проведения расчетных работ на реальных примерах, отражающих особенности оценки того или иного лесного объекта.

Организация учебного процесса предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий, самостоятельную работу студентов. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины обусловлена тем, что освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, выполнение расчетных заданий, контрольной и курсовой работы, являющихся продолжением расчетов проводимых в аудитории.

Требования к знаниям и умениям, приобретенным в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника специальности «Лесоинженерное дело» следующие: иметь необходимые знания по перспективе развития лесного хозяйства и лесной промышленности; освоить основные лесоводственные и эксплуатационные характеристики главнейших древесных пород, и их соотношения в лесном фонде; основы теории о лесе, его компонентах и связи их со средой, способы рубок леса и меры по его восстановлению в процессе лесозаготовок и по их окончании; основы охраны лесов от пожаров, защиты леса от вредителей и болезней; знать технологию выращивания посадочного материала в лесных питомниках на промышленной основе; технологию закладки и выращивания лесных культур, методы и способы их воплощения на лесокультурных площадях; освоить основы технологии плантационного выращивания наиболее перспективных видов лекарственных растений, плодово-ягодных культур; освоить экстенсивные и интенсивные технологии выращивания съедобных грибов; основы практического пчеловодства и использования медоносной базы лесов; уметь оценивать лес, его компоненты и заготавливаемую лесную продукцию, принимать решения по организации лесосечного фонда на предмет его эксплуатации, сбалансированной с воспроизводством; изучить теорию и технику измерения и учета отдельных деревьев или их частей, совокупности деревьев, насаждений, лесных массивов, а также древесных ресурсов. Необходимо изучить методы всестороннего количественного и качественного учета и оценки древесины, как на корню, так и в заготовленном виде. Знать закономерности строения, роста, прироста и производительности древостоев; уметь разрабатывать основы организации лесного хозяйства: разделение лесов на части, отличающиеся по назначению; обосновать размер пользования древесиной, размещение пользования по территории, виды, размеры и режим других лесных пользований.

Общий объем курса по образовательному стандарту для всех форм обучения составляет 200 часов. В зависимости от формы обучения число лекционных, лабораторных и практических занятий меняется в соответствии с учебными планами и рабочими программами дисциплины, а также меняется объем самостоятельной работы студентов.

Виды контроля знаний студентов и их отчетность.

Студенты пятигодичной формы обучения в первом семестре выполняют расчетные задания и сдают экзамен, во втором – зачет и защищают, выполненную курсовую работу и проходят летнюю учебную практику.

Студенты трехгодичной формы обучения…..

Студенты обычной заочной формы обучения в пятом семестре выполняют контрольную работу и сдают зачет, а в шестом семестре защищают, выполненную курсовую работу и сдают экзамен.

Студенты ускоренной заочной формы обучения в четвертом семестре выполняют контрольную работу и сдают зачет, а в пятом семестре защищают, выполненную курсовую работу и сдают экзамен.

Обязательным условием допуска студента заочной формы обучения к экзамену является выполнение курсовой работы и ее защита.

Раздел I Расчетные задания для студентов п и трехгодичной форм обучения

Перечень расчетных заданий, исходные данные базового варианта и методы его трансформации в индивидуальный вариант, а также методика обработки и необходимые нормативно справочные материалы приведены в лабораторном практикуме А.С. Смольянов, С.Л. Шевелев, А.В. Подколзин «Лесное хозяйство»– Красноярск.: СибГТУ, 2005. – 108 с.

Раздел II Контрольные работы студентов заочных форм обучения

Как предусмотрено учебным планом, студенты заочных форм обучений выполняют по данной дисциплине одну контрольную работу. Работа представляется в виде отдельной тетради, на обложке которой указывается название работы, номер зачетной книжки студента, его фамилии, имени и отчества с домашним адресом. Работа выполняется самостоятельно в рукописном или печатном виде.

Текстовая, или первая часть работы, состоит из ответов на поставленные в настоящем методическом указании вопросы по всем разделам дисциплины и расчетной части.

При написании текстовой части не допускается переписывания соответствующих разделов учебников, пособий и методических указаний, а требуется краткое определение и изложение существа вопроса со своим пониманием его места и роли в системе лесного хозяйства и лесной промышленности.

Ниже приводятся десять вариантов заданий для написания текстовой части работы, которые выбираются по последнему номеру зачетной книжки. Последний номер книжки должен соответствовать номеру выбранного варианта.

Контрольные вопросы по вариантам (Текстовая часть):

Вариант 1

1. Характеристика лесов Российской Федерации.

2. Учение о типах леса и их хозяйственное значение.

3. Семенное и вегетативное возобновление леса.

4. Мероприятия, способствующие повышению продуктивности лесов.

5.Задачи, объекты и методы лесной таксации.

6. Понятие о насаждение и древостоев.

7. Тип леса.

8. Товарные таблицы.

9. Модельные и учётные деревья.

10. Сплошной перечёт при таксации лесосек.

11. Составление документации по отводу и таксации лесосечного фонда.

12. Цели задачи лесоустройства.

13.Основные понятия об охране природы.

Вариант 2

1. Главнейшие древесные и кустарниковые породы Сибири и их лесоводственно – таксационная характеристика.

2. Рубки леса. Классификация и характеристика рубок.

3. Связь возобновления с рубкой леса различными способами.

4. Меры борьбы с вредителями и болезнями леса.

5.Единицы измерений, приборы и инструменты, используемые в лесной таксации. Ошибки измерений.

6. Закономерности строения деревьев – элементов леса.

7. Элемент леса.

8. Таблицы хода роста насаждений.

9. Таксация с использованием измерительных приборов и материалов аэрофотосъёмки (подготовительные, полевые и камеральные работы).

10. Ленточный перечёт при таксации лесосек.

11. Значение лесоустройства и планирования лесного хозяйства и лесной промышленности.

12. Главное пользование лесом.

13.Природа и природные ресурсы, их классификация и использование.

Вариант 3

1. Хвойные древесные породы.

2. Рубки промежуточного пользования.

3. Меры содействия естественному возобновлению лесом на вырубках.

6. Основы лесоведения. Основные понятия о лесе, его компонентах и взаимосвязях со средой.

7.Таксация срубленного дерева и его частей.

8. Состав насаждений и его определение.

9. Происхождение насаждений.

10. Понятие о лесном фонде, видах и целях его учёта.

11. Составление основных лесоинвентаризационных документов, их содержание и использование (планшеты, планы лесонасаждений, таксационные описания, товарные ведомости, итоги таблиц классов возраста, бонитетов, полнот и запасов).

12. Таксация лесосек круговыми площадками постоянного радиуса.

13. Таксация дров и коротких деловых сортиментов. Укладка и учёт дров и коротких деловых деловых сортиментов. Полнодревесность поленниц и способы её определения. Сдача и приёмка дров на складах. Учёт пневой древесины, хвороста и коры.

14. Народно – хозяйственные формы организации лесного хозяйства и лесоэксплуатации в лесах разных групп.

15. Побочные пользования в лесу: сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, охота, сбор ягод, лекарственных растений и т. п. Хозяйственное значение различных видов побочных пользований.

16.Охрана атмосферного воздуха.

Вариант 4

1. Лиственные древесные породы.

2. Побочное пользование лесом.

3. Цели задачи лесокультурных работ.

4. Кустарниковые породы, имеющие лесоводственное и хозяйственное значение.

5. Таксация заготовленного леса и лесоматериалов.

6. Полнота насаждения, виды полноты и их определение.

7. Описание подроста, подлеска, напочвенного покрова, почвы, рельефа.

8. Группы и категории лесов.

9. Использование летательных аппаратов и материалов аэрофотосъёмки для лесохозяйственных, лесоустроительных и лесоинженерных целей.

10. Таксация лесосек с использованием материалов лесоустройства.

11. Видовые числа, коэффициенты формы, сбег. Определение объёмов растущих деревьев. Понятие о приросте.

12. Принцип непрерывного, неистощительного пользования лесом.

13. Использование особых полезных свойств леса (водоохранных, защитных, эстетических, санитарно – гигиенических и других).

14. Охрана атмосферного воздуха.

Вариант 5

1. Кустарниковые породы, имеющие лесоводственное и хозяйственное значение.

2. Классификация рубок главного пользования.

3. Методы и способы производства лесных культур на различных видах лесных площадей.

4. Возрастные этапы леса.

5. Таксация совокупности деревьев.

6. Средний диаметр элемента леса и методы его определения.

7. Пробные площади насаждений их виды и методы закладки.

8. Разряды лесоинвентаризационных работ.

9. Понятие о лесосечном фонде, лесосеке, делянке.

10. Материально – денежная оценка лесосек. Лесные таксы.

11. Видовые числа, коэффициенты формы, сбег. Определение объёмов растущих деревьев. Понятие о приросте.

12. Понятие о лесоводственно – технических формах лесного хозяйства.

13. Понятие о лесосырьевых базах. Порядок закрепления, оформления, эксплуатации лесосырьевых баз и ведение в них лесного хозяйства.

14. Охрана водных ресурсов.

Вариант 6

1. Основы лесоведения. Основные понятия о лесе, его компонентах и взаимосвязях со средой.

2. Сплошные рубки их цели, организация, условия применения.

3.Влияние организации, техники и технологии лесозаготовок на лесовозобновление.

4. Основы лесоведения. Основные понятия о лесе, его компонентах и взаимосвязях со средой.

5. Понятия о лесных сортиментах и требования ГОСТов к сортиментам. Способы определения объёмов круглых сортиментов. Учёт совокупности круглых лесоматериалов.

6. Средняя высота элемента леса и методы её определения.

7. Таксация учётных и модельных деревьев.

8. Деление лесных массивов на кварталы и таксационные участки (выдела).

9. Таксация лесосечного фонда.

10. Требования к точности и контроль качества работ по отводу и таксации лесосек.

11. Таксация совокупности отдельных деревьев. Таблицы объёмов стволов для совокупности деревьев. Определение выхода сортиментов из совокупности отдельных деревьев.

12. Формы хозяйства по происхождению (высокоствольная, низкоствольная и средняя), по способам рубки (лесосечные и выборочные), по товарности (крупнотоварная, среднетоварная, мелкотоварная). Выбор и установление форм хозяйства, условия их применения.

13. Правила отпуска леса в различных лесах.

14. Промежуточное пользование лесом.

15. Охрана лесов как части природного ландшафта.

Вариант 7

1. Особенности роста и формирования насаждений.

2. Выборочные рубки их цели, организация, условия применения.

3. Общее направление и значение лесоохранно – защитных мероприятий.

4. Возрастные этапы леса.

5. Таксация дров и коротких деловых сортиментов. Укладка и учёт дров и коротких деловых деловых сортиментов. Полнодревесность поленниц и способы её определения. Сдача и приёмка дров на складах. Учёт пневой древесины, хвороста и коры.

6. Средний возраст элемента леса, насаждения и его определение.

7. Определение прироста насаждений.

8. Способы таксации лесного фонда.

9. Отвод и оформление лесосек в натуре.

10. Составление документации по отводу и таксации лесосечного фонда.

11. Понятие о насаждение и древостоев.

12. Естественная, возобновительная, количественная и техническая спелости леса, их возрасты для основных древесных пород и значение при организации хозяйства.

13 Цели задачи лесоустройства.

14. Особенности расчёта и установление размера пользования лесом по группам леса.

15. Соблюдение санитарных правил в лесу.

Вариант 8

1. Возрастные этапы леса.

2. Классификация рубок промежуточного пользования лесом.

3. Виды и причины возникновения лесных пожаров, вред, причиняемый лесными пожарами.

4. Классификация деревьев в древостое и его практическое значение, естественное изреживание леса.

5. Таксация растущих деревьев. Определение параметров растущего дерева: диаметра, высоты, возраста, формы, выхода деловой древесины, дров и отходов.

6. Запас насаждения и методы его определения.

7. Таксация совокупности элементов леса.

8. Сплошная и частичная перечислительная таксация.

9. Способы таксации лесосек и их материальная оценка.

10. Задачи, объекты и методы лесной таксации.

11. Понятие об обороте и возрасте рубки. Основания для установления возрастов рубки в хозяйстве.

12. Значение лесоустройства и планирования лесного хозяйства и лесной промышленности.

13. Расчётная, плановая и фактические лесосеки, их значение и взаимосвязь.

14. Основные понятия об охране природы.

Вариант 9

1. . Классификация деревьев в древостое и его практическое значение, естественное изреживание леса.

2. Понятия о санитарных рубках.

3. Противопожарные мероприятия на лесосе6ках, в заподсоченных насаждениях и на лесных складах.

4. Возрастные этапы леса.

5. Видовые числа, коэффициенты формы, сбег. Определение объёмов растущих деревьев. Понятие о приросте.

6. Класс товарности элемента леса.

7. Объёмные таблицы.

8. Пробные площади, их виды, выбор места для закладки, отграничение и оформление.

9. Виды учёта древесины, отпускаемой на корню, в зависимости от способов рубок.

10. Составление документации по отводу и таксации лесосечного фонда.

11. Понятие о насаждение и древостоев.

12. Распределение площадей и запасов насаждений хозяйства на возрастные группы.

13. Народно – хозяйственные формы организации лесного хозяйства и лесоэксплуатации в лесах разных групп.

14. Побочные пользования в лесу: сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, охота, сбор ягод, лекарственных растений и т. п. Хозяйственное значение различных видов побочных пользований.

15. Природа и природные ресурсы, их классификация и использование.

Вариант 10

1. Основные факторы природной среды (свет, тепло, влага, почва, ветер и др.) и их значение для лесного хозяйства и лесоэксплуатации.

2. Общие понятия о возобновлении леса. Естественное и искусственное возобновление леса.

3. Главнейшие болезни и вредители леса и вызываемые ими повреждения, фитопатологические заболевания древесины и меры борьбы с ними.

4. Учение о типах леса и их хозяйственное значение.

5. Таксация совокупности отдельных деревьев. Таблицы объёмов стволов для совокупности деревьев. Определение выхода сортиментов из совокупности отдельных деревьев.

6. Класс бонитета.

7. Сортиментно – сортные таблицы.

8. Перечёт деревьев и замеры высот на пробных площадях.

9. Назначение деревьев в рубку и их перечёт.

10. Таксация срубленного дерева и его частей.

11. Состав насаждений и его определение.

12. Главное пользование лесом.

13. Принцип непрерывного, неистощительного пользования лесом.

14. Использование особых полезных свойств леса (водо-охранных, защитных, эстетических, санитарно – гигиенических и других).

15Охрана атмосферного воздуха.

Расчетная часть работы

Расчетная часть работы направлена на закрепление теоретических знаний в решении конкретных лесотаксационных задач, которые могут встретиться в практической деятельности лесоинженера.

Перечень расчетных заданий, исходные данные базового варианта и методы его трансформации в индивидуальный вариант, а также методика обработки и необходимые нормативно справочные материалы приведены в лабораторном практикуме А.С. Смольянов, С.Л. Шевелев, А.В. Подколзин «Лесное хозяйство»– Красноярск.: СибГТУ, 2005. – 108 с.

Раздел III Курсовая работа для студентов всех форм обучения

1 Общие положения

Курсовая работа по дисциплине «Лесное хозяйство» является завершающим этапом подготовки специалистов по этой дисциплине для студентов лесоинженерного факультета всех форм обучения. Данная работа должна быть выполнена самостоятельно, вне расписания занятий (в объёме, соответствующем учебному плану курса), на основе требований лесного законодательства, знаний, полученных студентами на лекциях и лабораторно- практических занятиях.

Индивидуальные задания на курсовую работу студенты получают у преподавателя. Такое задание содержит следующие исходные данные:

1. Название лесхоза и лесничества.

2. Задание по таксация срубленного дерева и сортиментации древесного ствола и определение объемов сортиментов, определению сбега ствола, определению показателей формы ствола и объема растущего дерева.

3. Задание по таксации дровяной древесины.

4. Задание по таксации пиломатериалов.

5. Задание по таксации совокупности деревьев.

6. Задания по таксации лесосечного фонда:

7. Задания по определению размера главного пользования лесом.

Рекомендации с изложением требований стандартов и инструкций по оформлению курсовой работы изложены в СТП 3.4.104 – 01 «Курсовое проектирование, требования к выполнению и представлению» и в СТП 3.4.204 – 01«Требования к оформлению текстовых документов».

Курсовое проектирование имеет практическое значение, поэтому студенты должны научиться понимать содержание и обосновывать свои проектные решения в соответствии с требованиями следующих законодательных и нормативных документов.

1. Правил отпуска древесины на корню.

2. Региональных правил рубок главного пользования.

3. Региональных Наставлений по рубкам ухода за лесом.

4. Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации.

5. Инструкции по сохранению подроста и молодняка хозяйственно ценных пород при разработке лесосек и приёмки от лесозаготовителей вырубок.

6. Указаний по освидетельствованию мест рубок.

Руководитель курсовой работы обязан по каждому разделу сформулировать целевую задачу проектирования, критерии и принципиальные подходы к её решению, дать консультации по отдельным наиболее трудным вопросам в процессе выполнения задания или отослать студента к литературным источникам.

Студент выполняет расчёты, заполняет таблицы и к каждой из них после её приведения в тексте составляет пояснительную записку, в которой от первого лица обосновывает свой проектные решения. Общим требованием к тексту является чёткость и логическая последовательность изложения материала, убедительная его аргументация, исключающая возможность неоднозначного толкования конкретных результатов, приведённых в таблицах. По отдельным проектным решениям желательно сделать ссылку на пункт нормативного документа (Правила…, Наставления…и др.).

В тексте объяснительной записки запрещается переписывать содержание учебных пособий, нормативных и законодательных документов. Допускается включать лишь основополагающие рекомендации и предложения, которые обычно приводятся в документе в самом начале его разделов. В конце каждого раздела курсовой работы даются обобщающие выводы по рассмотренному вопросу, а в её конце – заключение.

Курсовая работа представляет собой рукопись, с высотой прописных букв не менее 3,5 мм и цифр 5 мм. Абзацный отступ – от 15 до 17 мм. Если применяются печатающие устройства вывода ЭВМ (ГОСТ 2.004), то используется текстовые редакторы Word: формат – doc или RTF, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – одинарный, абзацный отступ – 10. Для заголовков разделов – шрифт – 16. Листы текста рукописи должны быть написаны грамотно, понятно и иметь поля: левое – 30мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Нумерация страниц и таблиц сквозная. Разделы, подразделы и таблицы должны иметь названия и порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами с точкой. Небрежно оформленные работы на проверку не принимаются.

Курсовая работа должна быть сдана на проверку за 10 дней до начала экзаменационной сессии и защищена руководителю с оценкой.

2. Структура работы

В настоящих методических указаниях приводим программу написания курсовой работы и краткие рекомендации по её выполнению, Структура и примерный объём пояснительной записки следующие.

Таблица 1 – Структура и объём курсовой работы

Номер п/п Содержание Количество страниц Примечания
Титульный лист  
Задания на курсовую работу Выдаются преподавателем
Реферат  
Содержание 1 - 2  
Введение  
Основная часть 40-50  
Заключение  
Библиографический список. 1 - 2  
Приложения (Журнал с расчетными данными и графиками) по фактическому объему  

3. Требования к содержанию работы.

3.1 Титульный лист

На титульном листе указываются: название министерства образования, учебного заведения, самой работы и номер задания, по которому она выполнена, фамилия и инициалы студента и преподавателя, а также дата сдачи работы на проверку и оценка работы. В нижней части листа ставится год написания работы. Пример оформления титульного листа приводится в приложении А.

3.2 Реферат

Реферат должен содержать:

1. сведения о количестве страниц, таблиц, источников литературы;

2. перечень ключевых слов или словосочетаний (от 5 до 15 шт.) в именительном падеже, написанных в строку через запятые, содержащих основной смысл работы;

3. текст реферата, отражающий цель работы, объект анализа, полученные результаты.

Излагать текст реферата необходимо кратко в связанной повествовательной форме. Например, в настоящей курсовой работе, с целью закрепления знаний по дисциплине «Лесное хозяйство» рассматриваются методы таксации лесного и лесосечного фонда, проведён анализ состояния лесного фонда учебного участка (наименование лесхоза), составлен проект рубок главного пользования, очистки лесосек; намечены меры лесовосстановления непокрытых лесом площадей и лесосек несплошных рубок.

Кроме этого, в тексте реферата необходимо указать название использованных нормативных документов и объём выполненной работы в гектарах, а также период времени, на который составлен проект. Объём реферата не должен превышать одной страницы рукописного текста.

Реферат оформляют по следующей форме:

- заголовок;

-текст реферата

-сведения об объёме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников.

Пример реферата приведён в приложении Б.

3.3 Содержание (оглавление)

В содержании приводятся названия разделов и подразделов работы и напротив каждого из них, указывается страница, на которой они помещены в тексте. Содержание оформляется после того, как работа над текстовым документом закончена. Содержание помещается перед введением. Пример содержания приведён в приложении В.

3.3 Введение

Введение предназначено для обоснования важности и актуальности темы, в нём формулируется главная задача работы. Введение должно содержать информацию о современном состоянии рассматриваемого вопроса, о перспективах и путях его решения.

Во введении даётся оценка современного состояния лесного комплекса нашей страны и обосновывается необходимость изучения лесного законодательства студентами лесоинженерного факультета. Здесь же, может, приведена связь лесохозяйственных наук, в частности лесоводства с другими дисциплинами из программы обучения инженеров-технологов в вузах.

Во введении необходимо сформулировать основную задачу курсовой работы и привести перечень программных вопросов, которые будут рассмотрены в основной части. Объём текста введения не должен превышать двух страниц.

3.4 Основная часть

3.4.1. Первый раздел основной части и курсовой работы называется «Таксация лесного фонда». Раздел необходим для закрепления знаний лекционного курса и лабораторно-практических занятий по учебным дисциплинам: лесоведение, лесоводство, дендрология, лесная таксация, лесоустройство и др., входящим в курс «Лесное хозяйство».

Раздел включает 7 подразделов. В разделе 1 характеризуются объекты лесной таксации и особенности их таксации. Должны быть даны ответы и приведены расчеты по следующим вопросам:

1.Таксация срубленного дерева.

2. Сортиментация древесного ствола и определение объемов сортиментов.

3 Определение сбега ствола.

4. Определение показателей формы ствола и объема растущего дерева и определение объема растущего дерева

5. Таксация дровяной древесины.

6. Таксация пиломатериалов.

7. Таксация совокупности деревьев.

В подразделе 1.7 «Таксация совокупности деревьев » даются ответы и приводятся расчеты по следующим вопросам:

1. Перечислительная таксация.

2. Таксация совокупности деревьев.

3. Закладка пробной площади.

4. Взятие модельных деревьев.

5. Таксационные показатели насаждений:

а) происхождение;

б) форму;

в) состав;

г) среднюю высоту;

д) средний диаметр;

е) средний возраст;

ж) элемент леса;

з) полноту;

и) запас;

к) класс товарности;

л) бонитет;

м) тип леса;

Приводятся понятия обо всех таксационных признаках древостоев, методах их расчета и определения и конкретно полученные величины.

Для написания подразделов 1.1 и 1.7 используются знания полученные в предыдущих семестрах, литературные источники и журнал для лабораторных работ, в котором производились расчеты.

В разделе 2 даются ответы и приводятся расчеты по следующим темам:

1. Методы таксации лесосечного фонда:

а) сплошной перечет;

б) ленточный перечет;

в) круговые площадки постоянного радиуса;

г) круговые реласкопические площадки;

д) таксация лесосек по материалам лесоустройства.

Для написания раздела используются литературные источники и материалы обработки по таксации лесосечного фонда полученные по заданиям, выполненным в предыдущих семестрах.

В разделе 3 производится расчет размера главного пользования лесом и производится обоснование:

1. Возраста главной рубки.

2. Распределения площадей и запасов по возрастным группам (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные).

3. Расчета лесосек по спелости, первой возрастной, второй возрастной, по среднему приросту.

4. Оптимальной лесосеки.

В теоретической части необходимо дать понятии по вышеназванным вопросам.

Исходные данные, порядок, методику и пример выполнения третьего раздела приводим ниже. Приводится десять вариантов заданий, которые выбираются в соответствии с последней цифрой зачетной книжки.

Базовый вариант задания помещен в таблицу 1. Для формирования индивидуального варианта используют начальную букву фамилии и две последние цифры зачетной книжки. Из таблицы 1 выбирают площади и запасы древостоев, соответствующие начальной букве фамилии. К этим цифрам добавляют: к площади каждого класса возраста две последние цифры зачетной книжки, выраженные в гектарах, а к запасу цифры зачетной книжки, выраженные в целых и десятых долях тыс. м3 . Например, фамилия студента Авилов, два последних номера зачетки 12. Выбираем вариант помеченный буквами А –З и добавляем к площади каждого класса возраста число 12: в первом классе возраста (110+12=122 га); во втором классе возраста (120+12=132 га) и т. д. К запасу древостоев каждого класса возраста добавляем значение 1,2 тыс. м3, т.е.: в первом классе возраста (4,4+1,2=5,6 тыс. га), во втором (10,8+1,2=12,0 тыс. га ) и т.д.

По приведенным в таблице 1 данным эксплуатационные древостои еловой хозсекции III класса бонитета относятся к III группе лесов. Распределение площадей и запасов древостоев приведено в разрезе классов возраста.

Методика и порядок выполнения задания

Выполнение работы будет показано на примере данных базового варианта.

1. Возрасты главных рубок

Необходимо обосновать проектируемые возрасты главных рубок.

Возраст главной рубки для древостоев хозсекции, по которой ведут проектирование, принимают согласно рекомендациям, приведённым в таблице 2.

Таблица 2 - Оптимальные возрасты рубок эксплуатационных лесов II и III групп

Лесообразующая порода Класс бонитета Возрасты рубок по экономическим районам
Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальне-Восточный
Сосна III и выше 101 - 120 101 - 120 101 - 120
IV и ниже 121 - 140 121 - 140 121 - 140
Лиственница III и выше 101 - 120 101 - 120 101 - 120
IV и ниже 121 - 140 121 - 140 121 - 140
Ель III и выше 101 - 120    
IV и ниже 121 - 140    
Все   101 - 120 101 - 120
Пихта Все 81 - 100 101 - 120 101 - 120
Берёза Все 61 - 70 61 - 70 61 - 70
Осина Все 51 - 60 51 - 60 51 - 60

2. Распределения площадей и запасов по возрастным группам (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные).

Для базового варианта такое распределение будет выглядеть следующим образом (таблица3).

Таблица 3 - Распределения площадей и запасов по возрастным группам

Показатели Площади, га и запасы, тыс. м3 по возрастным группам
молодняки средне возрастные приспева ющие спелые перестойные
Площадь
Запас 15,2 63,6 62,5 452,0 578,0

3. Расчета лесосек по спелости, первой возрастной, второй возрастной, по среднему приросту

При сплошнолесосечной форме хозяйства лесосеки по площади исчисляются по следующим формулам:

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ru



Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии. Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ для студентов специальности 260100 (250401) «Лесоинженерное дело» - student2.ruТаблица 1 - Данные для установления размера главного пользования и установление спелостей леса

Лесхоз:_согласно названию курсовойработы_, Лесничество: согласно названию курсовойработы

Хозчасть: эксплуатационная, Хозсекция еловая, класс бонитета: III

Сплошнолесосечная форма хозяйства

Номер варианта Группа лесов Показатели Показатели по классам возраста Итого
I II III IV V VI VII VIII IX
А – З III Площадь, га
Запас, тыс. м3 4,4 10,8 24,0 39,6 62,5 162,0 290,0 330,0 248,0 1171,3
И – С III Площадь, га
Запас, тыс. м3 4,0 9,9 22,4 33,0 50,0 135,0 261,0 300,0 217,0 1032,3
Т - Я III Площадь, га
Запас, тыс. м3 3,6 9,0 20,8 26,4 37,5 108,0 232,0 270,0 186,0 893,3

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Пример заполнения титульного листа курсовой работы

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский Государственный технологический университет»

Факультет лесоинженерный

Кафедра лесной таксации, лесоустройства и геодезии

Наши рекомендации