Горно-капитальные выработки
К горно-капитальным выработкам отнесены все выработки (с учетом существующих), проходимые с целью вскрытия запасов руды:
– выработки дренажного горизонта -145 м;
– выработки горизонта -200 м;
– выработки горизонта -380 м;
– выработки горизонта -560 м;
– выработки горизонта -625 м;
– выработки горизонта -690 м;
– выработки горизонта -790 м;
– слепой скиповой ствол (ССС) с комплексом выработок;
– породотранспортный автоуклон (отм. -543м/-560м);
– автоуклон (отм. -155м/-200м);
– автоуклон (отм. -560м/-690м);
– вентиляционный уклон (отм. -625м/-665м);
– автоуклон (отм. -690м/-790м).
– ЛХВ (гор. -690м/-790м)
В состав горно-капитальных выработок на горизонтах включены (с учетом существующих) следующие служебные камеры:
– камера обслуживания самоходного оборудования (КОСО);
– камера перегрузки материалов (КПМ);
– камеры аварийного воздухоснабжения (КАВС) и камеры ожидания;
– камеры складов противопожарных материалов (ППМ);
– камеры главной и вспомогательных насосных станций (ГНС и ВНС);
– раздаточная камера ВМ;
– камеры электроподстанций (ЦПП, РПП);
– общерудничные камерные выработки, а также другие камеры с длительным сроком службы;
– ниши различного назначения.
Ниже дана краткая характеристика и назначение горно-капитальных выработок.
1) Автоуклоны
Для вскрытия запасов в отм. -560м/-790м и -155м/-200м предусмотрены 5 автоуклонов:
– автоуклон (отм. -155м/-200м);
– породотранспортный автоуклон (отм. -543м/-560м);
– автоуклон (отм. -560м/-690м);
– вентиляционный уклон (отм. -625м/-665м);
– автоуклон (отм. -690м/-790м).
– По состоянию на 01.01.2013 г. на руднике пройдены породотранспортный автоуклон (отм. -543м/-560м), автоуклоны (отм. -155м/-200м и отм. -560м/-690м), вентиляционный уклон (отм. -625м/-665м). автоуклон (отм. -690м/-790м).
· Автоуклоны предназначены для транспорта горной массы, спуска-подъема людей и материалов на вновь вскрываемые горизонты рудника, а также подачи (выдачи) воздуха.
· Автоуклоны проходятся с углом наклона 8 град. на прямолинейных участках и горизонтально на поворотах, на которых кроме того увеличено поперечное сечение с учетом выбега автосамосвала. Через каждые 25 м по длине автоуклонов предусматривается устройство ниш безопасности для людей высотой 1,8 м, шириной 1,2 м и глубиной 0,7 м. Камеры для разминовки встречных автосамосвалов предусмотрены на поворотах автоуклонов.
· Породотранспортный автоуклон (отм. -543м/-560м) предназначен для транспортирования породы и в верхней точке сбивается породоспуском и ВХВ с квершлагом № 2 горизонта -560 м. Откуда далее порода загружается вибропитателем ПШВ-4.75 в вагонетки ВД-3.3 и транспортируется электровозным транспортом на ствол КС.
· С отм. -665 м вскрывающего автоуклона (отм. -560м/-690м) пройден вентиляционный уклон на горизонт -625 м. Этот автоуклон предусмотрен для подачи свежего воздуха на горизонты -690 м и -790 м, а также для прокладки водоотливного става в насосную главного водоотлива на горизонте -625 м от вспомогательных насосных станций, расположенных на рабочих горизонтах -690 м и -790 м.
· 2) Электровозное депо
Существующие электровозные депо на горизонте -560м и -380м состоят из 3-х камер: зарядки аккумуляторных батарей, преобразовательной подстанции и ремонтной мастерской. С выработками ОД камеры соединяются двумя заездами, один из которых используется как гараж для отстоя электровозов во время перерывов в работе.
3) Камера обслуживания самоходного оборудования (КОСО)
Для сборки и обслуживания самоходного оборудования при отработке запасов ЭБ № 9 и № 10 будет задействована существующая КОСО на горизонте -560м, состоящая из ремонтной мастерской и пункта заправки топливом. К выработкам КОСО примыкает камера перегрузки материалов (КПМ), в которой производится перегрузка материалов с рельсового на самоходный транспорт, и ниши отстоя вспомогательных машин и кассет.
4) Камеры разгрузки на скиповом стволе (СС)
Существующие камеры разгрузки расположены в околоствольных дворах на горизонтах -380м (1 камера), -560м (2 камеры) и служат для разгрузки горной массы, вывозимой:
- электровозным транспортом (руда, порода) с горизонта -380м при перепуске по рудо-, пороспускам с подэтажа ЭБ № 4 (отм. -155м/-200м);
- автосамосвалами (руда) с горизонтов -690м и -790м (до ввода в эксплуатацию слепого скипового ствола (ССС)) по автоуклонам (отм. -560м/-690м и -690м/-790м);
- электровозным транспортом (руда) с горизонта -560м (после ввода в эксплуатацию слепого скипового ствола);
- автосамосвалами (порода) с горизонтов -690м и -790м по автоуклонам (отм. -560м/-690м и -690м/-790м).
· Горная масса из камеры разгрузки поступает в загрузочный бункер, а из него через вибропитатель – на ленточный конвейер и далее в дозатор ствола СС.
· 5) Слепой скипой ствол (ССС) с комплексом выработок
Ствол ССС (отм. -525м/-832м) предназначен для подъема горной массы при отработке запасов ЭБ № 9 и № 10.
Комплекс ствола ССС состоит из следующих выработок:
на горизонте -560м:
- заезд в камеру подъемной машины;
- камера подъемной машины (в т. ч. камера оператора подъемной машины, гидростанция высокого давления);
- канатный ходок;
- заезд к стволу ССС из камеры подъемной машины;
- уклон на камеру подшкивной площадки (отм. -560м/-538.7м);
- камера подшкивной площадки (отм. -538.7м);
- камера разгрузочного бункера и установки питателя.
- камера электроподстанции
- камера ЭПиА
на горизонте -790м:
- уклон на конвейерный штрек (отм.-789м/-810,2м)
- конвейерный штрек (отм. -810,2м);
- уклон на горизонт сбора просыпи (отм.-810,2м/-832м)
- горизонт сбора просыпи с нишей РП, камерой зумпфового водоотлива (отм. -832м);
- водоотливные скважины;
- ВХВ (отм. -789м/-810,2м) и ВХВ (отм. -810,2м/-832м);
- камера электроподстанции;
- рудный бункер.
Проектом предусматривается камера загрузки скипа ССС только на гор. -790м (при отработке запасов ЭБ № 9 вся рудная масса перепускается по рудоспускам с горизонта -690м на горизонт -790м, далее в бункер на комплекса загрузки скипа).
6) Транспортные штреки с узлами погрузки
Транспортные штреки с узлами погрузки расположены на вскрываемых горизонтах -690м и -790м и служат для погрузки горной массы из рудоспусков в самоходное оборудование (автосамосвалы, ПДМ) или на ленточный конвейер .
7) Камера приема закладочной смеси
Камера приема закладочной смеси оснащена двумя опорными коленами под закладочными скважинами и узлом переключения подачи закладочной смеси на каждый из трубопроводов.
8) Лифтовой-ходовой восстающий (ЛХВ)
Лифтовой-ходовой восстающий (отм.-701,31м/-790м) является запасным выходом с горизонта и из выработок очистного блока. В сечении ЛХВ размещается лифт «ALIMAK». Общий вид ЛХВ приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 20).
9) Камера аварийного воздухоснабжения (КАВС)
КАВС расположена на вскрываемом горизонте -790м и служит для хранения резервных самоспасателей, а также одновременно является камерой ожидания и убежищем на случай аварии. Оборудуется скамьями, переносными средствами пожаротушения и аптечкой. В КАВС проведены трубопроводы воды и сжатого воздуха. Вход и выход из камеры осуществляется через тамбур, который закрывается герметичной дверью в случае аварии. Общий вид камеры приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 14).
10)Склады противопожарных материалов (ППМ)
Склады ППМ предназначены для хранения материалов, используемых при ликвидации пожара в горных выработках, и размещаются на каждом вновь вскрываемом горизонте в отдельной камере (горизонт -690м) или на расширении выработки (горизонты -790м и -625м). Общий вид склада приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 15).
11) Камера электроподстанции (РПП)
Служит для электроснабжения применяемых электрических машин и механизмов и размещается на каждом из вновь вскрываемых горизонтов. Общий вид камеры приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 16).
12) Камеры вспомогательных насосных станций
Камеры вспомогательных насосных станций предназначены для сбора и дальнейшей перекачки до комплекса главного водоотлива всей воды, поступающей в горные выработки ЭБ, как естественного водопритока, так и технологической воды (главным образом от закладки). Камеры размещаются на каждом из вновь вскрываемых горизонтов -690м и -790м, а также на горизонте -200м.
Общий вид камеры приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 17).
13) Камеры для разминовок встречных автосамосвалов и их разворота
Камеры для разминовок автосамосвалов позволяют организовать безопасный разъезд встречных автосамосвалов на автоуклонах. При встрече двух машин порожняя машина заезжает в камеру и пропускает встречную груженую машину.
Общий вид камеры приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 13).
14) Раздаточная камера ВМ служит для раздачи ВМ. Хранение ВМ в камере запрещено.
Проектом предусматривается обязательное крепление всех вновь вводимых горно-капитальных выработок. В качестве крепи предусматривается применять:
- монолитный бетон (железобетон) для крепления выработок околоствольных дворов и основных электромашинных камер с длительным сроком эксплуатации;
- комбинированную крепь (штанги типа ЖБШ и металлическая сетка c торкрет-бетонном или без него) для крепления протяженных выработок и прочих служебных камер;
- металлическую арочную крепь для крепления протяженных выработок и их сопряжений.
Исходя из состава вмещающих пород, объем крепления металлическими арками принимается следующий: в отм. -155м/-200м – 30%; в отм. -560м/-690м – 25%; в отм. -690м/-790м – 35% от общей длины выработок.
Проектом предусматривается, что на все металлические конструкции, включая металлические арки, наносится два слоя антикоррозийного покрытия. При бетонном креплении выработок, подверженных воздействию рассолов, применять сульфатостойкий цемент.
Размеры сечений выработок, закрепленных комбинированной крепью, допускают последующую возможную установку в них арочной крепи при сохранении требуемых [ЕПБруд] зазоров.
В качестве арочной крепи предусматривается применять металлические арки из спецпрофиля СВП №22-33. Для крепления выработок монолитным бетоном используется бетон марки В12.5.
Свод в сечениях горно-капитальных выработок в зависимости от вида крепления принят:
- одноциркульный – для выработок, закрепленных комбинированной крепью и металлической арочной крепью;
- трехциркульный – для выработок, закрепленных монолитным бетоном, железобетоном, комбинированной крепью и металлической арочной крепью;