Раздел 4. Творчество и новаторство в социальной работе
Инновационные процессы в социальной работе: сущность, этапы, типы. Взаимопомощь как инновационный процесс. Само – и взаимопомощь: общее и особенное. Терапевтические группы и группы взаимопомощи. Причины взаимопомощи. Цели взаимопомощи. Организация групп взаимопомощи: этапы. Подготовительный, начальный этапы и этап совершения действий как технологический процесс. Эффективность взаимопомощи.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. По теме 1.4.- 2/-часа.
Стандарты в социальной работе
Цель занятия: изучить процесс принятия социальных стандартов в современной России, его особенности и содержательные характеристики.
Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых стандартов социономической деятельности в аспекте анализа их практической применимости.
2. По теме 2.1 - 2/- часа
Посредничество в социальной работе
Цель занятия: изучить посредничество как метод социономической деятельности в аспекте сравнения его с принципом посредничества.
Содержание занятия: ролевые игры на закрепление типичных техник посредничества.
3. По теме 2.3.- 2/-часа
Профилактика в социальной работе
Цель занятия: изучить современные практики применения метода социального посредничества с акцентом на анализе практик разработки и реализации профилактических социальных программ.
Содержание занятия: ролевые игры на закрепление типичных способов и техник профилактики.
4. По теме 2.4.- 2/-часа.
Интервью в социальной работе.
Цель занятия: выявить и проанализировать особенности в социономическом интервью.
Содержание занятия: ролевые игры на закрепление типичных техник интервью.
5. По теме 3.1.- 2/-часа.
Социальная работа с бедными
Цель занятия: изучить типичные способы социальной работы с бедными, с акцентом на обеспечении научных оснований соответствующей деятельности.
Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых способов социальной работы с бедными людьми.
6. По теме 3.3. – 2/- часа.
Социальная работа с семьей.
Цель занятия: изучить особенности процесса организации социальной работы с семьей.
Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых способов социальной работы с семьей с акцентом на обеспечении научных оснований соответствующей деятельности.
7. По теме 3.4. – 2/- часа.
Социальная работа с семьями больных алкоголизмом
Цель занятия: изучить особенности процесса организации социальной работы с семьями больных алкоголизмом с акцентом на анализе роли метода интервенции, его «сильных» и «слабых» сторон.
Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых способов социальной работы с семьями больных алкоголизмом в контексте «Анонимных алкоголиков».
8. По теме 3.5. – 2/- часа.
Социальная работа с одинокими людьми
Цель занятия: выявление и анализ особенностей в организации социальной работы с одинокими людьми в аспекте изучения миссии соционома в соответствующей деятельности.
Содержание занятия: ролевая игра по созданию службы знакомств в г.о. Тольятти.
9. По теме 4.1. – 4/- часа.
Само – и взаимопомощь в социономической деятельности
Цель занятия: выявление и анализ особенностей в организации само-и взаимопомощи клиентов социальных служб.
Содержание занятия: ролевая игра по созданию группы взаимопомощи на базе реабилитационного центра «Преодоление» г.о. Тольятти.
V. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, в том числе контрольных работ, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам.
Самостоятельная работа организуется, обеспечивается и контролируется кафедрой. Время для нее отводится не менее 3-4 часов ежедневно.
1. Содержание самостоятельной работы для студентов очной/заочной формы обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 5/6 лет
№ темы | Темы занятий | Всего время, часов | Содержание самостоятельной работы и распределение времени |
Раздел 1. Основы технологии социальной работы | 44/50 | 1.Изучение конспекта лекций и рекомендованной литературы – 20/24 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к темам раздела– 10/10 часа 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 10/10 4. Составление задач и упражнений потемам раздела – 4/6 | |
Раздел 2. Общие социальные технологии | 121/ | 1.Изучение рекомендованной литературы – 32/36 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 24/32часов 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 56/56 4. Составление задач и упражнений потемам раздела – 9/13 | |
Раздел 3. Частные социальные технологии | 56/74 | 1.Изучение рекомендованной литературы – 24/32 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 16/24часов 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 8/12 часов 4. Составление задач и упражнений по темам раздела – 8/6 часов | |
Раздел 4. Творчество и новаторство в социальной работе | 12/18 | 1.Изучение рекомендованной литературы – 6/8 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 2/6 часов 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 2/2часа. 4. Составление задач и упражнений по темам раздела – 2/2 часа. |
VI. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
.1.Социальная технология и технология социальной работы: соотношение понятий.
Современные классификации социальных технологий.
2.Социальная технология как процесс: этапы.
3.Методы практики социальной работы: понятие, принципы отбора.
4.Критерии эффективности социальной технологии.
5.Интервью в социальной работе: его особенности.
6.Типичные ошибки интервью.
7.Техника интервью.
8.Теоретическая база метода групповой работы.
9.Этапы групповой социальной работы.
10.Метод номинальных групп: назначение, этапы.
11.Эффективность групповой социальной работы.
12.Связь с общественностью в социальной работе.
13.Реклама в социономической деятельности.
14.Посредничество как метод социальной работы.
15.Принципы и функции посредничества.
16.Техника посредничества.
17. Особенности социального консультирования.
18.Организация процесса социального консультирования.
19.Начальный этап социального консультирования
20..Консультирование “ трудного клиента “.
21. Теоретическая база метода социальной профилактики.
22.Способы социальной профилактики.
23.Технология разработки профилактических программ.
24.Критика социальной профилактики.
25.Современные модели социальной диагностики.
26.Социальная диагностика как процесс: этапы.
27.Техника социальной диагностики.
28.Типичные ошибки социальной диагностики.
29.Социальная терапия.
30.Социальная адаптация в технологии социальной работы.
31.Социальная реабилитация и абилитация. Техника социальной реабилитации.
32.Теоретическая база социальной работы с одинокими людьми.
33.Способы организации социальной работы с одинокими людьми.
34.Теоретическая база социальной работы с бедными людьми.
35.Уроки “ безусловной войны” с бедностью.
36.Социальная работа с бедными.
37.Концепция Минучина как научная основа социальной работы с семьей.
38.Принципы социальной работы с семьей.
39.Особенности организации социальной работы с семьей.
40.Социальная работа с семьями больных алкоголизмом.
41. Интервенция в социальной работе с больными алкоголизмом.
42.Социальная работа с военнослужащими и их семьями.
43.Социальная работа с женщинами.
44.Социальная работа с молодежью.
45.Социальная работа с пожилыми людьми.
46.Социальная работа с инвалидами.
47.Социальная работа с заключенными и бывшими заключенными.
48..Социальная работа с бомжами.
49.Социальная работа с больными наркоманией.
50.Современные антинаркотические программы: теоретическая база, цели, этапы осуществления, эффективность.
51.Социальная работа с суицидентами.
52.Критерии готовности к работе со спонсорами.
53.Этапы работы со спонсорами.
54.Принципы социальной работы со спонсорами.
55.Техника работы со спонсорами.
56.Социальная работа с переживающими утрату.
57.Технология становления и развития групп взаимопомощи.
58.Эффективность практики социальной работы.