Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9.
Цель исследования:определить уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.
Оборудование: план наблюдения, схема наблюдения, ручка, часы, дневник наблюдения.
Проведение исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.
Обработка данных.Анализ протоколов проводят по следующей схеме:
I. Замысел игры
1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.)
2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.
3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.
4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.
5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.
II. Содержание игры
- Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).
- Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих отношения.
III. Сюжет игры
1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.
2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует заданному сюжету.
3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.
4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.
5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
6. Каковы источники сюжетов игр (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).
IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
1. Обозначает ли выполнение роли словом и когда (до игры, во время игры).
2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).
3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).
4. Передает ли характерные особенности персонажа.
5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.
6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость, характер взаимоотношений.
7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.
V. Игровые действия и игровые предметы
1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы–заместители и преобразует их для использования в игре.
2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.
3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.
4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.
5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.
6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.
VI. Игровые правила
1. выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.
2. Как соотносит ребенок правила со взятой на себя ролью.
3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.
4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения правил.
VII. Достижение результата игры
1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.
2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом.
3. Какими средствами достигается реализация замысла.
VIII. Особенности конфликтов в игре
1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).
2. Каковы способы разрешения конфликтов.
IX. Игровая среда
1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.
2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.
X. Роль взрослого в руководстве игрой
1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.
2. Предлагает ли принять взрослому участие в игре.
Полученные результаты соотносят с таблицей (см. прил.) и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.
Перед проведением наблюдения ознакомится с приложением, как теоретической основой темы исследования.
Наблюдение ведется за одним ребенком.